Основы стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Знания дисциплины важны специалистам разных профилей, но прежде всего ими должны овладеть работники производственной сферы, которые могут использовать возможности и преимущества метрологии, стандартизации и сертификации в качестве составляющих конкурентоспособности продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Дистанц по метрологии.doc

— 749.50 Кб (Скачать файл)

 

Системы управления качеством продукции.

Система управления качеством продукции представляет совокуп­ность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и под­держание высокого уровня качества продукции.

Система управления качеством продукции определяет воздействие участников общественного производства на обеспечение качества про­дукции, разных видов работ и услуг, а также предусматривает защиту прав и интересов потребителя. Система создает условия для коренного повышения качества продукции в целях наиболее полного удовлетво­рения потребности. Потребителем может быть предприятие или граж­данин, использующие продукцию для собственных производственных или личных нужд.

В истории развития систем выделяют пять этапов:

Первая система – система Тейлора. Обучение сводилось к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием. Взаимоотношения с поставщиками строились на основе требований, установленных в ТУ.

Второй этап переносит акцент  качества с  конкретного изделия на производство как совокупность процесса, делая из него процесс управления. Прогрессивной формой становится статистический контроль. Выявление дефектов переносится на их предупреждение.

На третьем этапе (50 годы) выдвинута концепция тотального (всеобщего) управления качеством, появились документированные системы качества. Моральное стимулирование увеличивалось, материальное – уменьшалось .На этом этапе возникло много систем в России (ЕС ГУКП ,КС УКП )

В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качеством. Появилась серия новых международных стандартов серии ИСО 9000.

На пятом этапе (90-е годы) предприятия стали учитывать интересы общества, появились стандарты серии ИСО 14000, устанавливающие требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. В области информационных технологий новым направлением становится САLS –технология как стратегия систематического повышения эффективности, производительности и рентабельности процесса управления за счет внедрения современных методов информационного взаимодействия.

 

 

Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менедж­мента качества образуют основу для стандартов на системы менедж­мента качества, входящих в семейство ИСО 9000.

а) Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих по­требителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожи­дания.

б)  Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач оптимизации.

в)  Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют ос­нову организации, и их полное вовлечение дает возможность организа­ции с выгодой использовать их способности.

г) Процессный подход. Желаемый результат достигается эффектив­нее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

д.)  Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и ме­неджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют резуль­тативности и эффективности организации при достижении ее целей.

е.) Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности ор­ганизации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

ж) Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные реше­ния основываются на анализе данных и информации.

з.) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повыша­ют способность обеих сторон создавать ценности.

 

                     Раздел 7 ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ

 

                      Тема 7.1 Сущность и проведение сертификации

 

   7.1.1.Сущность сертификации

Общие положения. По определению Европейской экономической комиссии (F.IK) ООН и Международной организации по стандартизации (ИСО) сертификация - это действие, проводимое с целью, подтверждения соответствия изделия или процесса определенным стандартам или техническим условиям. Сертификация  - это гарантия потребителю того, что про­дукция соответствует стандарту или определенным требованиям каче­ства. Сертификация базируется на стандартах, и в ее основе лежат ис­пытания по нормам сертификации.

Сертификация осуществляется в целях:

создания условий для деятельности предприятий, а также для участия в международном экономическом на­учно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продав­ца);

контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья ;

подтверждения показателей качества продукции, заявленных изго­товителем.

Сертификация является методом объективного контроля качества продукции. Ее разделяют на обязательную и добровольную, на самосертификацию и сертифика­цию третьей стороной. Обязательная сертификация является средством государственного контроля за безопасностью продукции. Добровольная                                                                                          сертификация способствует повышению конкурентоспособности продукции. Самосертификация выполняет все необходимые действия и заявляет об этом специальным документом или простановкой знака сертификации на продукции, либо сопроводительным документом. Сертификация третьей стороной осуще­ствляется системой органов, формально не относящихся ни к изгото­вителю, ни к потребителю продукции. В эту систему органов входят официальные центры (лаборатории) по испытаниям, инспектирующие органы и национальные организации по стандартизации.

Любая система сертификации базируется на стандартах (государст­венных, предприятий, технических условиях). Подтверждение, что продукция соответствует требованиям стандартов, осуществляется по средствам специального документа — сертификата.

В ИСО создан комитет по сертификации — СЕРТИКО. Этим коми­тетом подготовлен свод принципов сертификации, получивший назва­ние «Кодекс принципов ИСО/МЭК по системам сертификации третьей стороной на соответствие стандартам». Кодекс исходит из необходи­мости применения международных стандартов в национальных систе­мах сертификации. В Российской Федерации национальным органом по сертификации является Госстандарт.

 

7.1.2. Проведение сертификации Изготовитель (поставщик) продукции (заявитель) для получения сертификата соответствия направляет в орган по серти­фикации заявку на ее проведение. Орган сообщает заявителю свое ре­шение о проведении испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) образцов продукции, о проверке производства и устанавливает сроки. Орган по сертификации проводит отбор, идентификацию образцов и их испытания При положительных результатах испытаний продукции, наличии аттестата производства (после оценки производства) или сертификата на систе­му качества аккредитованная испытательная лаборатория оформляет сертификат и по получению регистрационного номера в Госстандарте Р выдает его предприятию-изготовителю. При внесении изменений в конструкцию изделия или технологию ее производства, которые мо­гут влиять на качество продукции, принимается решение о необходи­мости проведения новых испытаний или проверки состояния произ­водства этой продукции.

Получение изготовителем сертификата на продукцию дает ему право маркировать эту продукцию знаком соответствия. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата. По результатам инспекционного контроля  орган по сертификации может  провести   корректирующие мероприятия: отменить или приостановить действие сертификата.

Признание зарубежных сертификатов соответствия. Решение о признании и регистрации сертификатов, выданных органа­ми по сертификации других стран на отечественную и импортную продукцию, используемую в стране, осуществляет Госстандарт Р или другой уполномоченный орган по сертификации. Признаются сертифи­каты или аналогичные по назначению документы (лицензии, офици­альные утверждения), выданные в международных системах, к кото­рым присоединились Россия и страна заявителя, или соглашений между органами по сертификации в России и этой стране о взаимном при­знании сертификатов. Порядок такого признания устанавливается пра­вилами этих систем или соглашений.

Проверка состояния производства сертифицируе­мой продукции. Проверка состояния производства сертифицируе­мой продукции может выполняться двумя способами: путем его атте­стации или путем сертификации системы качества, разработанной на основе стандартов ИСО серии 9000.

.

7.1.3. Правовые основы сертификации в РФ

Сертификация в России организуется и проводится в соответствии с общегосударственными законами РФ: “О защите прав потребите­лей”, “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации” а также с законами РФ, относящимися к определенным отраслям:

“О ветеринарии”, “О пожарной безопасности”, “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”;

В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) Закон <<О защите прав потребителей>> вводит обязательную сертификацию. Сер­тификация подтверждает соответствие качества товара обязательным требованиям государственных стандартов.

На товарах, прошедших сертификацию и удостоверенных сертифи­катом, должен быть знак соответствия, установленный государствен­ным стандартом. Ответственность за наличие сертификата и знака со­ответствия несет продавец (изготовитель).

Национальный орган по сертификации -Госстандарт РФ. Другими федераль­ными органами по сертификации являются Госсанэпиднадзор Минзд­рава РФ. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ, Государственная ветеринарная служба и др.

Закон определяет следующие формы контроля: государственный контроль и надзор; инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государ­ственных стандартов.

7.1.4. Организационно-методические принципы сертификации в РФ

В организационно-методических принципах сертификации в РФ рассматриваются:

принципы, правила и порядок проведения сертификации продук­ции:

схемы сертификации:

орган по сертификации и испытательные лаборатории;

аккредитация органов но сертификации и испытательных лаборато­рий; ~~   знаки соответствия.

К организационным и методическим принципам относят:

обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;

объективность и независимость от изготовителя и потребителя;

профессиональность испытаний;

исключение дискриминации по отношению к иностранным заяви­телям:

право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;

открытость информации о результатах сертификации или о прекра­щении срока (отмене) сертификата (знака) соответствия;

многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

использование в деятельности по сертификации рекомендаций и правил ПСО/МЭК, региональных организаций, положений междуна­родных стандартов и других международных документов;

признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в кото­рых участвует Россия;

соблюдение конфиденциальности информации, составляющей ком­мерческую тайну;

На cовременном этапе сертификация охватывает более 75% наиме­нований производимой в стране продукции  и услуг.

Сертификация отечественной и импортируемой продукции прово­дится по одним и тем же правилам принципов ГАТТ/ВТО.

Порядок проведения сертификации в России установлен по отно­шению к обязательной сертификации, но может применяться и при добровольной сертификации.

Схему сертификации выбирает заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

Установлен порядок проведения сертификации в такой последова­тельности:

подача заявки на сертификацию;

отбор, идентификация образцов и их испытания;

оценка производства;

выдача сертификата соответствия;

применение знака соответствия:

инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

корректирующие мероприятия.

 

Орган по сертификации  - это официально признанная путем аккредитации на компетентность и независимость организация, кото­рая имеет право выполнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации. Область аккредитации устанавливается в соответствии с номенклатурой сертифицируемой продукции и нормативными документами, применяемыми при сертификации.

Согласно российскому законодательству, каждая система сертифика­ции имеет право на свой знак соответствия. Системы обязательной сер­тификации однородной продукции, входящие в структуру ГОСТ Р. имеют право применять указанный выше знак, но им не запрещено вводить и собственные знаки. Зарегистриро­ваны собственные знаки соответствия некоторых российских систем обяза­тельной сертификации.

 

                    Тема 7.2 Международная сертификация

 

Деятельность ИСО в области сертификации. Создание организационно-методического обеспечения в области сертификации поручено международной организации по стандартизации (ИСО). В области сертификации ИСО сотрудничает с Международной электротехнической комиссией (МЭК). Основополагающим руководством в области сертификации  считается Руководство 28 ИСО /  МЭК «Общие правила типовой системы сертификации третьей стороной»,в которых изложены общие требования к органам сертификации и надзора ,а также к испытательным лабораториям.

Информация о работе Основы стандартизации