Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Весь 20-й век конкуренция приобретала международную и глобальную значимость, и в настоящее время во всем мире она играет одну из главных ролей в экономике любой страны. Именно то, к чему сегодня пришла российская экономика говорит о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия несовершенной конкуренции, а также видов неценовой конкуренции в различных рыночных структурах.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1. Несовершенная конкуренция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1. Определение конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
2. Типы несовершенной конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
3. Виды неценовой конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2. Глобальные олигополии и конкуренция в период спада. . . . . . .
15
1. Экспансия национальных олигополий в глобальные. . . . . . .
15
2. Кризис и конкурентоспособность в этот период. . . . . . . . . .
21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
27
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.90 Кб (Скачать файл)

Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает некоторую  рыночную власть и сталкивается с  убывающей кривой спроса на свою продукцию. С другой стороны, наличие товаров-заменителей  делает кривую спроса на товар фирмы  высокоэластичной (функция от числа  конкурентов и степени дифференциации продукта) в каждом данном диапазоне  цен, что придает взаимодействию фирм конкурентный характер. Таким  образом, рынок дифференцированного  товара обладает чертами как монополии, так и современной конкуренции. Эта двойственность приводит к тому, что фирмы конкурируют не только по цене, но и по неценовым параметрам (технические характеристики, качество, услуги), а содержательным моментом монополистической конкуренции  становится конкуренция за объем  продаж. Поэтому, допуская теоретически отсутствие на рынках с монополистической  конкуренцией стратегического поведения  фирм, следует учитывать, что на практике оно все же будет иметь место и проявится тем сильнее, чем меньше конкурентов имеет фирма.11

В условиях монополистической  конкуренции экономическое соперничество  сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых  факторах, как качество продукта, реклама  и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что  черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе  и другим формам стимулирования сбыта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные  клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.

Таким образом, мы рассмотрели  конкуренцию, соответствующую различным  структурам рынка. По степени убывания конкурентности их можно перечислить  в следующем порядке: совершенная  конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

 

    1. Виды неценовой конкуренции

При неценовой конкуренции  роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая  надежность, высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет  привлечь новых покупателей и  повысить конкурентоспособность товара.

Проведенный анализ рыночного  поведения хозяйственных субъектов в условиях монополистической конкуренции позволяет говорить о возможностях развертывания ценовой конкуренции, несмотря на имеющееся многообразие различных товаров и услуг, способных удовлетворить одну и ту же потребность. Вместе с тем для данной рыночной структуры характерна и неценовая конкуренция. Основными формами неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта, улучшение его качественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по типу, стилю, марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс успешен, он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые предпочитают ее товары аналогам у конкурентов.12

Дифференциация  продукта выступает своего рода компенсацией тех недостатков, которые присуще монополистической конкуренции и связаны прежде всего с издержками, связанными с функционированием такой  рыночной  структуры. В  то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления, с одной стороны сбивает с толку потребителя, усложняя процесс выбора, с другой стороны, может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно  часто предпочтение  одним  товарам  перед  другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских свойств товара, а из цены, считая что последняя служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

Другой формой  неценовой  конкуренции является совершенствование конкурентами выпускаемых продуктов и предлагаемых услуг. Улучшение   качественных характеристик или потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции.

К числу неценовых методов  относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе  обучение персонала), бесплатное сервисное  обслуживание, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования  на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная  металлоемкость, предотвращение загрязнения  природы и другие аналогичные  улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.13

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к.. с помощью рекламы фирмы не только доносят     до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

Производитель в условиях монополистической конкуренции  может, манипулируя продуктом, добиться, по крайней мере, временного преимущества над конкурентами. Такой же результат  может быть достигнут производителем с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта. В  то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, реклама приспосабливает  потребительский спрос к продукту.

С помощью рекламы можно  определенным образом формировать  мнение потребителей о том или  ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.14

Цель рекламы фирмы, действующей  в условиях монополистической конкуренции, простая. Фирма надеется увеличить  свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к  ее дифференцированному продукту. В  переводе на специальные термины  это означает, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.15

Наиболее интенсивно реклама  проводится в условиях монополистической  конкуренции и олигополии.

Среди видов неценовой  конкуренции у олигополистов  следует выделить тайный сговор, лидерство  в ценах, ценовую накидку.

Тайный сговор олигополистов направлен на проведение единой ценовой политики его участниками, на раздел рынков либо на имитацию ценовой конкуренции.

Лидерство в ценах заключается в том, что все олигополисты вслед за ведущей компанией (лидером) в данной отрасли повышают или понижают цены.

Ценовая накидка используется теми олигополистами, у которых продукция довольно дифференцированна, что затрудняет вести обособленную калькуляцию затрат по каждому отдельно взятому продукту. Поэтому они к средним издержкам плюсуют соответствующую величину прибыльной надбавки.16

Таким образом, мы установили, что основными методами неценовой  конкуренции являются дифференциация продукта,  улучшение  его  качественных и потребительских свойств, реклама, тайный сговор, лидерство в ценах, ценовая накидка.

 

  1. Глобальные олигополии и конкуренция в период спада.
    1. Экспансия национальных олигополий в глобальные.

Анализ современных тенденций  приводит к выводу, что состязательная олигополия становится, по сути, ядром  современной структуры рынков (в  большинстве основных отраслей промышленности, за исключением новейших). Это ядро способно обеспечить устойчивое развитие при сочетании – что очень  ценно – устойчивости и конкуренции.

Наряду с национальными  олигополиями ускоряется формирование глобальных олигополий. Нынешний этап развития экономики можно рассматривать  как переходный: от национальных олигополий – к глобальным. Для него характерно взаимоналожение, взаимопересечение  глобальных и национальных олигополий.

Формирование  глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) – две грани одного процесса.17 Формирование глобальных олигополий непосредственно связано с глобализацией деятельности крупных компаний. Эта глобализация является логическим продолжением процесса экспансии крупных компаний, который начался в послевоенные годы с бума транснациональных (или межстрановых) корпораций (ТНК), охватывающих несколько стран. В 80-е годы эти компании переросли в многонациональные корпорации (МНК), охватывающие два-три десятка стран и более. В нынешней фазе глобализации еще не завершен процесс экстенсивного развития, который, очевидно, не прекратится до тех пор, пока компании, развивая сети своих филиалов и представительств, не проникнут со своей продукцией/услугами во все регионы и территориальные «глубинки» во всех странах мира.

В современных условиях формирование глобальных корпоративных сетей  формируется также благодаря  отладке новых экономических  механизмов. В частности, франчайзинг (с различными его вариантами) является одним из алгоритмов ускоренного развития таких сетей.

Глобальная экспансия  стимулируется также своеобразной цепной реакцией. Как утверждает С. Гибара, главный управляющий корпорации «Goodyear Tire & Rubber Co»: «То, что мы имеем, представляет собой настоящую цепную реакцию… Мы становимся глобальными, поскольку наши потребители становятся глобальными. Далее, в той степени, в которой мы становимся глобальными, наши поставщики вынуждены становиться глобальными»18

Однако подлинной движущей силой в процессе экспансии корпоративных  сетей является конкуренция с  себе подобными, при которой компании стремятся не отстать от конкурентов  в охвате территорий и развитии структуры  сетей. Таким образом, конкуренция  сетевых структур стимулирует их продолжающуюся экспансию, а экспансия  сетей, в свою очередь, влияет на режим  их конкуренции, создавая повсеместно  пересечения сетей на формирующихся  рынках. Этот процесс ведет к «конечному состоянию», определяемому нами как «уплотнение конкуренции сетей». При достижении «конечного» состояния «уплотнения конкуренции» корпоративных структур (В глобальном экономическом пространстве) завершается процесс формирования глобальных олигополий. Это конечное состояние также означает, что резервы экстенсивного развития всех компаний – олигополистов исчерпаны.

Отметим, что два понятия, ныне широко используемые в современной  экономической литературе: «глобальная  компания» и «глобальная олигополия»  нуждаются в уточнении, поскольку  не отражают того, что предстоит  еще длительный путь экстенсивного  развития, ведущий к их полной реализации. Поэтому мы считаем целесообразным ввести понятия «полностью глобальная компания» (или компания «плотная»  в рамках глобального экономического пространства) и «полностью сформировавшаяся глобальная олигополия». Оба понятия относятся к «конечному состоянию», которое характеризуется:19

а) «уплотнением» конкуренции  компаний-олигополистов (в рамках глобального  экономического пространства);

б) исчерпанием резервов экстенсивного развития всех компаний-олигополистов. Соответственно к нынешним таким  компаниям будем применять термин «условно-глобальные компании».

От национальных олигополий – к глобальным. Можно провести параллель между нынешним эволюционным процессом, ведущим к образованию глобальных олигополий, и известным из недавней истории процессом формирования национальных олигополий (т.е. олигополий в национальных отраслях промышленности наиболее индустриально развитых стран мира; этот процесс происходил в первой и для большинства этих стран во второй половине 20-го века).

На начальном этапе  в процессе формирования национальных олигополий мы имеем несколько десятков, как правило, небольших компаний в рамках отдельных национальных отраслей промышленности. Например, в 20-е годы в автомобилестроении США  насчитывалось свыше 30 компаний. Эти  компании стремились к расширению производства и охвату новых регионов сбыта. Но на определенном этапе возникает  поворот к резкому сокращению числа компаний-конкурентов в  отрасли в результате поглощений и слияний, а также, отчасти, банкротств. Этот поворот свидетельствует о  возникновении эффекта «тесноты»  экономического пространства в рамках национальных отраслей.

Продолжающаяся активная экспансия компаний стимулирует  и ускоряется благодаря конкуренции  с себе подобными. Экспансия, достигая пределов национальных границ, ведет  к тому, что сбытовые сети компаний заполняют все возможные локальные рынки: таким образом, в отраслях формируются компании национального масштаба (или компании «плотные» в рамках национального экономического пространства, аналогично введенному ранее понятию «полностью глобальных компаний»).

Формирование в отрасли  сразу нескольких компаний национального  масштаба сопровождает процесс «уплотнения  конкуренции» между этими компаниями (в рамках национального экономического пространства). Эти два процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их совместное завершение означает окончательное  формирование олигополий в национальных отраслях. Мы будем называть их отраслевыми  олигополиями (или олигополиями-1).Они  соответствовали первой ступени  структурирования национальной экономики  развитых стран. Согласно результатам  анализа, приведенного в работе, процесс  структурирования национальной экономики  в наиболее индустриально развитых странах мира (в первой и для  большинства этих стран во второй половине 20-го века) носил четко выраженный двухступенчатый характер. И на второй завершающей ступени структурирования в каждой из этих стран образовалось несколько мощных национальных финансово-промышленных групп с универсальным спектром охвата отраслей – так называемых универсальных многоотраслевых  комплексов (ФПГ-УМК), которые, конкурируя между собой, создавали одну национальную надотраслевую олигополию-2.

Укажем на существенные отличия  конечного состояния для национальных олигополий как открытых систем от ожидаемого конечного состояния  глобальных олигополий как замкнутых  систем:20

а) с формированием национальных олигополий процесс экспансии, экстенсивного  развития компаний не прекращается, напротив, он активно, нарастающими темпами продолжается вовне, за пределы национальных границ;

Информация о работе Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах