Пенсионная система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является изучение государственной политики в области пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и регулировка направлений по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
изучить состояние действующей пенсионной системы Республики Беларусь;
проанализировать виды, условия и порядок назначения пенсий по возрасту;
сделать анализ структуры и динамики численности пенсионеров, состоящих на учете в управлении социальной защиты населения администрации Октябрьского района города Могилева, динамику назначенных им трудовых пенсий по возрасту;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………….. 6
Сущность пенсионной системы ……………………………………….. 6
Нормативно-правовые документы в сфере пенсионного
обеспечения …………………………………………………………….. 12
Методика начисления пенсий ………………………………………... 16
Зарубежный опыт ……………………………………………………... 24

АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………………. 26
Организационная структура администрации Октябрьского района
города Могилева по пенсионному обеспечению …………………. 26
Виды начисляемых пенсий: трудовые и социальные ……………… 30
Анализ начисления пенсий разным категориям лиц ………………. 42

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………….. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 63

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ. ПЕНСИЯ..doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

Международной организацией труда в 1952 году была принята Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, чем было положено начало объективной количественной оценке потребностей в социальной защите населения. Поскольку принятая конвенция « ...содержит общие положения, она остается основным международным документом... Конвенции и рекомендации... принятые в более поздний период, дополняют положения, предусматриваемые минимальными нормами, но ни в коем случае не противоречат им», замечают специалисты Международной организации труда [10, с.71].

Конвенцией были определены девять классических направлений социальной защиты:

  • медицинская помощь;
  • пособие по болезни;
  • пособие по безработице;
  • пособие по старости;
  • пособие в случае увечья или профессионального заболевания; ·
  • семейные пособия;
  • пособия по беременности и родам;
  • пособие по инвалидности;
  • пособие в случае потери кормильца.

На основе принципа социальной справедливости и предложенной функциональной модели социальной защиты проведем классификацию направлений деятельности.

  Как видно из таблицы 1.1. (см. приложение 5), предложенный подход позволяет классифицировать основные направления развития социальной защиты, определенные Конвенцией Международной организации труда № 102, и поставить их в соответствие с функциями элементов социальной защиты, а также с механизмами и инструментами их реализации.

  В отличие от традиционных подходов, в категорию пенсий попадают только пенсии по старости и пенсии по случаю потери кормильца как выплаты заработанного права на материальную компенсацию. В части социального страхования к установленным направлениям развития социальной защиты  целесообразно добавить выплаты за утраченное имущество и пенсионные аннуитеты как чисто страховые инструменты социальной защиты.

  С 1 января 2004 года в Республике Беларусь начала действовать система обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что полностью вписывается в разработанную классификацию.

  В отношении элемента социальной помощи следует различать пособия по врожденной и приобретенной нетрудоспособности, выплаты по которым должны производиться из разных источников - за счет средств социальной помощи или средств социального страхования соответственно. Социальные аннуитеты, представляющие собой систему пожизненных выплат, например, для инвалидов с детства, выкупленные частными лицами или благотворительными организациями в пользу инвалидов или других категорий нуждающихся, представляют собой действенный механизм социальной защиты.

       Основной и традиционной системой принципов социальной защиты для обеспечения поставленных целей международными договоренностями определены: равноправие всех граждан независимо от половой, расовой принадлежности миграционного статуса; солидарность социальных  групп и поколений; обязательность участия в финансировании; ответственность государства за управление и надзор за институтами социальной защиты [10, с. 80]. В целях приведения традиционной системы принципов в соответствие с требованиями современных тенденций необходимо дополнить ее систему следующими:

  • принцип индивидуальной ответственности и социальной справедливости, предполагающий прямую пропорциональность взносов и выплат при финансировании системы социальной защиты, а также возможность достижения желаемых уровней социальной защищенности; принцип равного доступа к институтам и инструментам социальной защиты, дающий равные возможности для различных социальных групп;
  • принцип экономической эффективности использования всех ресурсов системы социальной защиты, предполагающий оценку эффективности функционирования социальных институтов и инструментов по заданным критериям.

Рассматривая принципы системы социальной защиты с позиции минимизации социальных рисков, кратко отметим несколько важных моментов, таких как принципы:

  • равноправия призваны минимизировать социальные риски доступа на рынок труда и тем самым снизить риск неполучения дохода или риск несправедливого дохода, неадекватного вложенному труду;
  • солидарности направлен на минимизацию риска хронически низких доходов, а также рисков утраты трудоспособности за счет диверсификации этих рисков как по социальным группам внутри общества, так и между поколениями;
  • участия в финансировании также призван минимизировать социальные риски утраты доходов. Природа этих рисков отлична от природы интеграционных рисков в рынок труда. В данном случае минимизируется риск попадания за черту бедности из-за недостаточности финансирования системы социальной защиты, это с одной стороны, при рассмотрении перераспределительных систем. С другой стороны, при рассмотрении накопительных систем это дополнительная возможность диверсификации рисков с привязкой к рынку капитала, а не только к уровню заработной платы;
  • государственной ответственности за регулирование деятельности институтов социальной защиты и демократизации управления. Направлен на минимизацию рисков утраты доходов и имеет два аспекта: государственное гарантирование адекватного экономической ситуации уровня социальной защиты, а также государственное регулирование и надзор за предоставлением установленных социальных стандартов. Если государственные гарантии обеспечивают некие минимальные социальные гарантии, то государственное регулирование призвано минимизировать агентские и систематические социальных институтов;
  • личной ответственности и социальной справедливости относится к разряду понятий, не свойственных традиционным системам социальной защиты, оговоренных в международных документах. Вместе с тем этот принцип направлен на мотивацию населения к активной трудовой и жизненной  позиции, за счет чего минимизируются риски бедности вследствие осознанного и ответственного отношения и понимания собственной роли в обеспечении достойного уровня социальной защищенности в соответствии с личной потребностью. При этом больший вклад в создание системы социальной защиты должен поощряться и большей отдачей;
  • равного доступа к институтам и инструментам социальной защиты призван минимизировать и уравнять социальные риски различных групп за счет предоставления возможностей получить равный уровень социальной защищенности;
  • экономической эффективности призван минимизировать социальные риски за счет рационализации использования всех ресурсов системы социальной защиты: административных, организационных, управленческих, финансовых, кадровых и временных и оптимизировать их использование по заданным критериям.
  •  

Два последних принципа являются интегрирующими для системы социальной защиты и определяют возможности максимального охвата населения услугами системы социальной защиты и обеспечения достойного уровня жизни при ограниченной ресурсной базе.

Рассматривая систему социальной защиты как единое целое с определенными целями и задачами, можно согласиться с мнением о том, что число опор, уровней или компонентов, например, в пенсионной системе, не имеет большого значения для оценки их функционирования. Наиболее важное значение отводится двум функциям:

  • удовлетворения основных потребностей, направленной против бедности;
  • возмещения доходов, направленной на обеспечение соответствующего уровня жизни, т. е. решение задачи преодоления бедности и обеспечения достойного уровня жизни населения.

Получившая в последнее время широкое распространение и пропагандируемая Всемирным банком многоопорная система пенсионного обеспечения позволяет минимизировать социальные риски за счет диверсификации финансовых рисков, и в этой связи наличие различных опор или компонентов пенсионной системы является принципиально значимым и важным как основной инструмент диверсификации этих рисков [10, c. 80].

Принимая во внимание сделанные выше выводы, можно синтезировать еще один принцип функционирования системы социальной защиты – принцип аддитивности или диверсификации социальных рисков по элементам системы социальной защиты.

     Таким образом, нами выделены цели системы социальной защиты населения, с позиции минимизации социальных рисков систематизированы принципы ее функционирования и на основе этого обоснована и построена функциональная модель системы социальной защиты, которая может быть использована специалистами для структурного анализа существующих ее систем. Приведение необходимых механизмов и инструментов в соответствие с элементами системы социальной защиты создает методологическую базу имитационного моделирования системы социальной защиты и дает возможность моделировать возможные варианты ее реформирования, например, в Республике Беларусь [10, с. 71, 80].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              1.2.  Нормативно-правовые документы в сфере пенсионного обеспечения

  

 

С организационно-управленческой точки зрения система органов в области пенсионного обеспечения населения Республики Беларусь представлена широкой сетью государственных  органов и организаций различного уровня, аналитических и учебных центров и служб. Ведущим органом, осуществляющим государственную политику в области труда и социальной защиты населения, является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, созданное по Указу Президента Республики Беларусь от 24.09.2001г. на базе двух бывших министерств: Министерства труда и Министерства социальной защиты.

 Минтруда и соцзащиты – это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и контроль за соблюдением законодательства в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующий деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.

           В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства РБ и Положением о Минтруда и соцзащиты, утвержденными Постановлением Совета Министров РБ.

 Минтруда и соцзащиты осуществляет государственную политику в области социальной защиты населения. Его службы осуществляют объемную деятельность по оказанию различных видов социальной помощи, в том числе – по развитию системы государственного и добровольного социального страхования, пенсионной системы.

  Социально важные проблемы в системе социальной защиты реализуются через функционирование ее структурных подразделений различных уровней, представляющих собой открытые системы.

           Системообразующим центром социальной сферы в области пенсионного обеспечения в Республике Беларусь является, как было сказано ранее, Министерство труда и социальной защиты, в состав которого входит ряд структурных подразделений разного уровня и соответствующих направлений деятельности (рис. 1.1).

          Главное управление пенсионного обеспечения и социального страхования осуществляет политику в области развития пенсионной системы, пенсионного законодательства, организации пенсионного обеспечения и социального страхования и др.

          На областном, городском и районном уровнях службы Министерства труда и социальной защиты организованы по линейной (бюрократической) схеме – сверху вниз – в соответствии с содержательными направлениями деятельности.

           В реализации государственной политики в области пенсионного обеспечении решающую роль играют Комитеты по труду и социальной защите облисполкомов и Могилевского горисполкома, региональные структуры Фонда социальной защиты (областные, Могилевское городское управление, районные, городские и районные в городах отделы Фонда социальной защиты, центры по начислению и выплате пенсий и пособий).

 

 

 

         

          Рис. 1.1. Структура управления системой пенсионного обеспечения в Республике Беларусь

 

 

 Пенсионное  обеспечение   по Закону Республики  Беларусь  от   15.07.1998  № 188-3 (см. приложение 4) производится органами социальной защиты. Управление Фондом социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

        К ведению Совета Министров Республики Беларусь, помимо предусмотренных в настоящем Законе, относятся также вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления стажа отдельных категорий граждан с соблюдением гарантий, предусмотренных настоящим Законом, а также решение вопросов пенсионного и иного материального обеспечения некоторых категорий граждан за их особые заслуги перед республикой (в ред. Законов Республики Беларусь от 01.03.1995 N 3624-XII, от 15.07.1998 N 188-З (см. приложение 4)).

         При определении  и начислении пенсий разным  категориям лиц, органы труда  и социальной защиты населения руководствуются следующими нормативно-правовыми документами: Конституцией Республики Беларусь о праве граждан на социальное обеспечение и охрану здоровья, Законами Республики Беларусь, Декретами и указами Президента Республики Беларусь, актами по социальным вопросам, издаваемыми Советом Министров Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными центральными органами государственного управления, нормативными актами местных органов управления и самоуправления, локальными нормами права социального обеспечения, актами Конституционного Суда Республики Беларусь, Постановлениями Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих выплату пенсий разным категориям лиц, представлен в таблице 1.

 

                                                      Таблица 1. Законодательная база  социальной защиты населения  в сфере пенсионного обеспечения.

 

 

Законы Республики Беларусь

 

 

                   Постановления

 

Прочие нормативные документы

Совета Министров

Других органов государственной власти

Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-3

Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. «Об основах государственного социального страхования»

Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении в Республике Беларусь» от 17 апреля 1992 г.

Закон Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицирован-ном) учете в системе государственного социального страхования» от 6 января 1999 г.

Закон о бюджете Республики Беларусь

Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 30 мая 1991 г. № 828

«О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» от 05. 03. 2004 № 235

«О Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и плане первоочередных мер по реализации ее основных положений» от 17. 04. 1997 г. № 349

 

 

 

 

 

Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства социальной защиты Республики Беларусь «Об утверждении Списка профессиональных заболеваний и Инструкции по применению списка профессиональных заболеваний» от 29 мая 2001 г. № 40/6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах социальной защиты граждан» от 25. 07. 2002 г. № 18

Декрет Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» от 06. 08. 2002 г. №19

Декрет Президента Республики Беларусь «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 30. 07. 2003 г. № 18

 

 

 

 

Информация о работе Пенсионная система в Республике Беларусь