Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:26, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является анализ современных тенденций распространения безработицы; ее профессионально-квалификационных, возрастных и тендерных особенностей;
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- раскрыть экономическую сущность безработицы, рассмотреть её виды, выявить причины возникновения и определить экономические и социальные последствия;
- изучить зарубежный опыт реализации государственной политики по борьбе с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в Казахстане;
Введение
1 Теоретические основы безработицы
1.1 Сущность, виды безработицы и причины ее возникновения
1.2 Экономические и социальные последствия безработицы и методы
борьбы с ней
1.3 Государственная политика борьбы с безработицей в зарубежных
странах
2 Анализ уровня безработицы в республике Казахстан
на современном этапе
2.1 Анализ уровня безработицы в Казахстане за 2007-2009г
2.2 Анализ уровня безработицы в регионах Казахстана за 2007-2009 годы
3 современная государственная политика борьбы
С безработицей
3.1 Внедрение программы «С дипломом – в село»
3.2 Реализация программы занятости 2020
Заключение
Список использованной литературы
План заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта составила 800-900 млрд. долларов США.
Блок 1. Помощь нуждающимся. Чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму.
Расчет уровня пособия определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен ранее зарабатывать не менее 600 долларов США в месяц, в штате Мэн - 3376 долларов США, а в штате Вашингтон требуется указывать не размеры заработка, а срок работы - не менее 680 часов в месяц за оцениваемое время. Кроме того, во многих штатах шансов на пособие не имеют люди свободных профессий и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении размеров выплат учитывается наличие в семье безработного детей и иждивенцев.
Финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных. Особое внимание уделено обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет. Благодаря данной программе 380 тыс. человек прошли переподготовку.
Блок 2. Инфраструктурные проекты. Предусматривает такие проекты, как строительство новых дорог, развитие общественного транспорта, ремонт и инновация зданий, инвестиции в производство, которые не только способствуют созданию новых рабочих мест, но и выведут экономику из кризиса. По оценкам Общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить 2,2 трлн. долл. США в течение ближайших пяти лет. Подобная направленность политики по борьбе с безработицей в США может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в Казахстане.
Блок 3. Налоги. Президент США Барак Обама предложил снизить налоговое бремя на малый бизнес, в том числе на год освободить предпринимателей от уплаты налога на доход от прироста капитала, а также гарантировать им доступ к кредитам. По мнению президента, это должно привести к тому, что в 2011 году они вновь начнут набирать сотрудников. В частности, предприятия малого бизнеса могут списывать с налогооблагаемой базы до 250 тыс. долларов США, потраченных в качестве инвестиций. Принятая программа предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до 600 долларов США). Кроме того, президент США обратился к конгрессу с предложением повысить лимиты для кредитов для малого бизнеса с 2 млн. долларов США до 5 млн. долларов США [16].
Заслуживает внимания и опыт США по реализации федеральной программы адаптации работников к последствиям международной торговли, усиленной на рубеже веков новой законодательной инициативой, имеющей целью, в частности, поддержку лиц, лишившихся рабочего места в результате усиления конкуренции со стороны импортируемых товаров. На уровне исполнительных органов власти в рамках министерства труда функционирует специальный отдел бюро международных трудовых вопросов, который ведает программой помощи в приспособлении трудящихся, пострадавших от иностранной конкуренции [17].
Не меньшего внимания заслуживает и опыт реализации государственной политики борьбы с безработицей в Российской Федерации. В 2009 году в России была принята антикризисная программа, направленная на устранение последствий кризиса, напряженности на рынке труда и снижения уровня безработицы. 2010 год был объявлен президентом Российской Федерации как год по борьбе с безработицей. Всего на поддержку региональных рынков труда в 2010 году из бюджета РФ было выделено 36,4 миллиарда рублей. Большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице [13].
Антикризисная программа включает следующие пункты:
1. Общественные работы. В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Самые популярные виды социального труда - уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Вместо долгосрочных работ власти пытаются занять безработных хоть чем-нибудь. Как показал минувший год, на общественные работы не рвутся, предпочитая получать пособие по безработице. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков.
2. Создание новых рабочих мест. Для этого в 2010 году выделено 6,2 млрд. рублей на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это единственная системная мера правительства, не только направленная на снижение социального недовольства, но и оздоровляющая экономику. В результате программы 95 тыс. человек (из 6,5 млн. человек безработных) нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.
3. Кредит на собственный бизнес. На открытие собственного дела безработные смогут получить более 100 тысяч рублей (в 2009 г. выдавали 58800 рублей). Ключевое условие для этого - создание рабочих мест не только для себя, но и для других официальных безработных. Программа самозанятости населения стала одной из наиболее востребованных среди безработных.
Между тем недоступность кредитов для малого и среднего предпринимательства остается одной из основных проблем в России. Согласно опросу «Исследования сегмента обеспеченных россиян, владельцев малого и среднего бизнеса», проведенному совместно Российским микрофинансовым центром и Ситибанком, только 25% бизнесменов в этом году получали кредиты и использовали их в целях бизнеса. В результате 95 тыс. человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса.
4. Пособия по безработице. В 2009 году был увеличен размер социальных выплат. Минимальное пособие по безработице составило 850 рублей (для тех, кто ранее не числился работающим), максимальное - 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане, уволенные в течение года и трудившиеся не менее 26 недель на последнем месте работы [10]. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей, наоборот, снижают стимул к труду. Увеличенные пособия перекладывают нагрузку на более экономически активную часть населения, ведь именно из их налоговых отчислений формируются социальные выплаты [4].
5. Помощь студентам. Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в этом году должна стать организация стажировок для выпускников вузов. В программе антикризисных мер на будущий год указано, что стажировки могут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений или 70% выпускников, находящихся под риском нетрудоустройства.
6. Переобучение. В 2010 году около 200 тысяч человек прошли переобучение. Этого не достаточно, поскольку по данным Центра социальной политики, в переобучении в России нуждаются 10 млн. человек. Но рассчитывать на перепрофилирование могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости, а их чуть больше 2 млн. Планируется развивать это направление и в 2011 году.
Все эти меры хоть и имеют определенные недостатки и требуют их доработки, однако они уже принесли положительные результаты в форме снижения уровня безработицы на 2,8 % в 2010 году и напряженности на рынке труда. [14]
Из европейских стран, реализующих государственную политику по борьбе с безработицей, наибольший интерес представляют Великобритания, Франция, Швеция.
Безработица в Великобритании в течение последних 10 лет превышала средний показатель для стран СЭСР. Недавно в динамике безработицы обнаружилась обратная тенденция, и кривая опустилась до 11-процентной отметки, главным образом, благодаря ускорению экономического развития страны, что подтверждает уже установленную наукой зависимость между занятостью и темпами промышленного роста. Вместе с тем относительному улучшению положения на рынке труда способствовала и целенаправленная государственная политика, несмотря на то, что она не достигла во всей полноте целей, поставленных ее творцами. Так, разработанная правительством «Специальная программа занятости, включающая обучение с последующим трудоустройством, содействуя в целом решению проблемы безработицы, не дала ожидаемых результатов, т.к. наряду с возникновением новых рабочих мест ежемесячно появлялось почти такое же число безработных (около 29 тыс. чел.). В трудовых ресурсах выделилось пять относительно автономных групп с одновременным незначительным перемещением работников из одной группы в другую. В первую группу входит стабильное высокопрофессиональное меньшинство, занимающее довольно прочные позиции на производстве. Вторую группу составляют лица среднего профессионального уровня, более или менее защищенные профсоюзными организациями и коллективными договорами. Третья группа состоит из высококвалифицированных рабочих ручного труда редких профессий, которые, однако, постепенно вытесняются с рынка. В четвертую группу входит избыточное число неквалифицированных рабочих. Именно они, как правило, периодически оказываются безработными и переходят на попечение советов по зарплатам, т.е. получают пособия по безработице. Пятую группу образуют инвалиды, хронически и длительно болеющие лица, алкоголики, наркоманы и люди с преступным прошлым. Уже сам состав этих групп свидетельствует о том, что возможности для самостоятельного трудоустройства их представителей неравноценны.
Правительством Великобритании создана система высвобождения рабочих мест, согласно которой предприятиям выделяются дополнительные субсидии для выплаты пенсий трудящимся, пожелавшим уйти на пенсию до достижения установленного законом возраста при условии, что они замещаются безработными трудящимися. Как видно из изложенного материала, новые формы гибкого использования рабочей силы имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Эффективные при краткосрочном применении, они часто дают отрицательные результаты при длительном использовании. Это необходимо учитывать при применении опыта стран рыночной экономики [12].
С 2007 г. в Великобритании действует программа занятости, в основу которой заложена программа обучения и профориентации безработных. На ее реализацию выделено 1,4 млрд. фунтов для ежегодного обучения 600 тыс. длительно безработных. В сферу общественного производства будет возвращено 1,5 млн. человек в возрасте от 18 до 55 лет. Обучению придается особенно большое значение, т.к. в условиях создания единого Европейского рынка только профессионально квалифицированные и имеющие специальность лица могут претендовать на вновь создаваемые рабочие месте. Между тем национальный рынок рабочей силы Великобритании не отвечает этим требованиям и с каждым годом ухудшается. 66% рабочей силы не имеет никакой специальности. В правительственной «Белой книге по вопросам занятости» принятие новой программы обосновывается тем, что воспроизводство безработицы происходит не в силу социально-экономических причин и характера общественных отношений, а вследствие природной предрасположенности людей искать более легких путей, довольствоваться пусть небольшими, но даровыми государственными пособиями. Исходя из этой концепции, осуществляется переход от субсидирования безработицы к обучению безработных и их последующему трудоустройству. Для этого правительство ликвидировало 37 правительственных организаций как неэффективных и направило высвободившиеся средства на реализацию единой общегосударственной программы. Причем, главным ее проводником становятся частные компании, специализирующиеся на организации трудоустройства. В отличие от предыдущих программ безработные в течение срока обучения не будут получать зарплату: им будет выплачиваться по 10 фунтов в неделю. Финансирование программы предусматривается из следующих источников: 36% — частный сектор, 22% - добровольные общества помощи безработным; 27% — государственные учреждения и 15% —специализированные учреждения по обучению. Таким образом, основное бремя расходов берет не себя не государство, а предприниматели и честные агентства по трудоустройству.
Правительство выработало политику, направленную на замедление роста заработной платы посредством регулирования политики доходов, замораживания заработной платы, снижения установленного минимального уровня заработной платы или даже отмены этого уровня, в частности, для молодых трудящихся. Связь оплаты труда отдельных трудящихся и результатов деятельности предприятий. При подписании договоров нарастает тенденция связывать повышение заработной платы не только с производительностью труда отдельного человека, а также с результатами деятельности предприятия в целом. Правительство Великобритании внесло предложение ввести определенные налоговые льготы предприятиям с целью увязывания заработной платы с их доходами: сокращаются доходы, сокращается и заработная плата. Связь между заработной платой и доходом создает возможность работающему и его нанимателю осознать общность интересов, избежать увольнений трудящихся. Новая система предусматривает отказ от автоматического увеличения зарплаты и повышения. Начисление зарплаты осуществляется, главным образом, в соответствии с конкретным вкладом в деятельность предприятия каждого трудящегося. Профсоюзы относятся к данным предложениям сдержанно, указывая, что предложенная система разделения прибыли в отличие от систем, основанных на работе отдельного лица, трудно отразить в рамках коллективного договора.
Трудоустройство безработного предусматривает уровень вознаграждения на предлагаемом рабочем месте не ниже, а условия труда — не менее благоприятные, чем те, которыми он пользовался на прежней работе и прежнем месте жительства, или которые он имел бы, если бы оставался на прежней работе. Следовательно, безработные могут отказываться от невыгодных предложений, не рискуя потерять пособия по безработице. Следует особо подчеркнуть, что определение «подходящая работа» предусматривает исключение всякого вакантного места, появившегося в результате остановки производства из-за трудового спора. Некоторые программы с целью увеличения занятости предусматривают положения о денежных пособиях безработным, которые намерены начать собственное дело. Заявители должны получить пособие по безработице или дополнительные пособия, если они находились в состоянии безработицы 13 и более недель в возрасте между 18 годами и пенсионным возрастом. Они обязаны показать, что имеют сумму по крайней мере в 1000 фунтов стерлингов как основополагающий капитал, вложенный в собственное дело. В соответствии с программой, заявитель получает 40 фунтов в неделю в течение года. Программа регулируется комиссией по службам рабочей силы местного центра труда. Испытательный срок для кандидатов устанавливается индивидуально. 80% обучающихся заканчивают первый год обучения и 60% — второй. Самостоятельный труд или труд по найму приобретает все более внушительный удельный вес в современных производительных силах Великобритании. Число трудящихся-собственников растет на 5% ежегодно. 6 стране насчитывается около 2 млн. мельчайших фирм с одним или несколькими занятыми, как правило, компаньонами или членами одной семьи.
Руководство политикой занятости во Франции обеспечивают Министерство социальных отношений и национальной солидарности, а также пять межминистерских комитетов — занятости, профессиональной подготовки и социальной адаптации, по устройству территорий, помощи развитию местного хозяйства, по промышленной перестройке. Они разрабатывают и координируют меры по регулированию общенационального и местных рынков труда, определяют основные направления профессионально-технического образования, оказывают помощь кризисным районам, отраслям, предприятиям, испытывающим временные трудности, способствуют развитию предпринимательской деятельности на неудобных для землепользования территориях. В качестве консультантов выступают две организации — Экономический и социальный совет и Высший комитет занятости. Первый насчитывает около двухсот членов, критерием назначения которых служит высокая компетенция в социально-экономических вопросах. Совет визирует все документы, за исключением финансовых, законы и декреты, анализирует итоги их реализации, он полномочен выступать в качестве инициатора реформ. Высший комитет занятости утверждает решения Национального фонда занятости по распределению средств между регионами, где имеются серьезные нарушения (в количественном и квалификационном отношении) баланса спроса и предложения рабочей силы, В его состав входят представители высших органов власти, профессиональных и межпрофессиональных организаций и профсоюзов. В связи с проводимой во Франции децентрализацией созданы региональные и местные консультативный комитет преобразования, социальной адаптации и занятости, которые уделяют повышенное внимание текущим проблемам, координации исследований непосредственно на предприятиях, осуществляют связь и регулярно обмениваются информацией с такими общенациональными органами, как Национальное агентство по занятости и Национальная ассоциация профобразования взрослых.
Информация о работе Особенности безработицы на современном этапе