Налоги как предмет регулирования национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе, провести анализ работы налоговых органов.
Задачи курсовой работы:
определение сущности налогов;
изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
рассмотрение ряда налоговых льгот, представленных в Республике Беларусь;
проведение сравнительного анализа налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран;
проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
изучение новаций Налогового кодекса 2013 года.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 91.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 

НОВАЦИИ НАЛОГОВОГО КОДЕСА НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И МИКРО - ОРГАНИЗАЦИЙ 2013 г.

 

Самая популярная система налогового учёта среди субъектов малого бизнеса - это упрощённая система налогообложения (УСН).

В чем секрет популярности?

Это - прежде всего возможность разумно сэкономить на бухгалтерских кадрах, на аренде площадей, офисных расходах, простата понимания, возникновения объекта налогообложения, порядка расчета налога, формы исполнения обязательства.

Все предельно просто на первый взгляд.  А если посмотреть профессионально, на порядок применения упрощённой системы налогообложения: что нас ожидает в 2013 году?

Благодаря активной позиции бизнес сообщества, и в частности ОО «Белорусский союз предпринимателей» во главе с председателем Калининым Александром Федотовичем на 2013 год были внесены изменения в проект Налогового кодекса с целью создания благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Беларусь. Экспертами ОО «Белорусского союза предпринимателей» был  проведен детальный анализ деятельности организаций  малого бизнеса по отраслям и направлениям и на основании статических данных Министерства по налогам и сборам. Выявили общие  проблемы и препятствия на пути совершенствования деловой активности и оценили возможности дальнейшего развития этого сегмента (малого бизнеса) в экономике.

Выяснилось, что из-за высокой налоговой нагрузки субъекты малого бизнеса не могут развивать своё собственное дело и выходить на новые рынки сбыта единого таможенного пространства на равных условиях с российскими партнёрами.

Учитывая поправки, планируемые для внесения  в Налоговый Кодекс Республики Беларусь 2013г. предусматриваются следующие варианты применения упрощённой системы налогообложения:

Предлагается 2 варианта упрощённой системы налогообложения:

    1. с НДС
    2. без НДС

В то время как для розницы предусмотрено применение  размера ставки упрощённой системы налогообложения с НДС.

Сформируем для наглядности данные новации в виде таблицы № 3.1.

 

 

 

 

 

Таблица 3.1 Варианты применения упрощенной системы налогообложения

 

Основные условия

Предел выручки для УСН 2013г. (млн. руб.)

Предел выручки для УСН2012г. (млн. руб.)

Комментарий

С НДС

Без НДС

Розница

С НДС

Без НДС

Розница/общепит (валовой доход)

Общепит не может применить ставку розницы

Выручка (млн. руб.)

12 000

8 200

4 100

12 000

3 400

3 400

Для применения УСН без НДС предел выручки увеличен

Ставка (%)

3%

5%

3%

5%

7%

15%

Ставки существенно снижены

Численность (чел.)

100

50

15

100

15

15

Для применения УСН без НДС численность увеличена

Площадь капительных строений (кв. м)

1500

1500

1500

     

Введён дополнительный регулятор размер площадей

Площадь земельных участков (га)

0,5

0,5

0,5

     

Введён дополнительный регулятор площадь земельного участка


 

Прокомментируем данную таблицу.

Вначале позитивные изменения:

  • Предел выручки для применения УСН без уплаты НДС увеличен до       8.200.000.000 рублей.
  • Ставки существенно снижены:
  1. С 7 % до 5 % для УСН без НДС;
  1. С 5% до 3% для УСН с НДС.
  • Увеличена численность персонала с 15 человек до 50 человек для организаций применяющих УСН без НДС.
  • Для организаций розничной торговли введена ставка 3% от выручки.
  • Четко прописаны варианты определения  выручки при ведении бухгалтерского учёта и применении книги доходов и расходов.
  • Ограничена возможность применения книги доходов и расходов  размером выручки в пределах 4.100.000.000 рублей.  Введено понятие  «принцип оплаты»  в случае ведения книги доходов и расходов, без ведения бухгалтерского учёта.

Статья  288: организациями, ведущими учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в соответствии с пунктом 1 статьи 291 Налогового кодекса Республики Беларусь – по мере оплаты отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав (далее в настоящей главе – принцип оплаты)».

Ведение книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не освобождает плательщиков налога при упрощенной системе от составления и хранения первичных учетных документов.

Теперь о дополнительных регуляторах в части площадей капитальных строений и земельных участков.

  • Вводится ограничение до 1500 квадратных метров по площадям капитальных строений и 0,5 га земельному участку.
  • Для организаций применяющих УСН вводится дополнительные налоги: налог на недвижимость и земельный налог при соблюдении определенных условий при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организации.

Статья 286 Налогового кодекса Республики Беларусь пункт 3.13.1. организациями, у которых общая площадь капитальных строений (зданий и сооружений (их частей)) и машина-мест, находящихся в собственности,  хозяйственном ведении, оперативном управлении (в том числе переданных в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование), а также в пользовании в случаях, указанных в части первой пункта 1 статьи 184 настоящего Кодекса, не превышает 1500 квадратных метров.

Данные ограничения обязывает субъекты УСН вести бухгалтерский учёт капитальных строений (зданий и сооружений), машина-мест как собственных, так и взятых в аренду (лизинг) в случае если по условиям договора объект учитывается на балансе арендатора. Необходимо отслеживать количество квадратных метров до цифры 1500.

Для определения общей площади:

  1. принимаются имеющиеся у организации на правах, указанных в части первой настоящего подпункта, капитальные строения (здания, сооружения (их части)) и машина - места, как находящиеся, так и не находящиеся у нее на балансе;
  2. капитальных строений (зданий и сооружений (их частей)), имеющих более одного этажа (уровня), суммируется площадь каждого этажа (уровня).

Индивидуальные предприниматели стимулируются на активную деятельность со своей недвижимостью.

Независимо от положений части первой настоящего подпункта индивидуальные предприниматели уплачивают налог на недвижимость со стоимости принадлежащих им капитальных строений (зданий и сооружений (их частей)), машина-мест, не используемых ими в предпринимательской деятельности.

Общепит не вошёл вместе с розницей в возможность  применения ставки 3% без уплаты НДС, собственно и «розница», получив ставку 3% с выручки вместо 15%, ушла необходимость считать валовой доход, т.е. за минусом учётной стоимости реализованного товара.

Налоговая система Республики Беларусь, скопированная в основном с западных моделей, получилась довольно громоздкой и сложной.

Однако общеизвестны важнейшие принципы построения налоговой системы:

    • простота и доходчивость, не допускающая произвольных толкований;
    • приемлемость для большинства членов общества.

Одна из основных бед белорусской налоговой системы заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения, нормативные письма. Это прежде всего затрудняет работу самих налоговых служб. Нарекания по поводу слишком частых изменений налогового законодательства, в принципе справедливы. Но без этих поправок вряд ли можно обойтись. Высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагирования со стороны государства - все эти причины требуют, конечно, постоянного реформирования налоговой системы. Другое дело, что не все новшества оправданы.

Узким местом существующих налоговых отношений являются недостаточные четкость и ясность положения нормативных документов. На повестке дня - принятие четких правил введения изменений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. Необходимо законодательно закрепить, что введение новых или отмена действующих налогов, а также изменение правил их взимания осуществляются одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные или иные нормативные акты по налогам и сборам.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В жизни нет ничего неизбежного,

кроме смерти и налогов.

Б. Франклин.

 

В ходе проделанной работы было определено, что налоги представляют собой объективную реальность, связанную с существованием государства. Системы налогов разных стран отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий.

Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям:

  • равенство и справедливость - каждый плательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства;
  • эффективность налогообложения - налоги не должны оказывать влияния на принятие экономических решений;
  • налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
  • налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятой налогоплательщиками и принята большей частью общества;
  • административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Уже более 20 лет действует в белорусской экономике налоговая система, введенная в действие с начала 1992 г. Это позволяет, опираясь на практику, сделать определенные выводы об ее эффективности и ответить на возникающие при этом неизбежные вопросы:

  • соответствует ли система условиям переходного периода к рыночным отношениям?
  • учитывает ли она реальную экономическую ситуацию, в которой проводятся рыночные преобразования?
  • выполняет ли она заданные ей функции?

Положительно ответить на эти вопросы и говорить об идеальности действующей налоговой системы можно только с известной долей оптимизма, т.к. она не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах на финансирование даже первоочередных программ, связанных со структурной перестройкой производства. Не хватает финансовых ресурсов и для обеспечения полной социальной защиты населения в условиях перехода к рынку. В то же время весьма и весьма спорно утверждение, что действующая налоговая система не препятствует развитию предпринимательства. А именно поэтому важно изучение опыта зарубежных стран, направленного на оптимизацию видов и ставок налогов, количества и качества налоговых льгот, совершенствование налогооблагаемой базы.

К сожалению, сегодня на лицо явно неравномерное распределение налогов между отдельными группами налогоплательщиков. Это значит, что весь упор работы налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, тогда как отдельные их группы уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании. Поэтому одни налогоплательщики несут непомерную налоговую нагрузку, а другие - или минимальную, или вообще не платят налогов.

Налоговая система - важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Антонова, Н.Б. Государственное регулирование экономики Н.Б. Антонова. – Минск. Академия при Президенте.
    2. Библиотека главного бухгалтера. Налоги -2010 Республиканский бухгалтерский журнал. Минск: ОДО «Полипарк», 2010. № 1.
    3. Внутренний контроль качества аудита, Правила аудиторской деятельности, Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 23.01.2002/ № 8 Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
    4. Волчек, А.В. Формирование учетной политики организации А.В. Волчек. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Регистр, 2009.
    5. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Соврем. шк.
    6. Заяц, Н.Е. Налоги и налогообложение: учебник Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Выш. шк.
    7. Заяц Н.Е. Теория налогов: учеб. пособие Н.Е. Заяц. – Минск: БГЭУ.
    8. Коршекевич, М.Г. В помощь налогоплательщику М.Г. Коршекевич [и др.]; под общ. ред. М.Г. Коршекевич. – Минск: Бухгалтерская газета, 2007.
    9. Лешко, В.Н. Оптимизация налогов как средства увеличения доходов предприятия В.Н. Лешко Планово-экономический отдел. – 2007. №1.
    10. Налоги в Республике Беларусь В.А. Гюрджан [и др.]; под общ.   ред. В.А. Гюрджан. – Минск.: Светоч, 2008.
    11. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 г. Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2010.
    12. О бюджетной системе Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь.
    13. О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами: Комментарий к Постановлению МНС РБ от 30.12.99 N 326” // НЭГ, Информбанк. – 2003. – 21 февраля. – N 13. – с. 31-32.
    14. О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20.12.91 N 1323-XII с изменениями и дополнениями.
    15. О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций: Указ Президента Республики Беларусь N 673 от 15.11.99.
    16. О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь N 516 от 24.09. 2001.
    17. Об организации и проведении проверок налоговыми органами республики: комментарий к Постановлению МНС РБ от 29.07.2002 N 79 “О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденное приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 30.12.99 N 326” // Главный бухгалтер. – 2003. – N 2. – с. 50-52.
    18. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа : http://www.pravo.by.

Информация о работе Налоги как предмет регулирования национальной экономики