Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 20:32, контрольная работа
Знания дисциплины важны специалистам разных профилей, но прежде всего ими должны овладеть работники производственной сферы, которые могут использовать возможности и преимущества метрологии, стандартизации и сертификации в качестве составляющих конкурентоспособности продукции.
По заказу Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) ИСО/МЭК разработано Руководство 43 «Квалификационные испытания лабораторий», которое применяется как основополагающий методический документ всеми странами при решении таких вопросов, как оценка уровня работы испытательной лаборатории; определение технической компетентности и области деятельности; оценка эффективности применяемых методов испытаний, аккредитация лаборатории и пр.
Деятельность МЭК в области сертификации. Сформулирована международная система сертификации электротехнических изделий МЭК по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности — МЭКСЭ, созданная в 1935г. и объединяющая 34 страны.
Россия является членом МЭКСЭ и в рамках ее системы сертификации действует национальная сертификация электрооборудования в ГОСТ Р.
Создана международная Система сертификации электронной техники (ИЭТ), инициированная обострившейся конкуренцией на рынках этих товаров между европейскими и американскими фирмами. Региональная сертификация ИЭТ на соответствие европейским стандартам стимулировала правительственные решения западноевропейских стран о предпочтительных закупках сертифицированных изделий. Создание Системы сертификации ИЭТ содействовало международной торговле изделиями электронной техники посредством установления единых требований к этим товарам, методам оценки их соответствия, чтобы эти изделия были одинаково приемлемы во всех странах-участницах системы без проведения повторных испытаний. Россия участвует в Системе сертификации ИЭТ МЭК.
Деятельность MГC участниц СНГ в области сертификации. Стандартизация, сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляется в соответствии с «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», которое является межправительственным и действует с 1992 г. Создан Межгосударственный совет стран-участниц СНГ (Ml'С), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты.
В МГС рассмотрен вопрос об условиях прямого применения европейских стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ.
Тема 7.3 Сертификация в различных сферах
Сертификация систем обеспечения качества.
Практическая деятельность по сертификации систем качества в России регламентируется основополагающими государственными стандартами: ГОСТ Р 40.001—95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации»; ГОСТ Р 40.002—96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»; ГОСТ Р 40.003—96 «Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации производств»; ГОСТ Р 40.005—96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами».
В качестве нормативных документов, на соответствие которым проводится сертификация, в Регистре используются государственные стандарты, представляющие собой принятые международные стандарты ИСО:
ГОСТ Р ИСО 9001—96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
ГОСТ Р ИСО 9002—96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании»;
ГОСТ Р ИСО 9003—-96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции».
Под «Регистром систем качества» понимают «Систему сертификации систем качества и производств».
Перечисленные ГОСТ Р относятся к взаимодействию органов по сертификации и заявителей в период, предшествующий сертификации; проведению проверок, принятию решений о сертификации систем качества, оформлению сертификатов соответствия, инспекционному контролю за сертифицированными системами качества, взаимодействию органов по сертификации с Техническим центром Регистра Госстандарта РФ. Процедуры сертификации систем качества и производств гармонизированы с европейскими и международными соответствующими правилами и нормами, что направлено на создание условий для признания сертификатов Регистра за рубежом, а также присоединения к международной системе признания результатов оценки систем качества — QSAR.
Однако российская система сертификации систем качества отличается от международной практики, поскольку включает сертификацию производств. Поскольку сертификация систем качества сложнее, чем производств, то предприятия предпочитают сначала заняться сертификацией производств и рассматривают ее как первую ступень на пути к сертификации системы качества. Поэтому Регистр представляет собой по существу двухступенчатую сертификацию, что считается временным явлением.
Совокупность перечисленных основополагающих стандартов устанавливает основные принципы и организационную структуру Регистра систем качества (рис. 9.4), процедуру сертификации систем качества и производств.
Рис 9.4. Структура Регистра систем качества. Системы сертификации ГОСТ Р
Экологическая сертификация. Цель экологической сертификации - - стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.
Для многих видов продукции экологический сертификат или знак является определяющим фактором их конкурентоспособности.
В России экологическая сертификация находится в начальной стадии развития, хотя сделано уже немало. Установлены объекты, относящиеся к этой области. Принятие международных стандартов ИСО серии 14000, которые включают руководства по управлению окружающей средой и по экологическому аудиту, создало основы для организации и проведения экосертификации.
.'
Раздел 8 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Тема 8.1 Экономическое обоснование стандартизации
Общие принципы определения экономической эффективности стандартизации. Стандартизация -один из механизмов изучения и реализации объективного познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности.
Отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические. Приоритеты в технической политике определяются экономикой стандартизации.
Потребности - это объективная нужда людей, в чём – либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма, развития личности. Спрос рождает предложение, поэтому существует потребитель и производитель.
Потребитель- гражданин или предприятие использующие, приобретающие, либо имеющие намерение приобрести или заказать продукцию, работу, услуги
Изготовитель- предприятие или гражданин, производящие товары.
Эффективность стандартизации проявляется через основные ее функции: экономическую, социальную, коммуникативную. Вся совокупность действующих в России стандартов может быть подразделена на две группы. К одной следует отнести стандарты, содержащие определенные требования к качеству продукции и имеющие целью его улучшение; ко второй – стандарты, предназначенные для сокращения необоснованного многообразия материальных факторов производства, управления и обслуживания.
В зависимости от целей определения экономической эффективности, полноты охвата экономических последствий стандартизации, уровня проведения расчётов (народное хозяйство, отрасль, предприятие) и периода времени, в который выполняются расчёты (стадия разработки стандарта, внедрение стандарта, выпуск и эксплуатация стандартной продукции), необходимо выделять:
общую (абсолютную) эффективность стандартизации в народном хозяйстве, определяемую отношением прироста национального дохода в сопоставимых ценах, рассчитанного по годам за период действия стандарта или за срок службы стандартной продукции, к вызвавшим этот прирост вложениям в основные и оборотные фонды в масштабе народного хозяйства;
сравнительную экономическую эффективность, вычисляемую при выборе наилучшего из ряда возможных вариантов мероприятий по стандартизации и характеризующую преимущества одного какого - либо варианта перед другими;
проектную (расчётную, ожидаемую, прогнозируемую) эффективность, определяемую во все периоды времени, предшествующие эксплуатации техники или внедрению стандартизационных решений;
фактическую (реально достигнутую, реализованную) эффективность в результате выпуска и эксплуатации (потребления) стандартной продукции в конкретных условиях в отраслях или на предприятиях;
частную эффективность, характеризующую экономическую целесообразность отдельных видов стандартов или частный эффект, получаемый в различных сферах создания и потребления стандартной продукции.
Источники получения экономического эффекта можно свети к следующим. Первым из них является экономия, достигаемая в результате улучшения качества выпускаемой продукции в сфере эксплуатации, а также рост валютной выручки в результате повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Вторым источником является экономия, достигаемая в результате отбора из всех возможных вариантов технических решений оптимального набора. Следствием этого при производстве продукции является повышение её серийности за счёт сокращения излишних типов и видов изделий, составных частей, сборочных единиц и деталей. Третьим источником, наиболее трудным для проведения расчётов, является экономия, получаемая в результате совершенствования качества организационных решений, в области, например, управлением качеством продукции, подготовки производства, управления предприятием, повышение безопасности труда и т. п.
Показатели экономической эффективности стандартизации. При определении народнохозяйственного экономического эффекта от стандартизации рассматриваются экономические эффекты в пред производственной сфере, в сфере производства и в сфере эксплуатации.
Годовой экономический эффект от стандартизации представляет собой абсолютную величину суммарной экономии всех производственных ресурсов (живого труда, материалов, капитальных вложений), которую получает народное хозяйство в результате проведения мероприятий по стандартизации. Этот показатель особое значение имеет при оценке последствий разработки и внедрения стандартов на новую технику. Рассчитывается годовой экономический эффект как разность приведённых затрат по базовому и стандартизуемому варианту техники.
Приведённые затраты по каждому варианту определяют по формуле:
где S1 - себестоимость единицы продукции (работы), руб./1ед.; En - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений (En=0.15); K1 - показатель капитальных удельных затрат, руб./кг; N1 - годовой объём выпуска стандартизуемого объекта, шт.
Величина En показывает , какую минимальную долю дополнительного дохода должен обеспечивать каждый рубль, чтобы затраты были эффективны.
Показатель, обратный En, называют нормативным сроком окупаемости капитальных дополнительных вложений
Он используется для оценки относительной эффективности стандартизации. Нормативный срок окупаемости показывает, в течении какого максимально допустимого времени дополнительные капитальные вложения (точнее, производственные фонды) , требуемые для разработки и внедрения стандарта, должны окупаться за счёт экономии от снижения себестоимости.
Стандарт является эффективным, если расчётныё срок окупаемости Ток меньше нормативного или в крайнем случае равен ему, т. е.
Расчётный срок окупаемости для рассматриваемого варианта стандарта определяется по формуле:
Методы определения экономического эффекта в сфере опытно - конструкторских работ. В сфере опытно - конструкторских работ в результате стандартизации экономия в основном достигается за счёт того, что отпадает необходимость в проектировании ряда стандартных, унифицированных изделий, унифицированных деталей и узлов.
Основные источники получения экономического эффекта на стадии проектирования в результате мероприятий по стандартизации являются:
уменьшение объёма, трудоёмкости, стоимости и сроков выполнения проектно - конструкторских работ в связи с возможностью повторного использование ранее выпущенных рабочих чертежей и другой технической документации, а также в связи с использованием унифицированных технических и организационных решений;
снижение трудоёмкости работ за счёт применения классификаторов и систем унифицированной документации;
сокращение расходов вспомогательных материалов и объёма копировальных работ, уменьшение технических архивов и т. п. За счёт сокращения объёма чертежей и другой технической документации;
снижение затрат и сокращение цикла работ на переоформление и переработку чертежей и другой технической документации вследствие повышения её стабильности;