Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 19:17, реферат
Макроэкономические условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов характеризуются продолжающимся экономическим ростом, дальнейшим сокращением численности безработных при нестабильном состоянии мировой экономики, обусловливающем сохранение значительного оттока капитала из страны, высокую волатильность курсовой динамики рубля по отношению к доллару США с общей тенденцией к его ослаблению, а также снижением темпов роста в отдельных секторах экономики.
Существуют также риски падения цены на нефть марки «Юралс» ниже прогнозируемого уровня, что ухудшит состояние платежного баланса, может способствовать более существенному ослаблению курса рубля к доллару США и усилению инфляционных тенденций, а также снижению доходов федерального бюджета.
Риски такого развития ситуации связаны как с возможным замедлением темпов роста мировой экономики в перспективном периоде, так и с рецессией в отдельных странах и регионах мира, что обусловит снижение спроса и уровня потребления нефти на мировом рынке. Вероятность реализации подобных рисков в настоящее время является достаточно высокой. Негативные события, происходящие в настоящее время в мировой финансово-экономической системе, подтверждают, что фундаментальные причины, лежавшие в основе возникновения кризиса 2008 - 2009 годов, полностью устранить не удалось. Осталась нерешенной проблема глобальных дисбалансов мировой экономики, выразившаяся в увеличении дефицитов государственных бюджетов ряда стран, росте суверенных долгов, масштабных изменениях ликвидности.
В 2012 году возросли риски негативного развития событий в Еврозоне. Высокий уровень дефицита бюджета и государственного долга ряда государств, проблемы ликвидности и низкое качество активов в банковском секторе, рост неплатежей по кредитам способствуют развитию негативных тенденций в финансовом секторе, приводят к замедлению экономического развития.
В результате усиления влияния этих негативных процессов может произойти выход одной или нескольких стран из зоны евро, что в краткосрочном периоде отрицательно повлияет на перспективы экономического развития не только европейских стран, но и ряда других регионов мира, включая Россию, принимая во внимание особое значение европейских государств как крупнейшего торгового партнера Российской Федерации.
Вместе с тем нельзя полностью исключать реализации сценария полного распада Еврозоны. В этом случае последствия для мировой экономики могут оказаться более тяжелыми. Существенное негативное влияние данного события отразится не только на банковском секторе Европы, но и на всей мировой финансовой системе и в конечном итоге может привести к глобальной многолетней депрессии.
Сохраняющаяся существенная зависимость российской экономики от мировой внешнеторговой и финансовой конъюнктуры, рост внешнего долга корпоративного сектора экономики обостряют риски возобновления кризисных явлений. По мнению Счетной палаты, требуется незамедлительная подготовка комплекса системных превентивных и корректирующих мер для устранения негативного влияния на российскую экономику проявлений второй волны мирового финансово-экономического кризиса.
Анализ, проведенный Счетной палатой по данным экспертных оценок 26 международных организаций, банков, инвестиционных и исследовательских компаний, осуществляющих мониторинг и прогноз мировых цен на нефть1, показывает, что, по прогнозным оценкам (по состоянию на 25 сентября 2012 года), средний уровень цены на нефть марки «Юралс» в 2012 году составит 107,8 доллара США за баррель, в 2013 году – 105,9 доллара США за баррель, в 2014 году – 104,9 доллара США за баррель. Однако существуют прогнозы как роста, так и снижения цен на нефть марки «Юралс» в рассматриваемом периоде.
Так, по прогнозам отдельных организаций2, существует вероятность роста мировых цен на нефть в 2012 - 2014 годах: по прогнозу Barclays Bank, мировые цены на нефть марки «Юралс» в 2012 году составят 111,5 доллара США за баррель, в 2013 году – 123,5 доллара США за баррель, в 2014 году – 128,5 доллара США за баррель, по прогнозу Bernstein – 103,5 доллара США за баррель, 108,5 доллара США за баррель и 117,5 доллара США за баррель, по прогнозу Raiffeisen –109,5 доллара США за баррель, 114,5 доллара США за баррель и 123,5 доллара США за баррель соответственно.
Вместе с тем, по оценкам ряда организаций, в перспективе ожидается снижение мировых цен на нефть марки «Юралс»: по прогнозу Capital Economics цены на нефть в 2012 году могут снизиться до 100,5 доллара США за баррель и до 83,5 доллара США за баррель в 2013 и 2014 годах, по прогнозу Nomisha energia – до 109 долларов США за баррель в 2012 году, до 100 долларов США за баррель в 2013 году и до 93 долларов США за баррель в 2014 году, по прогнозу DNB – до 109,5 доллара США за баррель, 105,5 доллара США за баррель и 100,5 доллара США за баррель соответственно, по прогнозу ABN Amro – до 108,5 доллара США за баррель в 2012 – 2013 годах и до 98,5 доллара США за баррель в 2014 году.
По прогнозу Всемирного банка (World Bank), цены на нефть марки «Юралс» в 2012 – 2013 годах могут находиться на уровне 105,7 - 105,8 доллара США за баррель, а по прогнозу Международного валютного фонда (IMF) снизятся со 100 долларов США за баррель в 2012 году до 92 долларов США за баррель в 2013 году.
В представленном прогнозе учитывается возможность отклонения мировых цен на нефть марки «Юралс» от принятых в базовом сценарии. Разработаны два дополнительных сценария возможного развития событий в экономике страны в зависимости от динамики цен на нефть.
Так, вариант «С» предусматривает вероятность продолжения восходящей динамики цен на нефть. По данному варианту, мировые цены на нефть составят: в 2013 году – 110 долларов США за баррель, в 2014 году – 115 долларов США за баррель, в 2015 году – 120 долларов США за баррель. В соответствие с этим сценарием темпы роста ВВП в 2013 - 2015 годах будут находиться в пределах 103,9 - 104,6 %, что на 0 - 0,2 процентного пункта выше значений базового варианта. Дополнительный вариант «А» учитывает возможность ухудшения динамики мировой экономики и снижения среднегодовых мировых цен на нефть до уровня 80 долларов США за баррель в 2013 году, 81 доллара США за баррель – в 2014 году, 83 долларов США за баррель – в 2015 году. В соответствии с прогнозом данный фактор может привести к замедлению темпов роста российской экономики до 100,5 % в 2013 году и до 102 - 103 % в 2014 - 2015 годах при значительном ослаблении курса рубля к доллару США (2013 год – 35,2 рубля за доллар США, 2014 - 2015 годы – 35,8 - 36,3 рубля за доллар США соответственно), ускорению инфляции.
Разработан также вариант более негативного развития событий, связанный с возобновлением мировой рецессии и падением цен на нефть в 2013 году до 60 долларов США за баррель. Реализация данного сценария, по мнению разработчиков прогноза, может привести в 2013 году к падению ВВП на 2,7 % по отношению к 2012 году, ослаблению курса рубля (курс доллара США к рублю может повыситься до 46 рублей за доллар США), более существенному ускорению инфляции.
По расчетам Счетной палаты, снижение цены на нефть марки «Юралс» на 1 доллар США может привести к снижению доходов федерального бюджета примерно на 60 – 63 млрд. рублей.
Существуют также риски снижения цен на природный газ на мировых рынках в перспективном периоде вследствие расширения использования технологий добычи сланцевого газа, успешно применяемых в настоящее время в США, активного развития рынка сжиженного природного газа, а также из-за усиления конкуренции на рынках поставщиков природного газа в результате принимаемых Евросоюзом мер по диверсификации поставок газа. Эти факторы могут привести к значительному падению доходов от экспорта газа, что негативно отразится на доходной части федерального бюджета.
Счетная палата неоднократно отмечала, что зависимость бюджетной системы Российской Федерации от внешних факторов и прежде всего от конъюнктуры мировых цен на нефть и других товаров традиционного российского экспорта находится на недопустимо высоком уровне.
Целесообразно предложить Правительству Российской Федерации поручить Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минфину России с участием крупнейших компаний разработать комплекс согласованных мер, направленных на элиминирование негативных для экономики вообще и бюджетной системы Российской Федерации в частности последствий как от падения, так и от повышения мировых цен на нефть марки «Юралс» и другие товары традиционного российского экспорта.
По мнению Счетной палаты, особого внимания Правительства Российской Федерации требует необходимость формулирования и реализации системы мер, позволяющих не только надежно прогнозировать, но и таргетировать цены на важнейшие экспортируемые товары, прежде всего, на нефть марки «Юралс» и газ.
Российская Федерация, обеспечивая 15 % мировой торговли нефтью, поставляя на рынки Европы около 50 % своего экспорта нефти, должна более весомо участвовать в сложном и противоречивом процессе ценообразования на указанный стратегически важный вид сырья, обязана иметь глубоко продуманную скоординированную государственную стратегию поведения на глобальном нефтяном рынке и эффективные формы влияния в данной ключевой сфере.
Производство и экспорт сырой нефти в 2010 – 2011 годах по наиболее крупным странам-производителям (включая страны ОРЕС) представлены в следующей таблице.
Источник – OPEC Annual Statistical Bulletin 2012.
Экспорт сырой нефти из Российской Федерации в 2011 году по странам-потребителям представлен на следующей диаграмме.
Требуется осуществить намеченную систему мер по диверсификации путей поставок энергоресурсов, улучшению качества экспортируемой нефти, глубокой переработке сырья на территории России, увеличению доли экспорта продукции с более высокой добавленной стоимостью, обеспечить организацию биржевой торговли нефтью и газом на территории Российской Федерации с использованием в расчетах национальной валюты.
Задержка в решении этих вопросов означает, что цены на нефть марки «Юралс» и другие товары традиционного российского экспорта будут и дальше формироваться в центрах влияния, расположенных вне пределов Российской Федерации, с соответствующими дисконтами и потерями для экономики и, в частности, для бюджетной системы Российской Федерации, а степень их предсказуемости всегда будет низкой.
2.4. В 2013 – 2015 годах прогнозируются умеренные темпы роста экономики, реальный объем ВВП за этот период увеличится на 13 %, его рост будет значительно ниже, чем в докризисный период (за 2006 – 2008 годы – на 23,5 %), но несколько выше, чем за 2010 – 2012 годы (на 12,6 %).
В целом за 2003 – 2012 годы реальный объем ВВП увеличился в 1,57 раза, что не обеспечило решения поставленной Президентом Российской Федерации задачи удвоения ВВП за 10 лет. С учетом прогнозных данных на 2013 – 2015 годы реальный объем ВВП в 2006 – 2015 годах возрастет в 1,45 раза, что также не позволяет реализовать намеченную целевую установку.
Данные о номинальных объемах ВВП, темпах роста ВВП и индексе-дефляторе ВВП за 2005 – 2015 годы представлены на следующей диаграмме.
Прирост промышленного производства в 2013 – 2015 годах составит 11,5 % (за 2006 – 2008 годы – 14,2 %, за 2010 – 2012 годы – 17,4 %), продукции сельского хозяйства – 12 % (17,9 %, 3,5 %). Экспорт товаров (физический объем) в 2013 – 2015 годах увеличится на 4 % (за 2006 – 2008 годы – на 7,7 %, за 2010 – 2012 годы – на 6,9 %), физический объем импорта товаров – на 22,5 % (в 1,7 раза, в 1,6 раза). В этих условиях предполагается, что инвестиции в основной капитал увеличатся на 24,1 % (за 2006 – 2008 годы – на 57,4 %, за 2010 – 2012 годы – на 21,1 %), оборот розничной торговли – на 18 % (на 50,5 %, на 20,8 %).
Динамика отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 – 2015 годах представлена на следующей диаграмме.
2.5. По мнению Счетной палаты, оценка темпа роста ВВП в 2012 году на уровне 103,5 % является достаточно консервативной. Однако существуют риски недостижения прогнозируемого роста ВВП, учитывая возможность существенного ухудшения положения в мировой экономике во второй половине текущего года в случае недостаточности принимаемых мер в зоне евро и резкого ужесточения налогово-бюджетной политики в США, что будет способствовать существенному сокращению дефицита бюджета и может привести к замедлению экономического роста не только в США, но и в других странах мира.
Риски такого развития событий подтверждают прогнозы от инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» и Российской Экономической Школы (РЭШ), опубликованные в макроэкономическом обзоре в августе текущего года, в соответствии с которыми рост реального ВВП России в 2012 году составит 103 %. По прогнозу Европейского банка реконструкции и развития, сделанному в конце июля текущего года, рост ВВП России в 2012 году составит 103,1 %.
Вместе с тем существует вероятность достижения в 2012 году более высоких темпов роста реального ВВП по сравнению с оценкой, представленной в прогнозе. По данным Международного валютного фонда (прогноз перспектив развития мировой экономики от 16 июля 2012 года), темп роста реального ВВП России в 2012 году может достичь 104 %. По информации, представленной в обзоре экономик развивающихся стран от 25 июля текущего года компанией «J. P. Morgan», рост российской экономики составит в 2012 году 103,6 %, по данным обзора по экономикам стран с с формирующимися рынками от 27 июля 2012 года (Bank of America – Merrill Lynch) – 103,9 %.
Существуют также риски недостижения прогнозирумых объемов и темпов роста ВВП в 2013 - 2015 годах, связанные с нестабильным характером развития мировой экономики, что может затруднить привлечение соответствующих финансовых ресурсов (в том числе внешних займов) для обеспечения планируемого увеличения внутреннего спроса, который, по прогнозу, «в условиях низкого внешнего спроса должен стать основным фактором экономического роста в среднесрочном периоде».
В то же время в соответствии с материалами прогноза в 2013 – 2015 годах российская экономика может испытывать недостаток внутренних ресурсов для финансирования прогнозируемых объемов потребительского и инвестиционного спроса. В среднесрочном периоде объемы чистого заимствования национальной экономики у остального мира возрастут с 0,9 % ВВП в 2013 году до 2,4 % ВВП в 2015 году. В 2011 и 2012 годах российская экономика была чистым кредитором остального мира (2,3 % ВВП ежегодно).
Для обеспечения прогнозируемых темпов экономического роста нефинансовым корпорациям потребуется резко увеличить привлечение заемных средств, в том числе иностранных. При этом прогнозируется, что домашние хозяйства, сектор государственного управления и финансовые корпорации, как и в предыдущие годы, сохранят позицию чистого кредитора, при этом чистое кредитование домашними хозяйствами будет постепенно сокращаться (с 4 % ВВП в 2013 году до 2,4 % ВВП в 2015 году), финансовыми корпорациями и сектором государственного управления – расти (с 3,3 % до 3,9 %; c 2,3 % до 2, 4 % соответственно).