Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:10, курсовая работа
Цель работы - проанализировать состояние государственного регулирования заработной платы в нашей стране.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие государственного регулирования оплаты труда.
2. Проанализировать механизм государственного регулирования заработной платы.
3. Представить рекомендации по совершенствованию процессов государственного регулирования заработной платы.
Введение
1. Основы государственного регулирования оплаты труда…………………..5-17
1.1 Сущность и функции заработной платы…………………………………...5-11
1.2 Элементы и функции системы государственного регулирования заработной платы…………………………………………………………………………….11-16
2. Состояние и проблемы государственного регулирования заработной платы………………………………………………………………………….....17-24
2.1 Методы и принципы государственного регулирования заработной платы………………………………………………………………………….....17-18
2.2 Система договорного регулирования заработной платы………………....18-22
2.3 Минимальный размер оплаты труда как регулятор дохода……………...22-24
2.4 Налоговое регулирование заработной платы…………………………….. 24-25
3. Основные направления регулирования заработной платы в современной России …………………………………………………………………………………...26-30
3.1 Зарплата работников бюджетной сферы………………………………….26-28
3.2 Минимальный размер оплаты труда в России…………………………… 28-30
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Основы государственного
регулирования оплаты труда…………
1.1 Сущность и функции
заработной платы………………………………….
1.2 Элементы и функции
системы государственного
2. Состояние и проблемы
государственного
2.1 Методы и принципы
государственного
2.2 Система договорного
регулирования заработной
2.3 Минимальный размер оплаты труда как регулятор дохода……………...22-24
2.4 Налоговое регулирование заработной платы…………………………….. 24-25
3. Основные направления
регулирования заработной
3.1 Зарплата работников
бюджетной сферы………………………………….
3.2 Минимальный размер оплаты труда в России…………………………… 28-30
Заключение
Список использованных источников
Введение
Россия переживает тяжелейший кризис социальной сферы. Его важнейшими приметами являются: деградация социальной структуры общества, обеднение населения, кризис качества и образа жизни, истощение здоровья нации, ухудшение репродуктивного потенциала и генофонда России, медленное разрушение образовательного и интеллектуального потенциала страны на фоне катастрофического развала отечественного производства, систем образования и подготовки кадров, утечки квалифицированных кадров за границу, насаждения чуждого для россиян образа жизни, популяризации жестокости и моральной вседозволенности.
Кризис социальной сферы во многом - результат и показатель несоответствия курса экономических реформ чаяниям и ожиданиям населения, глубокой рассогласованности действий органов государственного управления с интересами человека. Программы социальных преобразований носят декларативный характер, недостаточно состыкованы с финансовыми возможностями государства, а темпы реформирования социальной сферы не увязаны с реальными доходами населения.
В настоящее время отсутствует
целостная концепция социальной
политики, не конкретизированы ее ориентиры
на длительную перспективу, не прописаны
контуры модели социального государства.
Возникла и нарастает потребность
уточнения целей и приоритетов
экономической и социальной политики,
увязки последовательности их реализации,
корректировки механизма
В настоящий период объективно необходимо регулирующее целенаправленное влияние государства, его центральных и региональных органов на цену труда, через воздействие на уровень дифференциации заработной платы, ее динамику, которые, в свою очередь, определяют справедливость оплаты труда, уровень, качество и образ жизни основной части населения.
Недопустимо низкая для развитой
экономики цена труда тормозит повышение
эффективности производства, снижает
конкурентоспособность
Объект работы - политика доходов и заработной платы.
Предмет работы - государственное регулирование заработной платы.
Цель работы - проанализировать состояние государственного регулирования заработной платы в нашей стране.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие
2. Проанализировать механизм
государственного
3. Представить рекомендации
по совершенствованию
1. Основы государственного регулирования оплаты труда
1.1 Сущность и функции заработной платы
В содержательном плане заработная плата - это часть национального дохода, распределяемая между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Но можно придерживаться другой позиции: заработная плата есть основная доля жизненных средств работника [22].
Сторонники трактовки
сущности заработной платы как стоимости
рабочей силы в основу своей позиции
кладут воспроизводственный подход
к анализу ее формирования и использования.
Процесс воспроизводства
Процесс производства или формирования рабочей силы как способности к труду есть подготовка работника, начиная со школы и вуза. Она продолжается на рабочем месте, в учреждениях переподготовки и повышения квалификации и т.д.
Процесс распределения и
обмена рабочей силы, как правило,
происходит на рынке этого специфического
товара при участии трех субъектов
института социального
Следовательно, процесс труда имеет место только в четвертой фазе воспроизводства рабочей силы. На основании этого можно сделать вывод, что стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, обеспечивающих нормальное воспроизводство способностей к труду работника, необходимых для укрепления здоровья, получения образования, повышения квалификации самим работником, а также членами его семьи. При этом принимается во внимание постоянный рост потребностей. Таким образом, стоимость рабочей силы не только зависит от затрат работника в процессе труда, но и учитывает исторические и духовные аспекты, а также затраты, связанные с воспроизводством будущей рабочей силы.
Исходя из того, что сам труд осуществляется только в четвертой фазе воспроизводства рабочей силы, где и происходит затрата человеческой энергии, можно сделать вывод о том, что стоимость труда определяется величиной этих затрат в данном процессе. В этом случае заработная плата как плата за труд обеспечивает только простое возобновление способностей к участию в новом процессе труда и только самого непосредственного работника. Такой подход к определению сущности заработной платы коренным образом сужает ее воспроизводственную функцию.
Обобщая анализ сущности заработной платы можно определить: заработная плата - форма стоимости, цены рабочей силы. На поверхности явлений заработная плата выступает как оплата труда [16].
В связи с тем, что заработная плата выплачивается на конкретном предприятии, ее величина может изменяться даже по сравнению с договорной (при найме работника) в зависимости от результатов деятельности данного субъекта хозяйствования, от эффективности и качества труда отдельного работника. Часть увеличивающегося дохода предприятия может пополнять фонд жизненных средств работников в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда.
Тем самым фонд жизненных средств служит фондом заработной платы. Повышающийся уровень заработной платы, не изменяя ее экономической природы, сущности, способствует более полной реализации ее функций. Оплата труда занимает особое место в структуре социально-трудовой сферы и приоритетах социальной политики. Это объясняется, прежде всего, ее значимостью для обеспечения жизнедеятельности человека и специфическими функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики.
Однако в настоящее время в оплате труда и ее организации накопилось много острых проблем и недостатков, в значительной мере снижающих ее результативность в решении отмеченных задач. Более того, по вполне очевидным причинам без их устранения невозможно эффективное проведение ключевых социально-экономических преобразований - пенсионной реформы, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, налоговой системы и т.д.
Каковы наиболее крупные
и острые проблемы в области оплаты
труда, которые в свою очередь
могут стать источниками и
причинами ряда других негативных последствий
и недостатков? Напомним, что у
всех в памяти на слуху задержки
с выплатой заработной платы. Неуклонно
несколько лет кряду
Сегодня доля заработной платы
в общем доходе работника в
среднем по стране составляет менее
50%. Большая часть дохода приходится
на дивиденды от собственности, ценных
бумаг, от предпринимательской
По масштабам дифференциации в оплате труда Россия занимает первое место в мире. В результате этих и иных причин наблюдается резкое падение стимулирующей роли оплаты труда в развитии экономики страны, в росте объемов производства на предприятиях, в реализации физических и интеллектуальных способностей работников.
Сегодня размеры заработной
платы почти не зависят от их квалификации,
качества труда, результативности производства
и динамики макроэкономических показателей.
Вместо материального стимулирования
господствует уравниловка. Низка и
воспроизводственная функция
Как видим, в числе наиболее острых проблем организации оплаты труда - нарушение принципов социальной справедливости, недоучет региональных особенностей, условий труда, различий между производственной, бюджетной сферой, государственной службой и т. д.
Заработная плата выполняет свой, только ей присущий комплекс функций. Прежде всего, воспроизводственную. Она обеспечивает возможность воспроизводства рабочей силы. Одна из важнейших -- функция стимулирующая (мотивационная), направленная на повышение заинтересованности в развитии производства. С помощью зарплаты решаются социальные задачи, реализуется принцип социальной справедливости. Наконец, учетно-производственная функция. Она характеризует меру участия живого труда в процессе образования цены продукта, его долю в совокупных издержках производства.
Итак, заработная плата многофункциональна. Все присущие ей функции представляют неразрывное единство и лишь в совокупности позволяют правильно понять ее сущность и содержание, противоречия и проблемы, возникающие в процессе совершенствования организации оплаты труда. Это важно подчеркнуть потому, что нередко противопоставление указанных функций, переоценка одних и недооценка других приводят к нарушению их единства и, как следствие, к односторонним, а подчас и неверным теоретическим и практическим выводам, касающимся организации заработной платы.
Из сказанного следует, что каждая из функций взаимодействует с другими. Например, такие функции, как учетно-производственная, воспроизводственная, стимулирующая, одновременно играют и социальную роль. В свою очередь в воспроизводственной функции реализуются стимулирующая и учетно - производственная функции заработной платы. Вместе с тем при общем единстве каждая или несколько функций в определенной степени противоположны другим, а то и исключают какую-либо из них, либо снижают результат ее действия.
Наиболее значительным противоречием функций является то, что одни из них ведут к дифференциации заработков, другие, наоборот, - к их выравниванию. Чем сильнее выравнивание, тем слабее дифференциация, тем слабее стимулирующее воздействие заработной платы. Это вполне нормальное явление, отражающее внутреннее единство и борьбу противоположностей. Оно не свидетельствует о неточности выделенных функций.
При регулировании заработной платы надо умело использовать объективное единство и противоположность ее функций, своевременно усиливать одни или ослаблять другие. Это позволит организовать заработную плату не только в соответствии с ее объективным содержанием, но и с учетом особенностей развития общества.
На современном этапе
развития российского общества наиболее
приоритетными функциями
Воспроизводственная функция
заключается в способности
Другую природу и иное содержание имеет стимулирующая функция заработной платы. Так, для реализации воспроизводственной функции оплаты труда главным (и почти единственным) условием является ее размер. Стимулирующая же функция определяется совершенно другими механизмами и зависимостями. Высказывания типа: "Больше плати -- больше будет мотиваций для работника" -- не совсем точны и обоснованы. Причина слабой стимулирующей функции оплаты труда в другом.
Информация о работе Основные направления регулирования заработной платы в современной России