Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 22:17, курсовая работа
Весь 20-й век конкуренция приобретала международную и глобальную значимость, и в настоящее время во всем мире она играет одну из главных ролей в экономике любой страны. Именно то, к чему сегодня пришла российская экономика говорит о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия несовершенной конкуренции, а также видов неценовой конкуренции в различных рыночных структурах.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1. Несовершенная конкуренция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1. Определение конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
2. Типы несовершенной конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6
3. Виды неценовой конкуренции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2. Глобальные олигополии и конкуренция в период спада. . . . . . .
15
1. Экспансия национальных олигополий в глобальные. . . . . . .
15
2. Кризис и конкурентоспособность в этот период. . . . . . . . . .
21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
27
Список используемой литературы
российский
государственный
торгово-экономический университет
Кафедра общей экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория» на тему №43:
Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах
Работу выполнил
Чжен
Максим
Иннокентьивич
студент 1 курса, группы
ФЭФ - 12
Научный руководитель:
к.э.н., доцент
Невская Н.А.
Москва - 2010
Оглавление
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
3 |
|
4 |
|
4 |
|
6 |
|
11 |
|
15 |
|
15 |
|
21 |
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
27 |
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
28 |
Введение
Актуальность темы.
Весь 20-й век конкуренция приобретала международную и глобальную значимость, и в настоящее время во всем мире она играет одну из главных ролей в экономике любой страны. Именно то, к чему сегодня пришла российская экономика говорит о том, чем грозит невнимание и непонимание значения конкуренции в экономических отношениях.
Цель работы
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия несовершенной конкуренции, а также видов неценовой конкуренции в различных рыночных структурах.
Задачи работы
1) Сформулировать понятие конкуренции
2) Показать монополию как рыночную структуру
3) Рассказать об олигополии как о рыночной структуре
4) Указать Монополистическую конкуренцию как рыночную структуру
5) Объяснить неценовую конкуренцию и ее виды
Теоретическая и методологическая база.
В данной работе использовались труды таких авторов как Видяпин В.И., Журавлева Г.П., Камаев В.Я., Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В., Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Булатов А.С. , Куранов Л.П. …и т.д.
Некоторые аспекты данного вопроса, а именно: какова растущая реальность глобальных олигополий, и в каком состоянии находится конкурентная политика в период кризиса – рассмотрены в трудах Огрызько К., Шаститко А., Авдашевой С., Головановой С., Афонцева С., Плаксина С. и др.
Конкуренция (от латинского
«конкурро» - сталкиваться) – это
соперничество между
Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. Она развертывается среди продавцов, которые хотят продать свой товар дороже. В этой борьбе побеждают те из них, кто сбывает товар подешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос, но продает больше.
Активно развивается конкуренция среди покупателей, которые стремятся приобрести товар по меньшей цене. В соперничестве между ними побеждают те, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной ценой.
Наконец, главной линией
развертывания конкуренции
Чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей. Когда конкуренция среди продавцов ослабевает, спрос начинает превышать предложение товаров. Конкуренция среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими выступает как сила, вызывающая движение цены к уровню равновесия.
В экономической науке
выделяют несколько типов конкуренции.
Прежде всего в западной экономической
литературе различают совершенную
и несовершенную конкуренцию. Совершенная
конкуренция означает такое состояние
экономической системы, когда влияние
каждого участника
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце 19 – начале 20 в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса.
Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.
Во-вторых, рынки имеют
тенденцию к несовершенной
Несовершенная конкуренция имеет место, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
Монополия – это тип рыночной структуры, который характеризуется наличием только одного продавца и множества покупателей. Слово «монополия» образовано от двух греческих слов: «монос» - один, «полео» - продаю.3
К основным признакам монополии следует относить4:
Различают следующие виды монополии (в экономической литературе может встречаться и другая классификация)5:
Некоторые фирмы могут одновременно относиться как к естественной монополии, так и к закрытой.
Монополия расширяет производство
не бесконечно. Она это делает до
тех пор, пока каждая дополнительная
единица продукции будет
Олигополия – это тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует несколько фирм, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. К олигополии относятся такие отрасли, как производство алюминия, меди и стали, автомобильная промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных и швейных машин, телефонных аппаратов и т.д., т.е. к олигополистическому рынку относится множество реально существующих рынков.6
Основные черты олигополии7:
Олигополистический рынок
может быть представлен как
В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции – цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет.8
Поскольку общей модели олигополии не существует, фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурентные фирмы. Все зависит от характера взаимодействия фирм. Когда фирмы отрасли координируют свои действия путем имитации ценообразования и стратегии конкуренции друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель. Если же фирмы следуют не кооперативной стратегии, т.е. проводят независимую, направленную на укрепление положения фирмы стратегию, цены и предложение будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого поведения являются «ценовые войны».
Монополистическая конкуренция – это такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.9
Основные черты
монополистической конкуренции1