Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа
Весь 20-й век конкуренция приобретала международную и глобальную значимость, и в настоящее время во всем мире она играет одну из главных ролей в экономике любой страны. Именно то, к чему сегодня пришла российская экономика говорит о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия несовершенной конкуренции, а также видов неценовой конкуренции в различных рыночных структурах.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1. Несовершенная конкуренция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1. Определение конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
2. Типы несовершенной конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
3. Виды неценовой конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2. Глобальные олигополии и конкуренция в период спада. . . . . . .
15
1. Экспансия национальных олигополий в глобальные. . . . . . .
15
2. Кризис и конкурентоспособность в этот период. . . . . . . . . .
21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
27
Список используемой литературы
б) национальные олигополии никогда не были полностью замкнутыми системами; они испытывали (в большей или меньшей степени) влияние внешней конкуренции со стороны крупных иностранных фирм на территорию страны.
Для ожидаемого конечного состояния глобальных олигополий характерны иные качества:21 а) замкнутость системы, отсутствие влияния других государств и внешних конкурентов; б) прекращение процесса экстенсивного развития компаний путем территориальной экспансии, охвата новых территорий сбыта.
Формирование глобальных
олигополий предсказывалось многими
авторами в последнее десятилетие.
Однако мы стали свидетелями того,
что сроки реализации прогноза неожиданно
приблизились. В течение последних
лет мы наблюдаем достаточно резкий
поворот в сторону
В последние пять десятилетий ТНК формировали процесс интернационализации и быстро развертывали экспансию. Расширяя сети филиалов и представительств, они старались проникнуть со своей продукцией/услугами в еще не освоенные ими страны, регионы и локальные рынки. Это был путь экстенсивного развития. Используя аналогию с земледелием, отметим, что экстенсивный этап развития неизбежно заканчивается и ему на смену приходит этап, именуемый «интенсивное развитие». Каким же будет этот новый этап структурирования в мировой экономике, который соответствует понятию «интенсивное развитие»?
Можно предполагать, что законы структурирования в глобальном экономическом пространстве действуют точно так же, как и в рамках национальной экономики. Разница только в границах экономической территории. Поэтому в соответствии с изложенным можно прогнозировать воскрешение структур, подобных ФПГ-УМК уже на глобальном уровне и соответственно олигополии-2, включающей несколько таких структур в условиях их устойчивой конкуренции.
Первыми исторически сформировались американские ФПГ-УМК, которых в 50-е годы 20-го века насчитывалось восемь. Они же первыми подверглись размыванию границ и распаду в 60-е годы 20-го века, так как в эти годы американские ТНК были лидерами процесса интернационализации. Их интернационализация достигла в эти годы стадии критической для продолжения их развития в рамках своих ФПГ-УМК.
В настоящее время промышленные ТНК (транснациональные компании) и ТНБ (транснациональные банки) пока развиваются параллельно друг другу без признаков их интеграции с образованием ФПГ на транснациональном или глобальном уровнях.22
Сегодня можно утверждать,
что процесс формирования глобальных
олигополий вступил в свою первую
фазу. Это создает для менеджмента
крупных компаний принципиально
новую ситуацию. Ее осмысление приводит
к следующим нетривиальным
Вывод первый. Сегодня в тех (традиционных, но не новейших) отраслях, где процесс формирования глобальных олигополий продвинулся уже достаточно далеко, делать ставку на конкуренцию крупных отечественных компаний между собой на внутреннем рынке становится уже бессмысленным.
Вывод второй. Стратегия крупных компаний может непосредственно зависеть от углубления фазы образования глобальных олигополий. Так, на определенной, достаточно глубокой фазе этого процесса может оказаться под вопросом развитие даже одной крупной отечественной компании, относящейся к традиционной отрасли.
Вывод третий. На всех стадиях процесса формирования глобальных олигополий сохраняется, как наиболее универсальный и перспективный, вариант развития в сфере новейших отраслей и технологий (где еще не сформирована олигополия).
В широком смысле цель конкурентной
политики – установить порядок, когда
каждый участник рынка, включая предпринимателей
и потребителей, имеет возможности
наилучшим образом использовать
находящиеся в его распоряжении
ресурсы. Конкуренция как осуществление
свободного выбора не должна страдать
ни от избыточных административных ограничений,
ни от односторонних действий участников
рынка или их групп. Конкурентная
политика включает две группы методов:
активные, нацеленные на создание и
усиление конкуренции на рынках, и
защитные, предназначенные для
Сфера активных методов охватывает различные меры по стимулированию входа на рынки (устранение административных барьеров, снижение или отмена таможенно-тарифных ограничений на пути импорта, субсидирование определенных категорий продавцов), в том числе ранее регулируемые (обеспечение доступа новых участников к естественно-монопольным компонентам соответствующих отраслей). Строго говоря, к активным методам относятся и меры по защите прав собственности и контрактных прав. В эту группу входят и действия по снижению издержек выхода из бизнеса, то есть прекращения деятельности и закрытия предприятий. За последние 10 лет неоднократно говорилось о том, что именно высокие издержки выхода с российских рынков тормозят и вход на них потенциально более конкурентоспособных участников.
К защитным методам относится пресечение/предупреждение ограничений конкуренции. В первую очередь эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, предназначенного для предотвращения ограничений конкуренции со стороны крупных компаний. Однако в России значительная часть ограничений конкуренции возникает из-за деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому здесь важную роль играют и антикоррупционное законодательство, и законодательство о государственной службе.24
Различие между активными и защитными методами конкурентной политики с точки зрения влияния на поведение участников рынка состоит в том, что первые делают конкуренцию более выгодной, а вторые снижают привлекательность ее ограничения .
Условия для конкурентной политики в России
За последние 17 лет российская экономика прошла беспрецедентный путь не просто усиления конкуренции, но создания рынков, в советское время не функционировавших. Большая часть продуктов и ресурсов сегодня продается на нерегулируемых рынках, где государство не устанавливает директивно уровень цен. Внешнеторговый оборот достиг 45% ВВП; следовательно, многие отечественные компании объективно участвуют в глобальной конкуренции или на зарубежных рынках (как экспортеры), или на внутренних (сталкиваясь с импортом). По данным выборочных обследований, в середине 2000-х годов лишь около 1/5 промышленных предприятий не считали конкуренцию важным фактором принятия бизнес-решений; при этом около 1/3 испытывали острую конкуренцию со стороны как отечественных, так и зарубежных компаний.
В тоже время сохраняются и ограничения (препятствия) для развития конкуренции и одновременно – применения конкурентной политики на российских рынках. Назовем только некоторые из них.25
Из-за указанных угроз
и ограничений конкуренции
Вместе с тем дальнейшее развитие получили инструменты защитной конкурентной политики. Прежде всего мы имеем в виду ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства на основе принятых в 2006 – 2007 гг. норм. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные громкие дела на топливных рынках против крупных нефтяных компаний, которые на рубеже 2008 – 2009 гг. перешли в стадию рассмотрения в судах.
Конкуренция и конкурентная политика в условиях кризиса
Между конкуренцией, конкурентной
политикой и экономической
При прочих равных условиях
при усилении конкуренции увеличение
спроса приводит к расширению продаж,
а его уменьшение – снижению цен.
Напротив, чем слабее конкуренция, тем
медленнее снижаются цены. С точки
зрения макроэкономического равновесия
это означает неэластичность совокупного
предложения при повышении
Поддержание высокой цены при отсутствии договоренности между продавцами называется «молчаливым сговором». Для экономики, находящейся в фазе кризиса, важно, что чем большая доля рынков пребывает в состоянии молчаливого сговора, тем ниже эластичность цен в сторону понижения, тем более эластично совокупное предложение в условиях спада. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на реальный ВВП и уровень занятости.26
В условиях кризиса меняются не только субъективные предпочтения участников, но и сама структура рынка, на котором они действуют. На граничное значение Дисконтирующего множителя влияют три фактора: вероятность входа на рынок; изменение спроса и прибыли; государственная поддержка продавцов при его снижении.27
Чем выше темпы роста рынка, тем меньше граничное значение дисконтирующего множителя, обеспечивающее поддержание молчаливого сговора. Напротив, на рынке со снижающейся прибылью (уменьшающимся спросом) это сделать сложнее. Таким образом, в принципе кризис создает возможности для разрушения молчаливого сговора и усиления конкуренции. Однако этому может помешать поддержка государством продавцов, у которых снижаются спрос и прибыль.
Таким образом, в период кризиса возникают факторы, способные существенно воздействовать на конкуренцию.
Ориентиры конкурентной политики в условиях кризиса.
Важная отличительная черта конкурентной политики – неизменность ее инструментов и принципов их применения вне зависимости от состояния экономической конъюнктуры и фазы экономического цикла. С учетом структуры российской экономики и состояния конкуренции на внутренних рынках актуальность конкурентной политики в период спада только повышается.28
Прежде всего необходимо
возобновить работу по устранению административных
барьеров с дальнейшим переходом
к полномасштабной реформе
Нужна ревизия используемой модели таможенного регулирования. Существует ряд отраслей, где конкуренцию можно активизировать (пусть и в небольшой степени), отменив тарифные и нетарифные ограничения импорта. Мы не утверждаем, что защитные меры вообще не способны оказывать положительное воздействие, однако важно четко представлять их потенциальные негативные последствия.29
Важная мера, препятствующая
распространению режима молчаливого
сговора на российских рынках, - пересмотр
объемов и принципов
Можно сформулировать некоторые рекомендации и в отношении регулируемых рынков. Следует использовать один из самых результативных методов вмешательства государства в период 1998 – 1999 гг. – замораживание (по крайней мере относительное) тарифов на услуги естественных монополий.