Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:10, курсовая работа
Цель работы - проанализировать состояние государственного регулирования заработной платы в нашей стране.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие государственного регулирования оплаты труда.
2. Проанализировать механизм государственного регулирования заработной платы.
3. Представить рекомендации по совершенствованию процессов государственного регулирования заработной платы.
Введение
1. Основы государственного регулирования оплаты труда…………………..5-17
1.1 Сущность и функции заработной платы…………………………………...5-11
1.2 Элементы и функции системы государственного регулирования заработной платы…………………………………………………………………………….11-16
2. Состояние и проблемы государственного регулирования заработной платы………………………………………………………………………….....17-24
2.1 Методы и принципы государственного регулирования заработной платы………………………………………………………………………….....17-18
2.2 Система договорного регулирования заработной платы………………....18-22
2.3 Минимальный размер оплаты труда как регулятор дохода……………...22-24
2.4 Налоговое регулирование заработной платы…………………………….. 24-25
3. Основные направления регулирования заработной платы в современной России …………………………………………………………………………………...26-30
3.1 Зарплата работников бюджетной сферы………………………………….26-28
3.2 Минимальный размер оплаты труда в России…………………………… 28-30
Заключение
Список использованных источников
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двух- и трехсторонними. Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
В тех случаях, когда в
отношении работников действует
одновременно несколько соглашений,
применяются условия
Генеральное соглашение действует
на федеральном уровне и определяет
общие принципы социально-экономической
политики и обязательства в сфере
развития рынка труда и содействия
занятости, в области регулирования
заработной платы и доходов, уровня
жизни и социальной защиты населения,
в области социального
· величину минимальной заработной
платы в процентах к стоимости
минимальной потребительской
· рекомендуемые коэффициенты дифференциации оплаты по сложности труда основных групп работников для всех отраслей экономики;
· меры, направленные на совершенствование тарифной части оплаты, тарификации и нормирования труда работников;
· меры по защите заработной платы от инфляции и меры ответственности за несвоевременные расчеты по оплате труда.
Региональное соглашение
устанавливает общие принципы регулирования
социально-трудовых отношений и
связанных с ними экономических
отношений на уровне субъекта Российской
Федерации, территориальное - на территории
соответствующего муниципального образования.
Они определяют условия оплаты труда,
гарантии и льготы, связанные с территориальными
особенностями города, района, другого
административно-
Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое)
соглашение устанавливает общие
условия оплаты труда, гарантии, компенсации
и льготы работникам с учетом специфики
отрасли (отраслей) и может заключаться
на федеральном, межрегиональном, региональном,
территориальном уровнях
· размеры (коэффициенты) дифференциации
оплаты труда между основными
профессиями и должностями
· виды и межрегиональные
размеры гарантийных и
· повышение минимальной
месячной тарифной ставки (ставки 1-го
разряда), устанавливаемой с учетом
экономической возможности
· соотношение между минимальной и максимальной заработной платой в организациях отрасли; предельно допустимую долю заработной платы в себестоимости продукции для производственных отраслей;
· порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен па потребительские товары и услуги;
· рекомендуемые к применению формы и системы заработной платы для основных видов работ;
· порядок тарификации работ по сложности их выполнения, условиям труда и интенсивности, по кругу профессий и видов деятельности, не включенных в генеральное и территориальное соглашения;
· рекомендуемые размеры, показатели и условия премирования, порядок выплаты премиальных вознаграждений;
· перечень отраслевых и
межотраслевых нормативных
На уровне организаций
и предприятий регулирование
заработной платы осуществляется коллективным
договором, который регулирует отношения
между работниками и
· формы и системы заработной платы работников;
· порядок учета основных показателей, используемых при оплате труда;
· порядок снижения заработной платы при нарушениях в исполнении работником трудовых обязанностей;
· перечень норм и нормативов,
согласованных между
· размеры гарантийных и компенсационных выплат, если они превышают размеры, предусмотренные ТК РФ, а также соглашениями высших уровней;
· размеры и условия выплат доплат, надбавок, премий и т.д.;
· сроки выплаты заработной платы, виды и размеры штрафов (компенсаций) за задержку заработной платы;
· механизм индексации заработной платы с учетом роста цен, уровня инфляции.
Следует отметить, что механизм
договорного регулирования
2.3 Минимальный размер оплаты труда как регулятор дохода
Важным действенным методом государственного регулирования заработной платы является законодательное установление размера минимальной заработной платы, которая обеспечивает минимальную приемлемую величину потребления, служит базой установления оплаты труда наименее квалифицированного работника. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики.
В Российской Федерации минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) -- устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
В соответствии с ТК РФ (ст.
133) минимальный размер оплаты груда
устанавливается на всей территории
Российской Федерации законом и
не может быть ниже размера прожиточного
минимума трудоспособного человека
[2]. За прожиточный минимум
Заработная плата работника, отработавшего месячную норму рабочего времени, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимум заработной платы
может быть как общефедеральным,
так и дифференцированным по регионам
и природно-климатическим
Влияние метеорологических и природных факторов на потребление населения в определенной мере нашло отражение в наборе потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ, разработанном в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». По особенностям потребления продуктов питания субъекты РФ распределены на 16 зон, начиная от субъектов, расположенных в самых суровых условиях, и завершая территориями, находящимися в благоприятных условиях [12].
Минимальный размер заработной платы обеспечивается: в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, -- за счет средств бюджетов субъектов РФ; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, -- за счет средств местных бюджетов; в других организациях -- за счет собственных средств.
2.4 Налоговое регулирование заработной платы
Основным элементом налогового регулирования заработной платы является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), удерживаемый в пользу бюджета.
В Российской Федерации с 2001 г. действует пропорциональная система налогообложения индивидуальных доходов граждан с использованием равной ставки 13% от доходов, полученных работником, независимо от их абсолютных размеров. Порядок его исчисления регулируется главой 23 НК РФ. При расчете налога на доходы физических лиц применяются стандартные налоговые вычеты -- суммы, на которые уменьшается облагаемый налогом доход. Некоторые вычеты перестают применяться после того, как совокупный доход, нарастающий с начала года достигнет определенной суммы.
Единый социальный налог
и взносы на страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний относятся к
Единый социальный налог начисляется по регрессивной ставке: чем выше сумма облагаемого дохода, приходящаяся на одного работника, тем меньше ставка налога.
Если в течение календарного года сумма дохода того или иного работника превысит 280 000 руб., организация имеет право уплачивать налог с его доходов по пониженной (регрессивной) ставке. Пониженная ставка начинает применяться с того месяца, в котором доход работника превысил эту сумму. Сумма ЕСН, начисленная в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных организацией за тот же период взносов на обязательное пенсионное страхование [20].
Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по двум возрастным категориям: лица 1966 г. рождения и старше лица 1967 г. рождения и моложе. При этом для лиц 1966 г. рождения и старше страховые взносы начисляются только на финансирование страховой части трудовой пенсии. Для лиц 1967 г. и моложе страховые взносы начисляются на финансирование как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии.
Взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляется в Фонд социального страхования РФ. Страховые тарифы дифференцируются по видам экономической деятельности в зависимости от устанавливаемого ежегодно федеральным законом класса профессионального риска. Все организации разделены на 32 класса профессионального риска.
3.Основные направления
регулирования заработной
3.1 Зарплата бюджетникам
Заработная плата бюджетников - действенный механизм, стимулирующий эффективность труда. С 1 декабря 2008 года взамен 18-разрядной единой тарифной сетки (ЕТС) введена в действие новая система оплаты труда работников бюджетной сферы (НСОТ). Реформа направлена на повышение заработной платы бюджетникам.
Новая зарплата в бюджетной сфере пока касается только федеральных бюджетников. Новая оплата труда бюджетников охватывает работников медицинских и образовательных учреждений, работников федеральных государственных учреждений, которые входят в систему министерств и ведомств.
Зарплата бюджетников
с 1 декабря 2008 года состоит из оклада,
компенсационных надбавок за особые
условия труда (у кого они есть),
и стимулирующих надбавок (премий).
При этом зарплата бюджетников на
70% формируется из оклада и на 30% из
надбавок. Размер оклада меняться не может.
Именно стимулирующие выплаты, а
также доплата за дополнительную
работу в бюджетном учреждении «сыграют»
на повышение заработной платы бюджетникам.
Новая оплата труда бюджетников
должна стимулировать работников на
более качественное выполнение своих
обязанностей. Новая оплата труда
бюджетников устанавливает
В первую очередь от НСОТ выиграли мало оплачиваемые работники: зарплата бюджетников этой категории увеличилась в два с половиной раза. Минимальная заработная плата бюджетников составляет с 1 декабря 2008 года 4330 рублей. Увеличение зарплаты бюджетникам по различным категориям составило на март 2009 года от 1,2 до 1,48 раз. Это увеличение зарплаты бюджетникам не было равным для всех. Впервые оплата труда бюджетников начала складываться из индивидуального вклада работника. Впрочем, по действующему законодательству оплата труда бюджетников может происходить по старой схеме.
Информация о работе Основные направления регулирования заработной платы в современной России