Основные направления регулирования заработной платы в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать состояние государственного регулирования заработной платы в нашей стране.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие государственного регулирования оплаты труда.
2. Проанализировать механизм государственного регулирования заработной платы.
3. Представить рекомендации по совершенствованию процессов государственного регулирования заработной платы.

Содержание

Введение
1. Основы государственного регулирования оплаты труда…………………..5-17
1.1 Сущность и функции заработной платы…………………………………...5-11
1.2 Элементы и функции системы государственного регулирования заработной платы…………………………………………………………………………….11-16
2. Состояние и проблемы государственного регулирования заработной платы………………………………………………………………………….....17-24
2.1 Методы и принципы государственного регулирования заработной платы………………………………………………………………………….....17-18
2.2 Система договорного регулирования заработной платы………………....18-22
2.3 Минимальный размер оплаты труда как регулятор дохода……………...22-24
2.4 Налоговое регулирование заработной платы…………………………….. 24-25
3. Основные направления регулирования заработной платы в современной России …………………………………………………………………………………...26-30
3.1 Зарплата работников бюджетной сферы………………………………….26-28
3.2 Минимальный размер оплаты труда в России…………………………… 28-30
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Шендель Лилия.docx

— 54.60 Кб (Скачать файл)

Повышение зарплаты у бюджетников  теперь во многом зависит от руководителей  федеральных учреждений. У них  появились широкие возможности  для того, чтобы устанавливать  надбавки в соответствии с качеством  и объемом работы, которую выполнил работник. Важно, что теперь зарплата руководителя напрямую зависит от того, какова заработная плата бюджетников - его подчиненных. Следовательно, он заинтересован в повышении зарплаты бюджетников.

Зарплата в бюджетной  сфере должна обеспечиваться за счет средств от приносящей доход деятельности. Планируя бюджет на соответствующий  год, учреждение должно предусмотреть  средства и на повышение зарплаты бюджетникам - стимулирующие выплаты. Новые правила предусматривают  повышение зарплаты бюджетникам  в форме стимулирующих выплат и за счет бюджетных средств, чего не было ранее.

Отражение операций, связанных  с исполнением сметы расходов по бюджету обеспечивает бухгалтерский  учет в бюджетных организациях. Правила  ведения учета установлены Инструкцией  по бюджетному учету, которая утверждена приказом Минфина России от 30.12.2008 №148н.

Организация бюджетного учета  предполагает полное отражение всех операций в балансе учреждения.

Новая оплата труда бюджетников  полностью налажена к 2011 году. Благодаря  новой системе оплаты труда, зарплата бюджетников значительно увеличилась. Планируется, что с повсеместным введением новых систем повышение зарплаты бюджетников - «федералов» будет не менее чем в 1,3 раза хотя бы потому, что фонды оплаты труда федеральных бюджетных учреждений увеличились на 30%. Оплата труда бюджетников неоднократно повышалась Правительством РФ, начиная с 2007 года.

Новая оплата труда бюджетников  имеет не только положительные стороны, но и негативные аспекты. Новая оплата труда бюджетников ставит сотрудников  в зависимость от субъективных оценок со стороны руководителей. К тому же в связи с кризисом разовое  повышение зарплат бюджетникам  не гарантирует, что и дальше оплата труда бюджетников будет возрастать.

Чтобы заработная плата бюджетникам  не снизилась, Постановлением Правительства  РФ от 05.08.2008 №583 было установлено, что  заработная плата бюджетников, переходящих  на новую систему оплаты труда, не может быть ниже выплачиваемой ранее. Постановление обязывает работодателя согласовать положение об оплате труда с трудовым коллективом  или профсоюзом. Только в этом случае новая заработная плата бюджетникам  будет выплачиваться правомерно.

В бюджетном учреждении повышение  зарплаты бюджетникам привязано  к специфическим характеристикам, свойственным для отрасли. Так, например, в области культуры и искусства  повышение зарплаты бюджетникам  зависит от наличия у работника  научной степени, от выслуги лет. Первые результаты внедрения НСОТ показательны: по ряду учреждений отраслей культуры зарплата бюджетникам выросла более  чем на 30%.

3.2 Минимальный размер оплаты труда в России

Минимальный размер оплаты трудам (общепринятая аббревиатура - МРОТ) - законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования  оплаты труда, а также для определения  размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения  величины налогов, сборов, штрафов и  иных платежей, которые исчисляются  в соответствии с законодательством  Российской Федерации в зависимости  от минимального размера оплаты труда. Устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

· организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств  федерального бюджета;

· организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации;

· организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств  местных бюджетов;

· другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата  работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также  базовых окладов (базовых должностных  окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Значение минимальной  заработной платы не всегда привязано  к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями  государства, периодически изменяется. Используется для исчисления размеров государственных налогов, платежей, штрафов. К минимальной заработной плате привязывается и величина разных платежей и налогов с физических лиц, исчисляемая в долях минимального уровня оплаты труда.

                                                                                                                      «Таблица»3.1

Минимальный размер оплаты труда в России с 2007 по 2013 годы                     

С 01 сентября 2007

2300 рублей в месяц

С 01 января 2009

4330 рублей в месяц

С 01 января 2010

4330 рублей в месяц

С 01 июня 2011

4611 рублей в месяц

С 01 января 2012

4611 рублей в месяц




 

С 01 января 2013-5205 рублей в месяц

Субъектам Российской Федерации  предоставляется право своими законами устанавливать зарплату выше федерального уровня МРОТ во внебюджетной сфере. В  законопроекте также предлагается ввести и административную ответственность  работодателей внебюджетной сферы, которые будут занижать минимальную  зарплату. Кодекс об административных нарушениях намечено дополнить статьей  о наложении административных штрафов  на должностных лиц или о приостановлении  деятельности предприятия.

Кстати, известно, что промышленный рост в нашей стране сдерживается среди прочих факторов еще и низкой покупательной способностью населения. Есть надежды, что повышение МРОТ позволит покончить с нищенским  существованием большинства граждан  и будет способствовать более  активному экономическому развитию России.

 

Заключение

В настоящие время экономика  России находиться в стадии подъема, но все равно проблема несоответствия прожиточного минимума и минимальной  заработной платы остается открытой. В ближайшем будущем президентом  РФ было обещано решения этой проблемы и так же планируется повысить заработную плату бюджетникам и  пенсии на 50%. Реально ли это или  эти планы так и останутся  всего лишь планами? Ответ на этот вопрос покажет ближайшее будущее.

Но проблема еще в том, что повышения заработной платы  повлечет за собой несомненное повышения  общего уровня цен на рынке.

В сравнение со странами Западной Европы Россия выглядит отсталой, но ряд улучшений по регулированию  заработной платы и цен несомненно значительный.

РФ постепенно, но уверенно «встает на ноги» и сейчас данной проблеме уделяется много внимания и решение ее в ближайшем будущем  прогнозируется.

Решение этой проблемы повысит  уровень страны и на внешнем рынке.

Ориентация на рыночные модели организации экономики изменила представления о сущности и экономической  роли заработной платы. Попытки проведения рыночных реформ повлияли и на методы регламентации условий оплаты труда. Если в недалеком прошлом можно  было говорить о преимущественно  государственном регулировании  заработной платы, то в настоящее  время государственное регулирование  сочетается с договорным, в основном - с коллективно - договорным.

Государство устанавливает  основные принципы правового регулирования  оплаты труда, базовые гарантии для  работников и правовые меры заработной платы. Кроме того, регламентирует условия  оплаты труда работников бюджетной  сферы, включая различные категории  государственных служащих.

Основной принцип регулирования  заработной платы, закрепленный на государственном  уровне, - равная оплата за равный труд без какой бы то ни было дискриминации. При установлении любой системы  оплаты труда за труд равной продолжительности  и сложности должна быть предусмотрена  равная оплата. Необоснованные различия в заработной плате рассматриваются  как дискриминация

Реформирование заработной платы в России, методы преобразований в сфере оплаты труда привели  к возникновению проблем, решение  которых следует признать крайне необходимым. Среди них - падение реальной заработной платы, перекосы в оплате труда по отдельным отраслям экономики и промышленности, а также по профессионально-квалификационным группам работников, систематические задержки выплаты начисленной заработной платы, снижение значимости заработной платы в доходах населения.

Негативные моменты в  организации и регулировании  заработной платы как основного  источника формирования доходов населения - результат ошибочных представлений о том, что государство не должно вмешиваться в этот процесс.

В этой связи весьма актуальной в политике оплаты труда и доходов  населения является необходимость  рационального сочетания государственного и коллективно-договорного их регулирования  посредством построения и применения тарифной системы оплаты труда, использования  форм и систем оплаты труда и поощрительных  выплат за высокие количественные и  качественные результаты труда.

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Конституция Российской  Федерации. Принята Всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г.- М.:Юридическая литература, 2008.

2. Трудовой кодекс Российской  Федерации.

3. Единые рекомендации  по установлению на федеральном,  региональном и местном уровнях  систем оплаты труда работников  государственных и муниципальных  учреждений на 2011 год//Российская  газета. 2010. 29 декабря.

4. Абакумова Н.Н. Политика  доходов и заработной платы:  учеб. пособие. - М., Новосибирск, 2008. - 223с.

5. Акимова Е.В. Оплата  труда работников // Бух. учет. 2011. N 8. C.105-108.

6. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 477с.

7. Беглова Е.И. Оплата труда и потребительское производство в современной России в контексте проблем развития социальной политики // Уровень жизни населения регионов России. - 2011. - N 3. - С.90-97.

8. Бобков В.Т. Экономический кризис и минимальные социальные стандарты оплаты труда / Боков В.Н., Чащина Л.Г. // Уровень жизни населения регионов России. - 2009. - N 4. - С.3-9.

9. Бушмарин И.В. Заработная плата и доходы населения в России и развитых странах // Общество и экономика. - 2008. - N 3-4. - С.69-83.

10. Василюк Т.Н. Глобализация экономики и заработная плата: тенденции и взаимосвязи / Т.Н.Василюк, М.А.Багреева // Уровень жизни населения регионов России. - 2007. - N 8-9. - С.32-40.

11. Виговский Е.В. Порядок и особенности начисления заработной платы. Практика применения // Трудовое право. - 2009. - N 3. - С.33-58.

12. Вишневская Н. Формирование заработной платы в России: роль отраслевых соглашений // Вопросы экономики. - 2009. - N 4. - С.91-103.

13. Вишневская Н.Т. Политика минимальной заработной платы: цели, ограничения, последствия // Экон. журнал Высш. школы экономики. - 2007. - N 4. - С.479-504.

14. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба: Анализ проблемы, решения. - М., 2008. - 222с.

15. Воронов В.Н. Оплата по результатам // Экономист. - 2008. - N 8. - С.60-67.

19. Глазкова Л. Кризис показал, что государство должно вернуться в экономику // Рос. Федерация сегодня. - 2010. - N 15. - С.34-35.

20. Гонтмахер Е., Малеева Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения//Вопросы экономики. 2008. №2. С.29-35.


Информация о работе Основные направления регулирования заработной платы в современной России