Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:17, реферат

Краткое описание

Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуются продолжающимся экономическим ростом, дальнейшим сокращением численности безработных при нестабильном состоянии мировой экономики, обусловливающем сохранение значительного оттока капитала из страны, высокую волатильность курсовой динамики рубля по отношению к доллару США с общей тенденцией к его ослаблению, а также снижением темпов роста в отдельных секторах экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

02 - Макроэкономика.doc

— 1.56 Мб (Скачать файл)


  2. Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта федерального бюджета

Основные  выводы подраздела

· Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития  Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуются продолжающимся  экономическим ростом, дальнейшим сокращением численности безработных при нестабильном состоянии мировой экономики, обусловливающем сохранение значительного оттока капитала из страны, высокую волатильность курсовой динамики рубля по отношению к доллару США с общей тенденцией к его ослаблению, а также снижением темпов роста в отдельных секторах экономики.

· Существуют следующие основные риски социально-экономического развития в 2013 – 2015 годах:     

   снижения цен на нефть марки «Юралс» и на природный газ на мировых рынках, обусловленные возможным замедлением роста или рецессией мировой экономики;

   недостижения прогнозируемых значений объемов и темпов роста ВВП, в том числе из-за возможных трудностей привлечения финансовых ресурсов для обеспечения планируемого увеличения внутреннего спроса;

  отклонения курса рубля к доллару США от прогнозируемых уровней, связанные с нестабильностью мировой экономики и финансовых рынков;

  недостижения прогнозируемого роста инвестиционной активности из-за сохранения высокой зависимости темпов роста инвестиций в основной капитал от динамики инвестиций топливно-энергетического и транспортного комплексов;

  недостижения целевых уровней инфляции, связанные с возможным ростом цен на продовольствие на мировых рынках и увеличением цен и тарифов на продукцию (услуги) инфраструктурных монополий сверх прогнозируемого уровня;

возможного снижения конкурентоспособности отечественной продукции в условиях функционирования страны в рамках действия норм и правил ВТО.

· В прогнозных материалах не представлены подходы к решению поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах задачи по формированию «эффективной системы управления рисками». Необходимо активизировать работу по созданию системы управления макроэкономическими и отраслевыми рисками на основе формирования комплекса опережающих индикаторов в целях заблаговременного предотвращения или нивелирования воздействия негативных изменений в мировой финансово-экономической системе на социально-экономическое развитие Российской Федерации.

· Требуется повысить эффективность инвестиций в основной капитал, имея в виду их направленность на совершенствование структуры экономики, общий рост производительности труда.

· В структуре экспорта доля минеральных продуктов и металлов сохраняется на высоком уровне, что фактически закрепляет сырьевую направленность экспорта.

· Требует дополнительного обоснования и согласования представленная в материалах прогноза и в проекте Основных направлений денежно-кредитной политики оценка объемов и тенденций изменения показателя чистого ввоза/вывоза капитала частным сектором на 2012 – 2015 годы.

· Прогнозируемая динамика показателей, характеризующих жизненный уровень населения, не способствует активному сокращению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

           · Сопоставление прогнозов Правительства Российской Федерации и ведущих международных экономических организаций свидетельствует о том, что позиции России относительно экономически развитых стран по важнейшим макроэкономическим параметрам в ближайшей перспективе качественно не улучшатся. Кроме того, Россия заметно уступает по динамике макроэкономических показателей ряду развивающихся стран, в том числе и некоторым странам СНГ.

 

2.1. Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития  Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - прогноз) характеризуются продолжающимся  экономическим ростом, дальнейшим сокращением численности безработных. Однако нестабильный характер текущего состояния мировой экономики оказывает негативное влияние на ценовую конъюнктуру на основные товары российского экспорта и в целом на экономику страны, что выражается в сохранении значительного оттока капитала, высокой волатильности курсовой динамики рубля по отношению к доллару США с общей тенденцией к его ослаблению, а также в замедлении темпов роста в отдельных секторах экономики. Нерешенность долговых проблем ряда европейских стран способствовала дальнейшему развитию кризисных явлений на мировых финансовых рынках, которые в совокупности с ожиданиями замедления экономического роста в странах с формирующимися рынками, в частности, в Китае, Индии, Бразилии, и неустойчивым характером развития экономики США формировали высокую вероятность реализации угрозы рецессии мировой экономики.

По прогнозу, номинальный объем ВВП на 2012 год оценивается в размере 61 238,0 млрд. рублей, что на 648,0 млрд. рублей, или на 1,1 %, выше предусмотренного Федеральным законом № 371­ФЗ (с изменениями) (60 590,0 млрд. рублей).  Темп роста ВВП увеличен на 0,1 процентного пункта до 103,5 %, а индекс-дефлятор ВВП – на 1 процентный пункт до 108,4 %.

Ожидаемая среднегодовая  мировая цена на нефть марки «Юралс» в 2012 году составляет 109 долларов США за баррель и на 6 долларов США за баррель (на 5,2 %) ниже уровня, установленного в расчетах к Федеральному закону № 371-ФЗ с изменениями (115 долларов США за баррель), а среднеконтрактная цена на природный газ (включая страны СНГ) – 348 долларов США за тыс. куб. метров, что на 35 долларов США за 1 тыс. кубических метров (на 9,1 %) ниже значения, установленного указанным Федеральным законом (383 доллара США за тыс. куб. метров).

Цена на нефть марки  «Юралс» на мировом рынке в  среднем за январь - сентябрь 2012 года составила 111,02 доллара США за баррель по сравнению с 109,48 доллара США за баррель в январе - сентябре 2011 года  и 109,34 доллара США за баррель в среднем за 2011 год, но ее текущий уровень на 3,5 % ниже среднегодовой прогнозной цены на нефть в 2012 году, учтенной в расчетах к Федеральному закону № 371-ФЗ (с изменениями) (115 долларов США за баррель). Отмечавшееся в апреле - июне текущего года снижение цен на нефть на мировом рынке было обусловлено обострением ситуации в финансовой сфере в ряде европейских стран и переводом средств инвесторов с высоковолатильных сырьевых рынков в другие менее рискованные инструменты. В июне текущего года цена на нефть марки «Юралс» снизилась до минимального значения (93,44  доллара США за баррель) начиная с января 2011 года (93,8 доллара США за баррель).

Среднеконтрактная цена на природный газ (включая страны СНГ) за январь - июнь 2012 года составила 351,3 доллара США за 1 тыс. куб. метров по сравнению с 307,9 доллара США за 1 тыс. куб. метров в январе - июне 2011 года и 339 долларами США за 1 тыс. куб. метров в среднем за 2011 год и ее уровень на 31,7 доллара США за 1 тыс. куб. метров, или на 8,3 %, ниже цены, учтенной в расчетах к Федеральному закону № 371-ФЗ (с изменениями) (383,0 доллара США за 1 тыс. куб. метров).

Ухудшение внешнеторговой конъюнктуры на ряд основных товаров российского экспорта привело к замедлению роста объемов экспорта товаров, который по стоимости в январе – июле  2012 года по сравнению с соответствующим периодом 2011 года увеличился на 5,2 % (в январе - июле 2011 года – на 30,8 %).

Объем импорта  товаров в январе - июле 2012 года увеличился на 4,7 % (в январе – июле 2011 года – на 40,7 %). Сальдо торгового баланса за  январь – июль 2012 года по сравнению с январем – июлем 2011 года увеличилось на 6,1 % и составило 120,2 млрд. долларов США.

В январе - сентябре 2012 года, по оценке Банка России, вывоз капитала частным сектором превысил ввоз на 57,9 млрд. долларов США, что на 12,4 млрд. долларов США больше, чем в январе - сентябре 2011 года.

Международные резервы Российской Федерации увеличились за январь – август 2012 года на 15,9 млрд. долларов США, или на 3,2 %, и составили по состоянию на 1 сентября 2012 года 514,6 млрд. долларов США, без учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния  уменьшились на 18,4 млрд. долларов США, или на 4,8 %, и составили 368,3 млрд. долларов США.

2.2. В качестве основного при разработке проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов принят умеренно-оптимистичный вариант прогноза (2), который характеризуется следующими основными макроэкономическими параметрами.

Прогнозируемый  объем ВВП составит в 2013 году 66 515 млрд. рублей при темпе роста 103,7 % и индексе-дефляторе 104,7 %, в 2014 году – 73 993 млрд. рублей при темпе роста 104,3 % и индексе-дефляторе 106,7 % и в 2015 году – 82 937 млрд. рублей при темпе роста 104,5 % и индексе-дефляторе 107,3 %. При этом индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) планируется снизить с 105 – 106 % в 2013 году до 104 – 105 % в 2014 и 2015 годах.

Прогноз основных макроэкономических показателей, взятых за основу при формировании законопроекта, рассчитан исходя из следующих внешних условий:

среднегодовых мировых цен  на нефть марки «Юралс»: в 2013 году – 97 долларов США за баррель, в 2014 году – 101 доллар США за баррель и в 2015 году – 104 доллара США за баррель при незначительном увеличении объемов поставок нефти на экспорт с 238 млн. тонн в 2013 году до 242 млн. тонн в 2015 году (по оценке, 241 млн. тонн в 2012 году) в условиях сохранения добычи нефти в рассматриваемом периоде на уровне 510 млн. тонн;

среднеконтрактных цен на природный газ (включая  страны СНГ) на уровне: в 2013 году – 323 доллара США за тыс. куб. метров, в 2014 году – 316 долларов США за тыс. куб. метров и в 2015 году – 330 долларов США за тыс. куб. метров. При этом объем экспорта природного газа будет умеренно увеличиваться – с 204,4 млрд. куб. метров в 2013 году до 206,5 млрд. куб. метров в 2014 году и до 209,1 млрд. куб. метров в 2015 году (по оценке, 193,3 млрд. куб. метров в 2012 году);

темпов роста мировой экономики в 2013 году на уровне 103,3 - 103,5 %, в 2014 году – 103,9 %, в 2015 году – 104 % (в 2012 году ожидается 103 - 103,2 %). При этом прогнозируется, что рост российской экономики в 2013 году превысит темпы роста мировой экономики на 0,2 - 0,4 процентного пункта, в 2014 году – на 0,4 процентного пункта, а в 2015 году – на 0,5 процентного пункта (в 2012 году рост российской экономики (103,5 %) ожидается выше уровня роста мировой экономики на 0,3 - 0,5 процентного пункта).

Согласно прогнозу внутренние условия характеризуются:

постепенным снижением уровня инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) с 5 – 6 % в 2013 году до 4 – 5 % в 2014 – 2015 годах  (по оценке, 7 % в 2012 году);

ослаблением курса рубля относительно доллара США: по прогнозу, среднегодовой номинальный курс доллара США к рублю составит 32,4 рубля за 1 доллар США в 2013 году, 33 рубля за 1 доллар США в 2014 году и 33,7 рубля за 1 доллар США в 2015 году (по оценке, 31,3 рубля за 1 доллар США  в 2012 году);

снижением индекса  реального эффективного обменного курса рубля (к предыдущему году) со 100,3 % в 2013  году до 99,2 % в 2015 году (по оценке, 101,3 % в 2012 году);

сокращением численности экономически активного  населения  с 72,4 млн. человек в 2013 году до 71,7 млн. человек в 2015 году (по оценке, 72,6 млн. человек в 2012 году).

Внешние и внутренние макроэкономические условия формирования прогноза социально-экономического развития на  период до 2015 года представлены на следующем графике.

В представленных прогнозных материалах отражены отдельные риски возможного недостижения целевых макроэкономических индикаторов в плановом периоде. Вместе с тем не представлены подходы к решению поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах задачи по формированию «эффективной системы управления рисками». Система управления рисками должна включать в себя формирование перечня рисков, оценку их существенности, которая включает влияние рисков на макроэкономические параметры, вероятность их наступления и эффективность мер контроля за рисками, выстраивание рисков в зависимости от их существенности, разработку мер по смягчению воздействия рисков.

Счетная палата неоднократно отмечала важность и актуальность реализации задачи по созданию системы управления макроэкономическими и отраслевыми рисками на основе формирования комплекса опережающих индикаторов в целях заблаговременного предотвращения или нивелирования воздействия негативных изменений в мировой финансово-экономической системе на социально-экономическое развитие Российской Федерации.

2.3. Реализация прогноза будет зависеть как от внешних факторов, связанных с динамикой изменения цен, физических объемов по основным товарам российского экспорта и преодолением нестабильности развития мировой экономики, так и от внутренних, обусловленных формированием условий для поддержания роста потребительского и инвестиционного спроса, а также для повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Основные риски  в достижении прогнозируемых параметров объема, темпов роста и индекса-дефлятора ВВП связаны с сохранением высокой зависимости российской экономики от ситуации на мировых рынках сырья и капиталов, со снижением мировой цены на нефть ниже прогнозируемого уровня, обеспечением прогнозируемого роста инвестиций в основной капитал и возможностью поддержания потребительского спроса, не способствующего ускорению инфляции.

При этом необходимо учитывать, что в последние годы повышение мировых цен на нефть не оказывало соответствующего влияния на реальные темпы роста экономики и не стимулировало приток капитала в страну.

Анализ показывает, что прогноз цены на нефть марки «Юралс» в пределах 97 – 104 долларов США за баррель на плановый период (2013 – 2015 годы) может быть реализован.

В то же время, по оценкам ряда экспертных организаций, цена на нефть марки «Юралс» в среднесрочной перспективе может быть существенно выше уровней, предлагаемых в прогнозе, что может повысить устойчивость платежного баланса, увеличит доходы федерального бюджета, но усилит риски укрепления рубля. При этом высокая цена на нефть может негативно влиять на темпы роста мировой экономики.

Информация о работе Параметры прогноза исходных макроэкономических показателей для составления проекта федерального бюджета