Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 17:10, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе, провести анализ работы налоговых органов.
Задачи курсовой работы:
определение сущности налогов;
изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
рассмотрение ряда налоговых льгот, представленных в Республике Беларусь;
проведение сравнительного анализа налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран;
проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
изучение новаций Налогового кодекса 2013 года.
ГЛАВА 3
НОВАЦИИ НАЛОГОВОГО КОДЕСА НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И МИКРО - ОРГАНИЗАЦИЙ 2013 г.
Самая популярная система налогового учёта среди субъектов малого бизнеса - это упрощённая система налогообложения (УСН).
В чем секрет популярности?
Это - прежде всего возможность разумно сэкономить на бухгалтерских кадрах, на аренде площадей, офисных расходах, простата понимания, возникновения объекта налогообложения, порядка расчета налога, формы исполнения обязательства.
Все предельно просто на первый взгляд. А если посмотреть профессионально, на порядок применения упрощённой системы налогообложения: что нас ожидает в 2013 году?
Благодаря активной позиции бизнес сообщества, и в частности ОО «Белорусский союз предпринимателей» во главе с председателем Калининым Александром Федотовичем на 2013 год были внесены изменения в проект Налогового кодекса с целью создания благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Беларусь. Экспертами ОО «Белорусского союза предпринимателей» был проведен детальный анализ деятельности организаций малого бизнеса по отраслям и направлениям и на основании статических данных Министерства по налогам и сборам. Выявили общие проблемы и препятствия на пути совершенствования деловой активности и оценили возможности дальнейшего развития этого сегмента (малого бизнеса) в экономике.
Выяснилось, что из-за высокой налоговой нагрузки субъекты малого бизнеса не могут развивать своё собственное дело и выходить на новые рынки сбыта единого таможенного пространства на равных условиях с российскими партнёрами.
Учитывая поправки, планируемые для внесения в Налоговый Кодекс Республики Беларусь 2013г. предусматриваются следующие варианты применения упрощённой системы налогообложения:
Предлагается 2 варианта упрощённой системы налогообложения:
В то время как для розницы предусмотрено применение размера ставки упрощённой системы налогообложения с НДС.
Сформируем для наглядности данные новации в виде таблицы № 3.1.
Таблица 3.1 Варианты применения упрощенной системы налогообложения
Основные условия |
Предел выручки для УСН 2013г. (млн. руб.) |
Предел выручки для УСН2012г. (млн. руб.) |
Комментарий | ||||
С НДС |
Без НДС |
Розница |
С НДС |
Без НДС |
Розница/общепит (валовой доход) |
Общепит не может применить ставку розницы | |
Выручка (млн. руб.) |
12 000 |
8 200 |
4 100 |
12 000 |
3 400 |
3 400 |
Для применения УСН без НДС предел выручки увеличен |
Ставка (%) |
3% |
5% |
3% |
5% |
7% |
15% |
Ставки существенно снижены |
Численность (чел.) |
100 |
50 |
15 |
100 |
15 |
15 |
Для применения УСН без НДС численность увеличена |
Площадь капительных строений (кв. м) |
1500 |
1500 |
1500 |
Введён дополнительный регулятор размер площадей | |||
Площадь земельных участков (га) |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Введён дополнительный регулятор площадь земельного участка |
Прокомментируем данную таблицу.
Вначале позитивные изменения:
Статья 288: организациями, ведущими учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с пунктом 1 статьи 291 Налогового кодекса Республики Беларусь – по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (далее в настоящей главе – принцип оплаты)».
Ведение книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не освобождает плательщиков налога при упрощенной системе от составления и хранения первичных учетных документов.
Теперь о дополнительных регуляторах в части площадей капитальных строений и земельных участков.
Статья 286 Налогового кодекса Республики Беларусь пункт 3.13.1. организациями, у которых общая площадь капитальных строений (зданий и сооружений (их частей)) и машина-мест, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении (в том числе переданных в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование), а также в пользовании в случаях, указанных в части первой пункта 1 статьи 184 настоящего Кодекса, не превышает 1500 квадратных метров.
Данные ограничения обязывает субъекты УСН вести бухгалтерский учёт капитальных строений (зданий и сооружений), машина-мест как собственных, так и взятых в аренду (лизинг) в случае если по условиям договора объект учитывается на балансе арендатора. Необходимо отслеживать количество квадратных метров до цифры 1500.
Для определения общей площади:
Индивидуальные предприниматели стимулируются на активную деятельность со своей недвижимостью.
Независимо от положений части первой настоящего подпункта индивидуальные предприниматели уплачивают налог на недвижимость со стоимости принадлежащих им капитальных строений (зданий и сооружений (их частей)), машина-мест, не используемых ими в предпринимательской деятельности.
Общепит не вошёл вместе с розницей в возможность применения ставки 3% без уплаты НДС, собственно и «розница», получив ставку 3% с выручки вместо 15%, ушла необходимость считать валовой доход, т.е. за минусом учётной стоимости реализованного товара.
Налоговая система Республики Беларусь, скопированная в основном с западных моделей, получилась довольно громоздкой и сложной.
Однако общеизвестны важнейшие принципы построения налоговой системы:
Одна из основных бед белорусской налоговой системы заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения, нормативные письма. Это прежде всего затрудняет работу самих налоговых служб. Нарекания по поводу слишком частых изменений налогового законодательства, в принципе справедливы. Но без этих поправок вряд ли можно обойтись. Высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагирования со стороны государства - все эти причины требуют, конечно, постоянного реформирования налоговой системы. Другое дело, что не все новшества оправданы.
Узким местом существующих налоговых отношений являются недостаточные четкость и ясность положения нормативных документов. На повестке дня - принятие четких правил введения изменений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. Необходимо законодательно закрепить, что введение новых или отмена действующих налогов, а также изменение правил их взимания осуществляются одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные или иные нормативные акты по налогам и сборам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В жизни нет ничего неизбежного,
кроме смерти и налогов.
Б. Франклин.
В ходе проделанной работы было определено, что налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Системы налогов разных стран отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий.
Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям:
Уже более 20 лет действует в белорусской экономике налоговая система, введенная в действие с начала 1992 г. Это позволяет, опираясь на практику, сделать определенные выводы об ее эффективности и ответить на возникающие при этом неизбежные вопросы:
Положительно ответить на эти вопросы и говорить об идеальности действующей налоговой системы можно только с известной долей оптимизма, т.к. она не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах на финансирование даже первоочередных программ, связанных со структурной перестройкой производства. Не хватает финансовых ресурсов и для обеспечения полной социальной защиты населения в условиях перехода к рынку. В то же время весьма и весьма спорно утверждение, что действующая налоговая система не препятствует развитию предпринимательства. А именно поэтому важно изучение опыта зарубежных стран, направленного на оптимизацию видов и ставок налогов, количества и качества налоговых льгот, совершенствование налогооблагаемой базы.
К сожалению, сегодня на лицо явно неравномерное распределение налогов между отдельными группами налогоплательщиков. Это значит, что весь упор работы налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, тогда как отдельные их группы уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании. Поэтому одни налогоплательщики несут непомерную налоговую нагрузку, а другие - или минимальную, или вообще не платят налогов.
Налоговая система - важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Налоги как предмет регулирования национальной экономики