Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:10, курсовая работа
Цель работы - проанализировать состояние государственного регулирования заработной платы в нашей стране.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие государственного регулирования оплаты труда.
2. Проанализировать механизм государственного регулирования заработной платы.
3. Представить рекомендации по совершенствованию процессов государственного регулирования заработной платы.
Введение
1. Основы государственного регулирования оплаты труда…………………..5-17
1.1 Сущность и функции заработной платы…………………………………...5-11
1.2 Элементы и функции системы государственного регулирования заработной платы…………………………………………………………………………….11-16
2. Состояние и проблемы государственного регулирования заработной платы………………………………………………………………………….....17-24
2.1 Методы и принципы государственного регулирования заработной платы………………………………………………………………………….....17-18
2.2 Система договорного регулирования заработной платы………………....18-22
2.3 Минимальный размер оплаты труда как регулятор дохода……………...22-24
2.4 Налоговое регулирование заработной платы…………………………….. 24-25
3. Основные направления регулирования заработной платы в современной России …………………………………………………………………………………...26-30
3.1 Зарплата работников бюджетной сферы………………………………….26-28
3.2 Минимальный размер оплаты труда в России…………………………… 28-30
Заключение
Список использованных источников
Следует строго различать понятия "стимулирующая (мотивационная) функция" и "стимулирующая роль" заработной платы. Они весьма близки, но их нельзя отождествлять. Стимулирующая функция заработной платы - ее свойство направлять интересы работников на достижение требуемых результатов труда (большего его количества, более высокого качества и т. д.) за счет обеспечения взаимосвязи размеров вознаграждения и трудового вклада. Стимулирующая роль заработной платы проявляется в обеспечении взаимосвязи размеров оплаты труда с конкретными результатами трудовой деятельности работников.
Таким образом, стимулирующую
роль можно представить как
Можно сказать, что степень реализации стимулирующей функции пропорциональна уровню стимулирующей роли заработной платы. Именно в этом заключается принципиальное отличие и органическая взаимосвязь этих понятий. Данный подход к определению содержания "стимулирующей (мотивационной) функции" и "стимулирующей роли" заработной платы можно распространить и на другие виды доходов работника.
Напомним, однако, что воспроизводственную функцию нельзя количественно измерить, она может только существовать или отсутствовать, стимулирующая же роль заработной платы измерима. Уровень стимулирующей роли может повышаться или понижаться в зависимости в первую очередь от обеспечения связи размеров оплаты труда и трудового вклада работников, их результатов . Следовательно, его можно оценивать, анализировать и сопоставлять через эффективность. По росту эффективности заработной платы можно судить о повышении ее стимулирующей роли.
В настоящее время, прежде всего из-за низкого уровня использования стимулирующей функции оплаты труда в рассмотренном ее понимании, более 50% работников реального сектора экономики, социальной сферы и государственной службы далеко не в полной мере реализуют свой физический и интеллектуальный потенциал в процессе трудовой деятельности [19]. Это является одним из существенных резервов экономического роста и повышения уровня жизни населения России.
1.2 Элементы и функции
системы государственного
Переход к рыночной экономике обусловил новые подходы к организации и регулированию оплаты труда. Происходит коренное изменение всей системы общественных отношений на основе изменения экономических и политических условий существования общества. Применительно к отношениям по поводу вознаграждения за труд это означает переход от распределения по труду к распределению согласно цене рабочей силы к модели организации заработной платы, отвечающей представлениям о рыночном механизме ее регулирования. Формируются новые регуляторы заработной платы, меняются функции основных экономических субъектов в решении вопросов по ее определению.
Механизм рыночного
Многоуровневая коллективно-
Система обеспечения минимальных
гарантий в области оплаты труда
и защиты заработной платы от негативных
явлений рыночной экономики является
отправным пунктом для
Налоговая система регулирования
оплаты труда в составе индивидуальных
доходов и (в отдельных случаях)
в составе издержек работодателя
на рабочую силу способствует рационализации
соотношений в оплате труда, устанавливаемых
в ходе переговорного процесса, и
позволяет уменьшать
Информационная система предоставляет сведения для анализа уровня и динамики заработной платы, прочих издержек работодателя на рабочую силу, дает реальное представление о заработной плате как цене рабочей силы, демонстрирует взаимосвязь изменений в оплате труда с количественным изменением факторов, ее определяющих.
Функции государства сводятся
к обеспечению наилучших
Нормативно-правовой основой
регулирования заработной платы
в нашей стране выступают Трудовой
кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый
кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, а
также законы, принятые по различным
аспектам социально-трудовых отношений.
Их основные положения отражаются в
региональных законодательных и
нормативных актах и
На федеральном уровне государственное регулирование заработной платы непосредственно связано с действующей системой законодательства.
На региональном уровне государственное
регулирование оплаты труда получает
свое отражение в нормативных
правовых актах, принятых на уровне субъектов
Федерации и муниципальных
На уровне организаций
и предприятий действуют
В частности, к инструментам
этой системы можно отнести
В новых социально-экономических
условиях России ТК РФ с 1 февраля 2002 г.
принципиально изменил
Так, ст. 6 ТК РФ предусмотрено, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности:
- основные направления
государственной политики в
- основы правового
- обеспечиваемый государством
уровень трудовых прав, свобод
и гарантий работникам (включая
дополнительные гарантии
- особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников [2].
Органы государственной
власти субъектов РФ принимают законы
и иные нормативные правовые акты,
содержащие нормы трудового права,
не отнесенные к ведению федеральных
органов государственной
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации [8].
В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работников, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, применяется ТК РФ или иной федеральный закон.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ
тарифная система оплаты труда работников
государственных учреждений субъектов
Российской Федерации и порядок
ее применения устанавливаются органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, а тарифная система
оплаты труда работников муниципальных
учреждений и порядок ее применения
- органами местного самоуправления. Следовательно,
федеральный законодатель предусматривает
дифференциацию в оплате труда по
территориальному признаку - в зависимости
от экономических показателей
Таким образом, государственное регулирование оплаты труда включает:
- установление правовых норм регулирования трудовых отношений, в том числе и по вопросам оплаты труда;
- законодательное установление
и изменение минимального
- налоговое регулирование
средств, направляемых на
- установление районных
коэффициентов и процентов
- установление государственных гарантий по оплате труда.
Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральным, территориальным, коллективными договорами, индивидуальными договорами (контрактами).
2. Состояние и проблемы
государственного
2.1 Методы и принципы
государственного
Государство использует меры прямого и косвенного регулирования заработной платы и доходов. К мерам прямого регулирования относятся:
1. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.
2. Установление порядка индексации заработной платы при росте потребительских цен.
3. Определение порядка
оплаты труда работников
4. Установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок к заработной плате.
Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:
1. Контроль над денежной эмиссией, инфляцией и валютным курсом.
2. Установление ставок налогообложения физических лиц, ставок отчислений в государственные внебюджетные фонды (единым социальный налог), тарифов отчислений на обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
3. Разработка тарифно-
Трудовым кодексом РФ (ст. 130) установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, которые включают:
· величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
· меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
· ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
· ограничение оплаты труда в натуральной форме;
· обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
· государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
· ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
· сроки и очередность выплаты заработной платы [13].
2.2 Система договорного регулирования заработной платы
Система договорного регулирования
заработной платы позволяет на основе
прямых переговоров между
В России действует многоуровневая система соглашений - правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и устанавливающих общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.
Информация о работе Основные направления регулирования заработной платы в современной России