Особенности обеспечения экономического роста в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:18, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель работы является исследование особенностей обеспечения экономического роста в современной России, а также разработка прогнозов экономического роста в ближайшем будущем.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие экономического роста и факторы его обеспечения
определить стратегии обеспечения экономического роста
раскрыть оценки качества обеспечения экономического роста в современной России
рассмотреть инновационное обеспечение экономического роста

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Содержание обеспечения экономического роста в современной экономике ………………………………………..6
Экономический рост и факторы его обеспечения ……………6
1.2 Стратегии обеспечения экономического роста ……………...20
1.3 Оценка качества обеспечения экономического роста в современной России…………………………………………....37
ГЛАВА 2. Источники обеспечения экономического роста в современной России …………………………………………..… 53
2.1 Роль инноваций в обеспечение экономического роста …… 53
2.2 Инвестиционное обеспечение экономического роста …….. 77
2.3 Роль государства в обеспечении экономического роста в современной России …………………………………….……. 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………… 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..114
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………122

Вложенные файлы: 1 файл

oaogkaegoego_diplom.docx

— 2.53 Мб (Скачать файл)

Делая выводы

 

 

 можно  сказать, что за выбором стратегии и модели обеспечения экономического роста любое государство правительство министерство обязано осознавать, что за цифрами и прогнозами скрывается качество жизни людей. И оно должно быть достойным, тогда и вести бизнес в этой стороне будет удобно и выгодно и жить не стыдно.

 

1.3 Оценка качества обеспечения экономического роста в современной России

Темпы экономического роста — функция собственника средств производства. Перед ним всякий раз встает проблема выбора между  экономическим ростом и социальными целями. Эти цели в каждый данный момент  находятся в противоречивой зависимости, а источник их реализации один — прибавочный продукт, прибыль. 20

Целью же эффективного экономического роста  найти оптимальный баланс между  объёмами прибыли и качеством  жизни населения в стране или  регионе. Показатели качества роста  можно считать показателями качества жизни.

Таблица 5

Качество  жизни

Источник: Эксперт  ONlin- http://expert.ru/

Выбор варианта ускоренных темпов экономического роста  означает сокращение возможностей для  решения социальных проблем и  его перенос в лучшем случае с  текущего периода на будущий. Когда  отдается предпочтение решению социальных проблем в текущем периоде, сокращаются  возможности для экономического роста, а следовательно, и для увеличения социальных затрат в перспективе. Каждый из хозяйствующих субъектов в рыночной экономике (семья, крупные и мелкие товаропроизводители) разрешает это противоречие в зависимости от результатов хозяйствования в каждом году и экономической ситуации на макроуровне (уровень реально располагаемые денежные доходы по России представлены в таблице 6). В разрешении противоречия между экономическим ростом и социальными проблемами существенна роль современного государства: оно создает условия для стимулирования экономического роста у хозяйствующих субъектов и принимает на себя основную тяжесть в решении социальных проблем.

Выявлены  особенности российской экономики, предопределившие то, что при ее современном состоянии социальные последствия финансово-экономического кризиса в 2009 г. не стали чрезмерно  драматичными. Определены причины, препятствующие быстрому перелому негативной ситуации особенно на рынке труда и в  доходах населения.21

Таблица 6

 Реальные располагаемые денежные доходы по России22

 

в % к

 

соответствующему периоду прошлого года

предыдущему 
периоду

соответствующему периоду прошлого года

предыдущему 
периоду

соответствующему периоду прошлого года

предыдущему 
периоду

 

2008

2009

2010

I квартал

107,8

73,7

100,7

78,7

107,4

78,7

II квартал

106,1

115,9

103,0

118,5

103,6

114,3

III квартал

104,9

103,1

96,4

96,6

104,6

97,4

IY квартал

93,7

106,3

108,2

119,3

   

Год

102,3

 

102,1

     

Источник: таблица составлена автором на основании  данных Федеральная служба государственной статистики 

Во Всероссийском  центре уровня жизни (ВЦУЖ) разрабатывается  применительно к современным  условиям система нормативных потребительских бюджетов, являющихся критериями нормативами уровня и качества жизни населения, включающая потребительские бюджеты:

  • низкого достатка (бюджеты прожиточного минимума (БПМ) и социально-приемлемые (восстановительные) потребительские бюджеты (СПБ, ВПБ));
  • среднего достатка (потребительские бюджеты средних стандартов жизни (БСД);
  • высокого достатка (потребительские бюджеты высоких стандартов жизни (БВД).

Затем фактические  личные денежные доходы населения сравниваются с системой нормативных потребительских  бюджетов разного уровня достатка. Это позволяет выявлять социальные структуры, различающиеся по уровню материального достатка, включающие следующие социальные слои:

  • наиболее нуждающиеся - доходы ниже официального бюджета прожиточного минимума (БПМ);
  • низкообеспеченные - доходы выше БПМ, но ниже социально-приемлемого потребительского бюджета (СПБ = 3 БПМ);
  • обеспеченные ниже среднего уровня - доходы выше СПБ, но ниже потребительского бюджета среднего достатка (БСД = 7 БПМ);
  • среднеобеспеченные - доходы выше БСД, но ниже потребительского бюджета высокого достатка (БВД = 11 БПМ);
  • высокообеспеченные - доходы выше 11 БВД.

Следствием экономического кризиса всегда становятся кризисные процессы на рынке труда. Их в значительной степени смягчила поддержка занятости экономически активного населения за счет развертывания общественных работ на предприятиях и для безработных, опережающего переобучения работников и безработных, содействия самозанятости и других мер активной политики на рынке труда. В 2009 г. государственная программа противодействия кризису на рынке труда охватила 3,7% экономически активного населения. Относительная величина предоставляемой поддержки в среднем по стране составила примерно 20% средней заработной платы. В совокупности с мерами по повышению минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2009 г. с 2300 до 4330 руб., т. е. почти в 2 раза, это привело к снижению доли наименее оплачиваемых работников с заработной платой ниже БПМ на 1,6%. Однако само наличие работников с заработной платой ниже бюджета прожиточного минимума нельзя признать нормальным явлением, поскольку в Трудовом кодексе имеется специальная норма, предусматривающая, что этого не должно быть.

Основная  масса занятых получала низкую и  ниже среднего уровня заработную плату  и в этих слоях ситуация ухудшилась. Доля работающих с заработной платой от 1 до 3 БПМ выросла на 2,8%, 3-7 БПМ - на 2,6%, а средне - и высокооплачиваемых работников снизилась на 3,8%.

Таким образом, в целом у наемных работников материальное положение ухудшилось. Недостаточный для жизни по средним  стандартам уровень реальной заработной платы более чем у 90% занятых  не позволяет этому основному  источнику дохода в необходимых  размерах наполнять государственные  и добровольные страховые системы  и обусловливает низкий уровень  большинства социальных гарантий. Увеличивается  нагрузка на государственный бюджет для обеспечения социальной защиты населения.

Еще одна достаточно заметная социальная группа работающего населения - получатели доходов от предпринимательской  деятельности - 9,7% общего объема денежных доходов. Их материальное положение  было значительно лучше, чем у  наемных работников.

Доходы  ниже БПМ получали всего 2,1% ведущих  собственное дело предпринимателей, от 1 до 3 БПМ - 15,3%, от 3 до 7 БПМ - 28,7%. Средние  слои представляли 17,6%, а высокообеспеченные - 36,3% предпринимателей (рис.3).

Рис. 4 Объём предпринимателей, ведущих собственноё дело в соответствии с получаемыми доходами.

Источник: Федеральная  служба государственной статистики, составлена автором на основании данных

Кризис  не обошел стороной предпринимательские  слои. Доля наиболее нуждающихся в  их составе выросла за год на 0,3%, низкообеспеченных - на 1,1, обеспеченных ниже среднего уровня - на 0,5%. Наоборот, представительство средних по доходам  предпринимательских слоев сократилось  на 0,2%, а высокообеспеченных - на 1,7% (рис.4).

Рис. 5 Объём предпринимателей, ведущих собственноё дело в соответствии с получаемыми доходами после экономического кризиса.

Источник: Федеральная служба государственной  статистики, составлена автором на основании данных

Поэтому в этой социальной группе населения  благосостояние, так же как и у  получателей заработной платы, снизилось. У получателей доходов от собственности  удельный вес в общем объеме денежных доходов за год сократился с 6,2 до 4,3%.

Однако  благосостояние этих слоев определялось не их доходами, а состояниями, которые  многие из них нарастили даже в  период кризиса. Общий капитал 10 самых  богатых российских миллиардеров за год вырос почти в 2 раза - с 76 млрд. до 139 млрд. долл, однако вести бизнес в России продолжает оставаться опасным занятием (таблица 7), но открывает новые горизонты, что делает бизнес в России привлекательным.

Таблица 7 

 

Условия ведения бизнеса

 

Источник: Эксперт ONlin- http://expert.ru/

 

Вторую  после получателей заработной платы  долю в общем объеме денежных доходов (14,6%), составили получатели социальных выплат: пособий по безработице, временной  нетрудоспособности, пенсий, пособий  по материнству и детству, так же увеличилась общая численность безработных. Их зарегистрированная численность выросла с 1,5 млн. до 2,1 млн. человек, что составило 41,1%. Это уменьшило реальные доходы в семьях, имеющих в своем составе эти социальные группы экономически активного населения. Безработица привела к смене источника доходов у этой части рабочей силы. Однако не это являлось главным при оценке положения людей, оказавшихся на рынке труда. Потеря рабочих мест лишила их возможности удовлетворения одной из основных потребностей - в труде. Это означает, что в обществе расширилось представительство социальных групп с более низким, чем у занятого населения, качеством жизни. Кроме того, размеры выплат по безработице, установленные в диапазоне от 850 руб. до 4900 руб., не могли обеспечить безработным приемлемый и даже очень низкий уровень жизни.

В прошедшем  году заметной оказалась положительная  динамика социальных выплат у основного  контингента пенсионеров - получателей  трудовых пенсий по старости. В результате принятых мер за год удельный вес пенсионеров по старости с размерами пенсий ниже БПМ снизился на 5,9%. Однако подавляющая их часть переместилась хотя и в более высокую, но также низкодоходную группу с размерами трудовых пенсий по старости от 1 до 3 бюджетов прожиточного минимума. Вследствие низких уровней первичных доходов, и прежде всего заработной платы, в этом основном контингенте получателей страховых выплат сохранилась неблагоприятная структура распределения трудовых пенсий по старости (таблица 8).

 Сложившееся неблагоприятное распределение реальных пенсий не может быть кардинально изменено только трансформацией самой пенсионной системы23 и ее взаимоотношений с государственным бюджетом без крупных мер по повышению реальной заработной платы и увязки трудовых пенсий по старости с ее размерами. До получателей других социальных выплат, например пособий по материнству и детству, временной потере трудоспособности, они дошли проиндексированными в основном в соответствии с уровнем инфляции: максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при усыновлении ребенка - на 8,5%, единовременное пособие при рождении ребенка, минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком - на 13%, а следовательно, их реальное содержание не уменьшилось.

Таблица 8

Реальный размер назначенных  пенсий (до 2002г. - с учетом компенсации), в % к соответствующему периоду прошлого года1), процент, 
Российская Федерация

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

на 31 декабря

103,8

112,9

102,7

115,8

108,9

124,9

 

значение показателя за год

105,5

109,6

105,1

104,8

118,1

110,7

134,8

на 1 января

       

115,8

   

на 1 апреля

     

113,1

114,6

112,5

138,8

на 1 июля

     

104,9

114,3

113,3

139,2

на 1 октября

     

106,2

120,8

108,6

130,7

на 31 марта

106,6

115,8

98,8

       

на 30 июня

106,7

108,2

107,6

       

на 30 сентября

104

111,7

102,1

       

1) До 2007 г. - по состоянию на конец отчетного квартала, с 2007 г. - по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом

Источник: Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/

В результате принятых мер правительству удалось  удержать докризисное распределение  населения по доходам. Это означает, что у социальных групп населения  в целом сохранились условия  для воспроизводства прежнего уровня и качества жизни. Заметных ухудшений  в представительстве социальных слоев с разным уровнем материального  достатка в целом по стране не произошло. При этом распределение численности  населения по уровню материального  достатка сохранило все негативные характеристики докризисного состояния  с низким удельным весом в общей  численности населения его средне - и высокодоходных групп. Их доля составила  менее 9% общей численности россиян.24

Информация о работе Особенности обеспечения экономического роста в современной России