Основные направления регулирования заработной платы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать состояние государственного регулирования заработной платы в нашей стране.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие государственного регулирования оплаты труда.
2. Проанализировать механизм государственного регулирования заработной платы.
3. Представить рекомендации по совершенствованию процессов государственного регулирования заработной платы.

Содержание

Введение
1. Основы государственного регулирования оплаты труда…………………..5-17
1.1 Сущность и функции заработной платы…………………………………...5-11
1.2 Элементы и функции системы государственного регулирования заработной платы…………………………………………………………………………….11-16
2. Состояние и проблемы государственного регулирования заработной платы………………………………………………………………………….....17-24
2.1 Методы и принципы государственного регулирования заработной платы………………………………………………………………………….....17-18
2.2 Система договорного регулирования заработной платы………………....18-22
2.3 Минимальный размер оплаты труда как регулятор дохода……………...22-24
2.4 Налоговое регулирование заработной платы…………………………….. 24-25
3. Основные направления регулирования заработной платы в современной России …………………………………………………………………………………...26-30
3.1 Зарплата работников бюджетной сферы………………………………….26-28
3.2 Минимальный размер оплаты труда в России…………………………… 28-30
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Шендель Лилия.docx

— 54.60 Кб (Скачать файл)

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двух- и трехсторонними. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются  при обязательном участии соответствующих  органов исполнительной власти или  органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может  превышать трех лет. Стороны имеют  право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

В тех случаях, когда в  отношении работников действует  одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Генеральное соглашение действует  на федеральном уровне и определяет общие принципы социально-экономической  политики и обязательства в сфере  развития рынка труда и содействия занятости, в области регулирования  заработной платы и доходов, уровня жизни и социальной защиты населения, в области социального обеспечения  и социального страхования, в  сфере охраны труда. В нем целесообразно  предусматривать:

· величину минимальной заработной платы в процентах к стоимости  минимальной потребительской корзины  одинокого работника в трудоспособном возрасте; меры по повышению среднемесячной заработной платы работников в целом  по России с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения;

· рекомендуемые коэффициенты дифференциации оплаты по сложности  труда основных групп работников для всех отраслей экономики;

· меры, направленные на совершенствование  тарифной части оплаты, тарификации  и нормирования труда работников;

· меры по защите заработной платы от инфляции и меры ответственности  за несвоевременные расчеты по оплате труда.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений и  связанных с ними экономических  отношений на уровне субъекта Российской Федерации, территориальное - на территории соответствующего муниципального образования. Они определяют условия оплаты труда, гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования, а также нормы оплаты труда, по которым предусмотрены более высокие количественные показатели по сравнению с генеральным соглашением (минимальная заработная плата, коэффициент дифференциации оплаты труда по сложности и условиям труда, основным видам деятельности и группам работников, по защите заработной платы от инфляции).

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений и  связанных с ними экономических  отношений на уровне двух и более  субъектов Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие  условия оплаты труда, гарантии, компенсации  и льготы работникам с учетом специфики  отрасли (отраслей) и может заключаться  на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального  партнерства. В нем могут быть предусмотрены:

· размеры (коэффициенты) дифференциации оплаты труда между основными  профессиями и должностями работников, видами работ в отрасли;

· виды и межрегиональные  размеры гарантийных и компенсационных  доплат и надбавок, отражающих специфику  отрасли;

· повышение минимальной  месячной тарифной ставки (ставки 1-го разряда), устанавливаемой с учетом экономической возможности организаций  и величины прожиточного минимума;

· соотношение между минимальной  и максимальной заработной платой в  организациях отрасли; предельно допустимую долю заработной платы в себестоимости  продукции для производственных отраслей;

· порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен  па потребительские товары и услуги;

· рекомендуемые к применению формы и системы заработной платы  для основных видов работ;

· порядок тарификации  работ по сложности их выполнения, условиям труда и интенсивности, по кругу профессий и видов  деятельности, не включенных в генеральное  и территориальное соглашения;

· рекомендуемые размеры, показатели и условия премирования, порядок выплаты премиальных  вознаграждений;

· перечень отраслевых и  межотраслевых нормативных материалов для нормирования труда, выпусков ЕТКС и ТКС, рекомендуемых для применения в организациях отрасли.

На уровне организаций  и предприятий регулирование  заработной платы осуществляется коллективным договором, который регулирует отношения  между работниками и работодателями, дополняя и развивая нормы, принятые в соглашениях высших уровней. Коллективный договор должен предусматривать:

· формы и системы заработной платы работников;

· порядок учета основных показателей, используемых при оплате труда;

· порядок снижения заработной платы при нарушениях в исполнении работником трудовых обязанностей;

· перечень норм и нормативов, согласованных между работодателем  и работниками для определения  норм трудовых затрат, порядок их уточнения  и пересмотра;

· размеры гарантийных  и компенсационных выплат, если они  превышают размеры, предусмотренные  ТК РФ, а также соглашениями высших уровней;

· размеры и условия  выплат доплат, надбавок, премий и т.д.;

· сроки выплаты заработной платы, виды и размеры штрафов (компенсаций) за задержку заработной платы;

· механизм индексации заработной платы с учетом роста цен, уровня инфляции.

Следует отметить, что механизм договорного регулирования действует  в России далеко не в полную силу. Не до конца оформились представительные органы работодателей и наемных  работников. Экономическая и социальная защищенность работников и их представителей не в полной мере обеспечивает принципы равноправия сторон. Не всегда имеет  место и равный доступ сторон к  информации при заключении коллективных договоров [14].

2.3 Минимальный размер оплаты труда как регулятор дохода

Важным действенным методом  государственного регулирования заработной платы является законодательное  установление размера минимальной  заработной платы, которая обеспечивает минимальную приемлемую величину потребления, служит базой установления оплаты труда  наименее квалифицированного работника. Размер минимальной заработной платы  зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики.

В Российской Федерации минимальная  заработная плата (минимальный размер оплаты труда) -- устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

В соответствии с ТК РФ (ст. 133) минимальный размер оплаты груда  устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и  не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека [2]. За прожиточный минимум принимается  стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров  и услуг, характеризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного  физического состояния в кризисные  моменты экономики. Порядок и  сроки поэтапного повышения размера  минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а  также механизм, гарантирующий выплату  минимальной заработной платы в  этом размере, устанавливаются федеральным  законом.

Заработная плата работника, отработавшего месячную норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимум заработной платы  может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам  страны применительно к стоимости  минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Различия в условиях воспроизводства рабочей  силы по территории страны определяются разницей в потребностях населения, обусловленной неодинаковыми природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями, влияющими  на уровень и структуру потребления  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг.

Влияние метеорологических  и природных факторов на потребление  населения в определенной мере нашло  отражение в наборе потребительской  корзины для основных социально-демографических  групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах  РФ, разработанном в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». По особенностям потребления продуктов питания субъекты РФ распределены на 16 зон, начиная от субъектов, расположенных в самых суровых условиях, и завершая территориями, находящимися в благоприятных условиях [12].

Минимальный размер заработной платы обеспечивается: в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, -- за счет средств бюджетов субъектов РФ; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, -- за счет средств местных бюджетов; в других организациях -- за счет собственных средств.

2.4 Налоговое регулирование  заработной платы

Основным элементом налогового регулирования заработной платы  является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), удерживаемый в пользу бюджета.

В Российской Федерации с 2001 г. действует пропорциональная система  налогообложения индивидуальных доходов  граждан с использованием равной ставки 13% от доходов, полученных работником, независимо от их абсолютных размеров. Порядок его исчисления регулируется главой 23 НК РФ. При расчете налога на доходы физических лиц применяются  стандартные налоговые вычеты -- суммы, на которые уменьшается облагаемый налогом доход. Некоторые вычеты перестают применяться после того, как совокупный доход, нарастающий с начала года достигнет определенной суммы.

Единый социальный налог  и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к начислениям на заработную плату - платежам по доходам, начисленным работникам организации в виде выплат и вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, осуществляемым работодателем и относимым на себестоимость продукции (работ, услуг).

Единый социальный налог  начисляется по регрессивной ставке: чем выше сумма облагаемого дохода, приходящаяся на одного работника, тем  меньше ставка налога.

Если в течение календарного года сумма дохода того или иного  работника превысит 280 000 руб., организация  имеет право уплачивать налог  с его доходов по пониженной (регрессивной) ставке. Пониженная ставка начинает применяться  с того месяца, в котором доход  работника превысил эту сумму. Сумма  ЕСН, начисленная в федеральный  бюджет, уменьшается на сумму начисленных  организацией за тот же период взносов  на обязательное пенсионное страхование [20].

Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по двум возрастным категориям: лица 1966 г. рождения и старше лица 1967 г. рождения и моложе. При этом для лиц 1966 г. рождения и  старше страховые взносы начисляются  только на финансирование страховой  части трудовой пенсии. Для лиц 1967 г. и моложе страховые взносы начисляются  на финансирование как страховой, так  и накопительной части трудовой пенсии.

Взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  перечисляется в Фонд социального  страхования РФ. Страховые тарифы дифференцируются по видам экономической  деятельности в зависимости от устанавливаемого ежегодно федеральным законом класса профессионального риска. Все организации  разделены на 32 класса профессионального  риска.

 

 

 

 

3.Основные направления  регулирования заработной платы  в современной России.

3.1 Зарплата бюджетникам

Заработная плата бюджетников - действенный механизм, стимулирующий  эффективность труда. С 1 декабря 2008 года взамен 18-разрядной единой тарифной сетки (ЕТС) введена в действие новая  система оплаты труда работников бюджетной сферы (НСОТ). Реформа направлена на повышение заработной платы бюджетникам.

Новая зарплата в бюджетной  сфере пока касается только федеральных  бюджетников. Новая оплата труда  бюджетников охватывает работников медицинских и образовательных  учреждений, работников федеральных  государственных учреждений, которые  входят в систему министерств  и ведомств.

Зарплата бюджетников  с 1 декабря 2008 года состоит из оклада, компенсационных надбавок за особые условия труда (у кого они есть), и стимулирующих надбавок (премий). При этом зарплата бюджетников на 70% формируется из оклада и на 30% из надбавок. Размер оклада меняться не может. Именно стимулирующие выплаты, а  также доплата за дополнительную работу в бюджетном учреждении «сыграют»  на повышение заработной платы бюджетникам. Новая оплата труда бюджетников  должна стимулировать работников на более качественное выполнение своих  обязанностей. Новая оплата труда  бюджетников устанавливает чёткую дифференциацию по качеству труда и  старательности конкретного работника. Новая зарплата бюджетников ориентирует  специалистов совершенствовать знания. Критериев оценки качества работы персонала - много, поэтому чтобы заработать повышение зарплаты, бюджетникам  придется приложить усилия.

В первую очередь от НСОТ выиграли мало оплачиваемые работники: зарплата бюджетников этой категории  увеличилась в два с половиной  раза. Минимальная заработная плата  бюджетников составляет с 1 декабря 2008 года 4330 рублей. Увеличение зарплаты бюджетникам по различным категориям составило на март 2009 года от 1,2 до 1,48 раз. Это увеличение зарплаты бюджетникам не было равным для всех. Впервые оплата труда бюджетников начала складываться из индивидуального вклада работника. Впрочем, по действующему законодательству оплата труда бюджетников может происходить по старой схеме.

Информация о работе Основные направления регулирования заработной платы в современной России