Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Становление рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится прогнозированию и планированию экономических процессов на различных территориальных уровнях.
Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Методологические основы социально – экономического прогнозирования
1.1 Основные понятия и определения…………………………………………….5
1.2 Задачи и функции прогнозирования…………………………………………..7
1.3 Классификация прогнозов……………………………………………………...7
1.4 Классификация объектов прогнозирования………………………………....9
1.5 Задачи и основные принципы анализа объектов прогнозирования……...11
1.6 Моделирование объектов прогнозирования………………………………...12
ГЛАВА 2Методы прогнозирования и структура прогнозов
2.1 Основные принципы и методы социально - экономического прогнозирования…………………………………………………………………...14
2.2 Структура и классификация прогнозных моделей……………………….17
2.3 Структурные элементы и этапы разработки комплексных
социально-экономических прогнозов……………………………………………21
ГЛАВА 3 Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации
3.1 Сущность государственного прогнозирования социально-экономического развития страны…………………………………………………………………26
3.2 Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации надолгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу………………………………………………………………………..28
3.3 Организация государственное прогнозирование
социально-экономического развития Российской Федерации……………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ — копия.docx

— 89.08 Кб (Скачать файл)

• оценка и сопоставление основных количественных и качественных параметров рассматриваемых вариантов;

• обоснование согласованного комплекса мер по основным направлениям экономической политики, обеспечивающего развитие социально-экономических процессов в желаемом направлении и обеспечивающего достижение поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации

 

3.1 Сущность государственного прогнозирования

социально-экономического развития страны

 

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации регламентируются Федеральным Законом от 23.06.95 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому документу государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз социально-экономического развития страны является основой для разработки макроэкономических программ.

Система государственных прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:

1) государственные прогнозы  социально-экономического развития  Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную  перспективы;

2) концепция социально-экономического  развития страны - это система  представлений о стратегических  целях и приоритетах социально-экономической  политики государства, важнейших  направлений и средств реализации  указанных целей;

3) программа социально-экономического  развития страны - это рабочий  документ правительства, в котором  указывается комплексная система  целевых ориентиров социально-экономического  развития страны, предлагаются конкретные  мероприятия и средства их  достижения;

4) федеральные целевые  программы, направленные на преодоление  отдельных острых проблем социально-экономического  развития страны.

Разработке государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального богатства; анализ социальной структуры общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.

Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик и состоит из следующих основных блоков.

Первый раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны - макроэкономические показатели (сводный раздел). Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.

Второй раздел прогноза – отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.

Региональные прогнозы – следующий третий раздел. В нем приводятся основные характеристики развития регионов России, которые группируются в соответствии с достигнутым уровнем социально-экономического развития на проблемные, развивающиеся развитые. В этой части прогноза определяются суммы, выделяемые на поддержку проблемных регионов страны.

Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам.

Прогноз воспроизводства основных фондов и инвестиций – следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.

Прогноз трудовых ресурсов и занятости – обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).

Прогноз социально-экономических предпосылок и последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.

Прогноз экономического использования природных ресурсов - предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия.

Прогноз внешнеэкономических связей и условий – обязательный структурный элемент государственного прогноза, в котором приводятся показатели товарно-географической структуры экспорта и импорта страны, основные показатели платежного баланса страны, объема и структуры средств, полученных от продажи патентов и лицензий на право осуществления внешнеэкономической деятельности.

 

3.2 Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации на

долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу

 

Прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу Правительство Российской Федерации организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации Данные прогноз и Концепция на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу подлежит опубликованию.

Первое после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В данном разделе характеризуется состояние экономики страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу.

Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу исходя из положений, содержащихся в послании Президента РФ.

Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ.

В программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

1) оценка итогов социально-экономического  развития РФ за предыдущий  период и характеристика состояния  экономики РФ;

2) концепция программы  социально-экономического развития  РФ на среднесрочную перспективу;

3) макроэкономическая политика;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционная и структурная  политика;

6) аграрная политика;

7) экологическая политика;

8) социальная политика;

9) региональная экономическая  политика;

10) внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

Прогноз социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Можно выделить две основные цели его разработки:

1. предоставление оперативной  информации Правительству для  принятия решений в области  экономической и социальной политики;

2. параметры ежегодного  прогноза используются для разработки  показателей проекта государственного  бюджета.

Ежегодное послание Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий года.

Правительство РФ одновременно с предоставлением проекта Федерального бюджета предоставляет Государственной Думе следующие документы и материалы:

итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;

прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год;

проект сводного финансового баланса по территории РФ;

перечень основных социально-экономического проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году;

перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;

перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.

В перечне федеральных целевых программ, намеченных к финансированию указываются:

краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указания целей, основных этапов и сроков их выполнения;

результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;

требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;

объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;

государственные заказчики программ.

Намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики включают показатели его функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом. В них представлены оценки эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций, а также программы повышения эффективности использования федеральной собственности.

Порядок рассмотрения представленных документов и материалов определяется Государственной Думой при обсуждении проекта федерального бюджета на предстоящий год.

Итоги социально-экономического развития РФ за предыдущий год предоставляются Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу не позднее февраля текущего года и подлежат опубликованию.

Правительство РФ и Центральный банк РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики страны и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.

 

3.3 Организация  государственное прогнозирование

социально-экономического развития Российской Федерации

 

Непременным условием эффективного регулирования и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти.

Организационная структура государственного прогнозирования, сложившаяся в РФ, представлена в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1 - Организационная структура государственного прогнозирования, сложившаяся в РФ.

 

Участник процесса государственного прогнозирования

Выполняемые функции

1.Министерство экономического развития и торговли РФ

Разработка, исполнение прогнозов социально-экономического развития страны

2. Министерство финансов РФ

Разработка и контроль за исполнением федерального бюджета на год, в т.ч. по кварталам

3. Центральный банк РФ

Определение параметров денежно-кредитной и валютной политики страны

4. Государственный комитет по статистике

Составление статистических мониторингов итогов социально-экономического развития страны, что позволяет оценить качество прогнозов, создать массив данных для новых прогнозов

5. Научно-исследовательские институты:

Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

Институт макроэкономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РФ;

Институт экономики РАН;

Совет по размещению производительных сил и др.

Проводят научные исследования и разрабатывают прогнозы по заказам

Информация о работе Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации