Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:50, курсовая работа
Становление рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится прогнозированию и планированию экономических процессов на различных территориальных уровнях.
Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Методологические основы социально – экономического прогнозирования
1.1 Основные понятия и определения…………………………………………….5
1.2 Задачи и функции прогнозирования…………………………………………..7
1.3 Классификация прогнозов……………………………………………………...7
1.4 Классификация объектов прогнозирования………………………………....9
1.5 Задачи и основные принципы анализа объектов прогнозирования……...11
1.6 Моделирование объектов прогнозирования………………………………...12
ГЛАВА 2Методы прогнозирования и структура прогнозов
2.1 Основные принципы и методы социально - экономического прогнозирования…………………………………………………………………...14
2.2 Структура и классификация прогнозных моделей……………………….17
2.3 Структурные элементы и этапы разработки комплексных
социально-экономических прогнозов……………………………………………21
ГЛАВА 3 Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации
3.1 Сущность государственного прогнозирования социально-экономического развития страны…………………………………………………………………26
3.2 Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации надолгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу………………………………………………………………………..28
3.3 Организация государственное прогнозирование
социально-экономического развития Российской Федерации……………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
1.4 Классификация объектов прогнозирования
Объект прогнозирования - это исследуемое явление, процесс, для которого разрабатывается прогноз.
Классификация объектов прогнозирования необходима для того, чтобы выбрать наиболее адекватные им методы анализа и прогнозирования (существует приблизительно 150 методов прогнозирования).
Объекты прогнозирования классифицируются по следующим признакам.
1. По природе объекты прогнозирования делятся на: а) научно-технические (ввод новой техники, появление новых материалов, новых научных открытий и т.д.); б) технико-экономические (прогнозирование технико-экономических показателей производства); в) экономические (любые экономические показатели); г) военно-политические (военные конфликты, военный потенциал страны и т.д.); д) естественно-природные (прогноз погоды, землетрясения, вулканы, штормы и т.д.).
2. По масштабности объекты прогнозирования можно классифицировать в зависимости от числа переменных факторов, входящих в их описание при анализе: сублокальные - с числом значащих переменных факторов от 1 до 3 (численность населения страны); локальные - с числом переменных от 4 до 14 (производительность труда); субглобальные - с числом переменных от 15 до 35 (спрос населения на какой-либо товар); глобальные - с числом переменных от 36 до 100 (транспортная сеть региона); суперглобальные - с числом переменных свыше 100 (развитие какой-либо отрасли, транспортная сеть страны).
3. По степени детерминированности
(определенности) объекты бывают
детерминированные и
4. По характеру развития
во времени объекты
5. По степени информационной
обеспеченности выделяют
1.5 Задачи и основные принципы анализа
объектов прогнозирования
Целью и главной задачей анализа объектов прогнозирования является разработка прогнозной модели. Анализ объекта прогнозирования начинается с его описания. Он должен содержать сведения о наиболее обобщенных ключевых показателях, характеристиках данного объекта, о структуре объекта и взаимосвязях между частями структуры.
Анализ структуры объекта осуществляется двумя путями:
1) агрегированием, т. е. объединением
частных детальных
2) дезагрегированием, т. е. углублением детализации структуры от более обобщенных характеристик к более частным. Целесообразно использовать для объектов прогнозирования менее масштабных (например, численности населения города, области) с использованием формализованных методов.
Основные методологические принципы анализа объектов прогнозирования:
1) системность (объект прогнозирования
рассматривается как система
взаимосвязанных характеристик)
2) специфичность (при прогнозировании
учитываются специфические
3) оптимизация описания
объектов прогнозирования (описание
объектов прогнозирования
4) аналогичность (при анализе
свойства объекта
1.6 Моделирование объектов прогнозирования
В экономической литературе модель (в переводе с латинского - мера, образец) - это математическое описание объекта, а также формула, определяющая законы его функционирования. В прогнозировании - это модель объекта, которая позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях достижения этого состояния.
В научной экономической литературе с точки зрения теории моделирования и управления выделяют несколько классов моделей.
1. Функциональные модели, которые описывают функции, выполняемые основными составными частями системы.
2. Модель физического
процесса, строящаяся на основе
выявления математических
3. Экономические модели,
базирующиеся на определении
зависимости между различными
экономическими показателями
4. Процедурные модели, описывающие
порядок и содержание
5. Экспертные модели, представляющие
собой специальные формулы для
обработки экспертных оценок
и позволяющие описать
Из существующих форм описания, используемых в прогнозных моделях, можно выделить следующие: а) словесное описание - наиболее простой способ, применяемый в экспертных оценках (сценарный прогноз); б) графическое описание - используется на ранних стадиях прогнозирования (методы экстраполяции); в) блок-схема, матрицы-решения (метод «дерево целей»); г) математическое описание в виде формул, математических моделей (метод скользящей средней).
Анализ объекта прогнозирования должен проводиться с учетом некоторых методических принципов: системности, природной специфичности, оптимизации описания, аналогичности, верификации.
ГЛАВА 2 Методы прогнозирования и структура прогнозов
2.1 Основные принципы
и методы социально-
Принципы прогнозирования меняются в зависимости от экономических условий, которые существуют на том или ином историческом этапе развития общества. В частности, со сменой социально-экономического строя в нашей стране ушли такие принципы, как партийность прогнозирования, принцип сочетания политики и экономики, принцип директивности планирования.
В рыночных условиях среди основных принципов, на которых базируется процесс прогнозирования, можно выделить следующие:
1) научная обоснованность прогноза (разработка с помощью научных методов, с учетом закономерности развития природы, общества и мышления);
2) непрерывность прогнозирования
(прогноз должен постоянно
3) сочетание перспективного
и текущего прогнозирования (данные
виды прогнозирования
4) согласованность прогнозов (разработанный прогноз должен быть взаимосвязан со смежными прогнозами);
5) многовариантность, альтернативность прогноза (рекомендуется разрабатывать несколько вариантов прогноза, чтобы в случае изменения ситуации использовать другой вариант. Обычно существует три варианта прогноза: оптимистичный, пессимистичный, реалистичный);
6) выбор основных факторов
(при прогнозировании должны
7) системность разработки прогноза (процесс прогнозирования следует рассматривать, с одной стороны, как единую целостную систему, а с другой - как сложную систему, состоящую из отдельных самостоятельных блоков);
8) верифицированность прогнозов (прогнозные оценки должны быть достоверны и обоснованы);
9) адекватность (максимальное приближение прогнозной модели к реальной действительности, тенденциям, закономерностям);
10) рентабельность (эффект
от разработанного прогноза
Принципы прогнозирования обеспечивают методологическое единство разнообразных методов и моделей прогнозирования.
В настоящее время существует приблизительно 150 методов прогнозирования, но на практике используются около 20-30 основных методов.
Метод прогнозирования - это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Методика прогнозирования - это совокупность специальных приемов и правил разработки конкретных прогнозов. Прием прогнозирования - это математическая или логическая операция, направленная на получение конкретных результатов в процессе разработки прогнозов.
Классификация методов прогнозирования осуществляется по трем основным признакам: 1) по степени формализации методов; 2) по общему принципу действия; 3) по способу получения прогнозной информации.
По степени формализации выделяют формализованные и интуитивные методы прогнозирования.
Формализованные методы используются в том случае, когда информация об объекте прогнозирования носит в основном количественный характер, а влияние различных факторов можно описать с помощью математических формул.
Интуитивные методы применяются тогда, когда информация количественного характера об объекте прогнозирования отсутствует или носит в основном качественный характер и влияние факторов невозможно описать математически.
В свою очередь эти две группы можно разделить по общему принципу деятельности и способу получения прогнозной информации. Формализованные методы подразделяются на методы экстраполяции и методы моделирования.
К методам экстраполяции относятся метод скользящей средней, метод экспоненциального сглаживания, метод наименьших квадратов, а к методам моделирования – методы информационного моделирования (патентный и публикационный), статистического моделирования, логического моделирования (прогнозной аналогии, «дерево целей»).
Интуитивные методы прогнозирования делятся на индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Причем индивидуальные экспертные оценки основаны на обобщении мнений отдельных экспертов, выраженных независимо друг от друга. К ним относятся: метод интервью, метод анкетного опроса, аналитический метод, метод написания сценария. Коллективные экспертные оценки базируются на получении объединенной оценки от всей группы специалистов-экспертов, выработанной при непосредственном контакте. К таким методам относятся метод Дельфи, метод «мозговой атаки», метод экспертных комиссий.
В экономическом прогнозировании применяются два принципиально отличающихся друг от друга подхода – поисковый и нормативный.
Поисковый прогноз можно определить как условное продолжение в будущее наблюдаемых тенденций исследуемого явления или процесса, закономерности, развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны. Причем, если возможные организационные решения способны существенно видоизменить наметившиеся тенденции, от них следует абстрагироваться. Основная цель поискового прогноза состоит в том, чтобы выяснить, что может произойти, какие проблемы могут возникнуть при сохранении существующих тенденций развития.
Нормативный прогноз основан на экстраполяции от будущего к настоящему, т.е. на определении оптимального состояния изучаемого объекта на период прогнозирования с использованием средств целеполагания по заранее сформулированным критериям. При нормативном прогнозе сначала задается некоторая цель развития объекта прогнозирования, а затем определяется траектория движения прогнозируемого процесса или явления. Цель данного подхода – выявление альтернативных путей достижения оптимума.
Поисковый и нормативный прогнозы не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Как правило, поисковый прогноз составляет первый этап разработки прогнозного исследования, на котором получается сравнительная оценка возможных вариантов развития. На втором этапе осуществляется разработка нормативного прогноза, который исходит из познанных общественных закономерностей, тенденций, потребностей развития, а также формулировка программы возможных путей, мер и условий для достижения поставленных целей с привлечением необходимых ресурсов и средств.
2.2 Структура и классификация прогнозных моделей
Конструктивно каждая модель представляет собой систему математических зависимостей (уравнений или неравенств) между переменными (показателями), отображающих определенные группы реальных экономических зависимостей. Переменные, описывающие экономические объекты, выступают в модели в качестве либо известных, либо неизвестных величин. Известные величины определяются вне модели, поэтому они носят название экзогенных (от греческих корней ехо —снаружи и genos — происхождение). Значения неизвестных величин определяются в результате решения экономической задачи в рамках модели, поэтому их называют эндогенными.