Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2014 в 17:10, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить механизм функционирования налоговой системы на современном этапе, провести анализ работы налоговых органов.
Задачи курсовой работы:
определение сущности налогов;
изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
рассмотрение ряда налоговых льгот, представленных в Республике Беларусь;
проведение сравнительного анализа налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран;
проведение анализа работы налоговых органов в Республике Беларусь;
изучение новаций Налогового кодекса 2013 года.
В Беларуси эффективно действуют налоговые льготы для инновационных производств.
Налоговые льготы, установленные в целях стимулирования предприятий, выпускающих инновационную продукцию, действуют эффективно. Об этом сообщает Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, комментируя постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 августа 2012 г. № 723, которым утверждено Положение о порядке определения организациями суммы превышения налога на прибыль по итогам 2012 года.
В нынешнем году стимулирование развития высокоэффективных производств будет продолжено. Предприятия освобождаются от уплаты в бюджет суммы превышения налога на прибыль, уплаченного в отчетном году, по сравнению с суммой налога, подлежавшего уплате в предыдущем году. С этой целью и принято данное постановление Правительства, аналогичный документ принимался и в 2011-м.
В текущем году произведены некоторые корректировки в подходах при определении суммы превышения налога на прибыль. Подлежавшая уплате по итогам прошлого года сумма налога на прибыль корректируется с учетом изменений налогового законодательства, а также на индекс цен производителей промышленной продукции за январь–декабрь 2012 г. и коэффициент соотношения фактического уровня рентабельности продаж за 2011-й к фактическому уровню рентабельности продаж за 2012 г.
Сумма превышения налога на прибыль по итогам 2012 г. определяется в целом за налоговый период. При отсутствии налогового обязательства по итогам прошлого года уплата этого налога за нынешний год производится организациями в установленном порядке. Указанный порядок действует в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 231 «О некоторых вопросах стимулирования развития высокоэффективных производств».
Опыт применения «плоской шкалы» вскоре показал её плюсы. Часть доходов населения, как сообщил начальник Главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Михаил Рассолько, была выведена из тени. На сегодня можно сказать, что поступления в казну от коммерческих организаций выросли на 10%.
Ставка подоходного налога в Беларуси составляет 12%. До 2009 года в РБ использовалась прогрессивная шкала подоходного налога. Граждане помнят времена, когда в начале года налог приходилось уплачивать по ставке 9%, а в конце года - 15-20%. К тому же возникали сложности с администрированием. Максимальные ставки практически не работали. То есть по шкале 25-30% налога от получаемого дохода платили только 2% граждан. «В Беларуси ставка подоходного налога - одна из самых низких. Ниже только в Болгарии и Казахстане – 10%, - говорит Михаил Рассолько. - В некоторых странах ставка доходит до 50% и выше».
Помимо общих льгот, установленных Правительством Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов зарубежных партнеров на территории республики, нужно выделить преференции касающиеся строительства новых объектов придорожного сервиса на республиканских автодорогах. Так Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 года № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» закреплены следующие льготы:
К объектам придорожного сервиса относятся расположенные на придорожной полосе республиканских автомобильных дорог капитальные строения (здания, сооружения) и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки) (НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ) 29 декабря 2009 г. N 71-З Статья 140. Подпункт 1.12.).
Важнейшим инструментом развития рыночной экономики в зарубежных странах являются налоги. Налоговая политика в отношении корпораций, фирм, отдельных предпринимателей осуществляется через изъятие возрастающих доходов в периоды подъема экономики и сокращение налогов и расширение налоговых льгот в периоды кризисов. Изменение ставок налогов, расширение или сокращение налоговых льгот для сферы материального производства и услуг рассматриваются как основные государственные регуляторы экономики. Одновременно возрастает роль налогов как источника доходов государственного бюджета.
Экономически развитые страны накопили многовековой опыт в построении налоговых систем и продолжают их совершенствовать, осуществляя налоговые реформы с периодичностью в 4-10 лет.
Рассмотрим состав налоговых систем некоторых зарубежных стран в таблицах.
Таблица 2.3.1 Налоговая система США
Вид налога |
Ставка |
Подоходный налог с населения |
15% - 39,6% |
Отчисления на социальное страхование |
15,3% |
Налог на доходы корпораций |
дифференцированно в зависимости от дохода |
Налог с продаж |
3% – 8,25% |
Федеральные акцизные сборы |
10% |
Налог на имущество |
1,4% |
Местные налоги: | |
Налог на гостиничное обслуживание |
5% |
Налог на коммунальные услуги |
3% |
Налог на сделку |
дифференцированно в зависимости от суммы |
Экологические налоги |
дифференцировано, ставки зависят от вида и мощности автомобиля |
Налог на регистрацию автомашин |
дифференцировано, зависит от массы автомобиля |
Налог на парковку |
18,7% от цены парковки |
Наибольший удельный вес (около 40%) в структуре доходов федерального бюджета США занимает подоходный налог с физических лиц, существенную роль играют отчисления на социальное страхование (10%), и на третьем месте находятся налоги на доходы корпораций.
Налоговая система и механизм сборов налогов в США достаточно гибкие. Действуя в пределах весьма широких рамок, можно сэкономить и при этом не попасть в ряд правонарушителей. Все это объясняет востребованность бухгалтерских корпораций, специализирующихся на минимизации налогов.
Общеизвестно, что американцы считают нескромным расспросы об уровне дохода или зарплаты. Но при этом они охотно разговаривают о налогах, средний уровень которых у среднего американца 40-45% полученного дохода.
Интересен путь, который выбран в США для налогообложения наличных денег. Это такса - один из штатных налогов, то есть процент, который имеют право взимать города и штаты, чтобы повысить уровень государственных доходов. Он составляет 7-10% от стоимости товара, работы или услуги, и всегда проставляется в чеке отдельной строкой, поскольку цена, указанная на товаре не включает в себя таксу. В то же время некоторые штаты являются безналоговыми - в них отсутствие таксы стимулирует рост торгового оборота. Это лишний раз подтверждает гибкость налоговой системы США. Имеется ряд товаров, которые не облагаются таксой, - это те товары, которые относятся к социально значимым.
Весьма поучительным мог бы быть и опыт США в части исключения из доходов расходов. Списать побольше на расходы - понятное желание каждого, уплачивающего налог с дохода.
Общеизвестно, что к таким расходам относятся проценты, выплачиваемые по кредитам банкам.
В США в состав расходов могут быть включены пожертвования благотворительным организациям, расходы, связанные с работой (приобретение специальной литературы, инструментов, спецодежды, использование личного автомобиля в служебных целях, обучение на курсах повышения квалификации, посещение семинаров и даже профсоюзные взносы - естественно, в том случае, если эти расходы не оплачивал наниматель, и только в сумме, не превышающей 2% от дохода).
Потери, вызванные форс-мажорными обстоятельствами (ограбление, пожар), также списываются на расходы, причем даже в том случае, если за это получено страховое вознаграждение, поскольку последнее входит в состав доходов. Расходы на медицину можно списывать в размере 60% от стоимости медицинской страховки, а также в случае, когда эти расходы превышают 7,5% от дохода.
Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:
Таблица 2.3.2 Налоговая система Канады
Вид налога |
Ставка |
Подоходный налог с населения |
17% - 29% |
Налог на прибыль корпораций |
12%, 25%, 28%, в зависимости от годового дохода |
Налог с продаж |
13,5% |
Налог на товары и услуги |
15% |
Местные налоги с продаж |
6,5% - 12% |
Анализируя структуру доходов бюджета Канады, можно отметить, что доля подоходных налогов составляет около 45% всех налоговых поступлений (37% - подоходный налог с физических лиц, 8% - налог с корпораций); налоги на потребление примерно 30%.
Особенностью Канады является то, что провинции имеют большое значение в ключевых областях национальной экономики и социального развития и обладают обширной сферой полномочий в таких областях, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, страхование.
Таблица 2.3.3 Налоговая система Великобритании
Вид налога |
Ставка |
Подоходный налог с населения |
20%, 25%, 40%, в зависимости от годового дохода |
Налог на доходы корпораций |
33% |
Налог на наследство |
40%, за минусом фиксированной необлагаемой суммы |
НДС |
17,5% |
Акцизы |
10% - 30% |
Таможенные пошлины |
дифференцированно |
Сборы с бегов (конные, собачьи) |
дифференцированно |
Налог с игорного бизнеса |
дифференцированно |
Ставка налога на прибыль корпораций за последние 10 лет постепенно снижалась: с 52 до 33%. Малые предприятия платят налог по ставке 25%. При этом критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная прибыль. Особенностью является то, что все расходы на научные исследования полностью вычитаются из налогооблагаемой прибыли.
Информация о работе Налоги как предмет регулирования национальной экономики