Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 09:45, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является изучение государственной политики в области пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и регулировка направлений по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
изучить состояние действующей пенсионной системы Республики Беларусь;
проанализировать виды, условия и порядок назначения пенсий по возрасту;
сделать анализ структуры и динамики численности пенсионеров, состоящих на учете в управлении социальной защиты населения администрации Октябрьского района города Могилева, динамику назначенных им трудовых пенсий по возрасту;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………….. 6
Сущность пенсионной системы ……………………………………….. 6
Нормативно-правовые документы в сфере пенсионного
обеспечения …………………………………………………………….. 12
Методика начисления пенсий ………………………………………... 16
Зарубежный опыт ……………………………………………………... 24
АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………………. 26
Организационная структура администрации Октябрьского района
города Могилева по пенсионному обеспечению …………………. 26
Виды начисляемых пенсий: трудовые и социальные ……………… 30
Анализ начисления пенсий разным категориям лиц ………………. 42
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………….. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 63
в) инженерно-технический состав - по перечню должностей и работ, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь:
(абзац 1 пункта "в" статьи 47 в ред. Законов Республики Беларусь от 01.03.1995 N 3624-XII, от 15.07.1998 N 188-З (см. приложение 4)).
мужчины - по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет в указанных должностях;
женщины - по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет в указанных должностях.
В выслугу лет работникам инженерно-технического состава засчитывается также работа, указанная в пунктах "а" и "б" настоящей статьи;
г) бортпроводники:
мужчины - по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 15 лет бортпроводником;
женщины - по достижении 45 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет бортпроводницей.
Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию:
(абзац 5 части 1 статьи 72 в ред. Закона Республики Беларусь от 09.07.1999 N 276-З (см. приложение 4)).
Перечень медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степень утраты их здоровья определяется в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь (часть 2 статьи 72 в ред. Законов Республики Беларусь от 01.03.1995 N 3624-XII, от 15.07.1998 N 188-З, от 09.07.1999 N 276-З (см. приложение 4)).
Анализ структуры и динамики численности пенсионеров, состоящих на учете в управлении социальной защиты администрации Октябрьского района города Могилева и получающих трудовые и социальные пенсии, представлен в таблице 2.1. (см. приложение 6)
Источником информации является «Отчет
о численности пенсионеров, суммах назначенных
им месячных пенсий» на 1 января 2004г., на
1 января 2005г., на 1 января 2006г.
Диаграмма 2.1. Пенсионеры, получающие трудовые и социальные пенсии
Из таблицы 2.1 следует, что наибольший удельный вес в структуре общего количества пенсионеров, получающих трудовые и социальные пенсии, занимают пенсионеры, состоящие на учете в управлении социальной защиты администрации Октябрьского района города Могилева по получению пенсий по возрасту (более 80% в трех анализируемых периодах). Также следует отметить, что наблюдается увеличение численности пенсионеров, получающих пенсию по возрасту и уже в 2005 году по сравнению с данными 2003 года их численность возросла на 2075 человек или на 7,1%. Следовательно, необходимо провести более детальный анализ численности пенсионеров, получающих пенсии по возрасту.
Анализ структуры и динамики численности пенсионеров, состоящих на учете в управлении социальной защиты администрации Октябрьского района города Могилева и получающих трудовые пенсии по возрасту, представлен в таблице 2.2. (см. приложение 7). Источником информации является «Отчет о численности пенсионеров, суммах назначенных им месячных пенсий» на 1 января 2004г., на 1 января 2005г., на 1 января 2006г.
Из таблицы 2.2. следует, что наибольший удельный вес в структуре пенсионеров, получающих трудовые пенсии по возрасту, занимают пенсионеры, получающие пенсии на общих основаниях (более 60% в трех анализируемых периодах). Однако следует отметить, что доля пенсионеров, получающих трудовые пенсии в связи с особыми условиями труда, составляет не менее 30%. В свою очередь среди пенсионеров, получающих трудовые пенсии в связи с особыми условиями труда, более 90% составляют пенсионеры, ушедшие досрочно на пенсию по 1 и 2 списку вредности. Отсюда следует вывод о необходимости введения обязательного профессионального пенсионного обеспечения для работников, занятых в особых вредных для здоровья и опасных для жизни условиях труда. Притом расходы на эти пенсии будут возлагаться на работодателя, поскольку именно он непосредственно заставляет людей рисковать. Это нововведение позволит заинтересовать работодателя в создании безопасных условий труда и снизить нагрузку на фонд социальной защиты населения.
Так как основной задачей управления социальной защиты является обеспечение правильного и своевременного назначения и выплаты государственных пенсий и пособий, то в процессе анализа необходимо изучить работу управления, произведенную по назначению пенсий за отчетный период в количественном измерении.
В таблице 2.3. (см. приложение 8) представлен анализ произведенной работы управлением социальной защиты администрации Октябрьского района города Могилева по назначению пенсий за отчетный период. Источником информации является «Отчет о численности пенсионеров, суммах назначенных им месячных пенсий» на 1 января 2004г., на 1 января 2005г., на 1 января 2006г.
Приведенные в таблице 2.3 данные свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в структуре пенсий, назначенных за отчетный период, занимают пенсии по возрасту (более 70% в анализируемых периодах). Второй по величине долей в структуре пенсий, назначенных за отчетный период, занимают пенсии по инвалидности и составляют 13,9% в 2003 году, 14,3% в 2004г. и в 2005г.
Количество пенсий, назначенных за 2005 год меньше на 69 человек по сравнению с 2003 годом, это уменьшение произошло в основном за счет снижения численности пенсионеров, ушедших на пенсию по возрасту и за выслугу лет в количестве 31 чел. и 22 чел. соответственно. Следует отметить, что в 2005 году по сравнению с 2003 годом значительно увеличилось количество пенсионеров, получающих социальные пенсии, а именно, инвалиды с детства и другие инвалиды, на 56 человек. При этом доля социальных пенсий в структуре пенсий, назначенных за 2005 год, увеличилась на 2,5 процентных пункта по сравнению со структурой пенсий, назначенных за 2003 год.
Граждане Республики Беларусь, которым назначена пенсия, в силу разного рада причин и жизненных обстоятельств не спешат покидать свое рабочее место. Проанализируем занятость пенсионеров, которым назначена за отчетный период пенсия.
В таблице 2.4 (см. приложение 9) представлен анализ занятости пенсионеров, которым назначена за отчетный период пенсия управлением социальной защиты администрации Октябрьского района города Могилева. Источником информации является «Отчет о численности пенсионеров, суммах назначенных им месячных пенсий» на 1 января 2004г., на 1 января 2005г., на 1 января 2006г.
Из таблицы 2.4 следует, что во все анализируемые периоды более 60 % пенсионеров, которым за отчетный период назначена пенсия, являются работающими. Следует отметить, что более 70% пенсионеров, которым назначена пенсия по возрасту, являются работающими. Это с одной стороны объясняется тем, что часть пенсионеров в связи с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию до достижения пенсионного возраста. В этом случае почти все 100 % пенсионеров дорабатывают до пенсионного возраста. При этом пенсионные льготы оплачиваются за счет средств общей пенсионной системы, а большинство работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, никакой дополнительной нагрузки по оплате льгот своим работникам не несут. Снова приходим к выводу о необходимости введения обязательного профессионального пенсионного обеспечения на предприятии для работников, занятых в особых вредных для здоровья и опасных для жизни условиях труда. Однако следует отметить, что число работающих пенсионеров в 2005 году по сравнению с 2003 годом уменьшилось на 81 человека, тем самым вызвав снижение удельного веса в структуре общего числа пенсионеров на 1,7 процентных пункта.
Не секрет, что, несмотря на положительную динамику роста пенсий, достаток у большинства пенсионеров пока еще невелик. Дать больше действующая пенсионная система пока не может. По этой причине большая часть работающих пенсионеров продолжает свою трудовую деятельность.
Следует заметить, что происходит постепенное увеличение числа работающих пенсионеров, получающих трудовые и социальные пенсии по инвалидности. Прирост численности работающих пенсионеров, получающих трудовые пенсии по инвалидности в 2005г. по сравнению с 2003г. составил 5 человек, при этом их доля в структуре работающих пенсионеров увеличилась на 1,5 процентных пункта. Среди пенсионеров, получающих социальные пенсии в 2005 году наблюдается 1 работающий пенсионер при полном отсутствии работающих пенсионеров в 2003 и 2004 гг. Следовательно, необходимо проводить пенсионную реформу, обеспечивающую повышение уровня жизни пенсионеров.
Следующим этапом анализа является анализ
соотношения пенсионеров, состоящих на
учете в управлении социальной защиты
администрации Октябрьского района города
Могилева, по половому признаку. В таблице
2.5 представлен анализ соотношения пенсионеров,
получающих трудовые пенсии по возрасту,
по половому признаку. Источником информации
является «Отчет о численности пенсионеров,
суммах назначенных им месячных пенсий»
на 1 января 2004г., на 1 января 2005г., на 1 января
2006г.
Наименование показателей |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Отклонение | ||||||||||
Численность пенсионеров, чел. |
Удельный вес, % |
Численность пенсионеров, чел. |
Удельный вес, % |
Численность пенсионеров, чел. |
Удельный вес, % |
от 2003 года |
от 2004 года | |||||||
Чело- век |
% |
Чело век |
% | |||||||||||
1. Всего пенсионеров, состоящих на учете |
29235 |
100 |
30290 |
100 |
31310 |
100 |
2075 |
0 |
1020 |
0 | ||||
В том числе: |
||||||||||||||
1.1. Мужчин |
9148 |
31,3 |
9298 |
30,7 |
9384 |
29,97 |
236 |
-1,32 |
86 |
-0,73 | ||||
1.2. Женщин |
20087 |
68,7 |
20992 |
69,3 |
21926 |
70,03 |
1839 |
1,32 |
934 |
0,73 |
Данные таблицы 2.5 свидетельствуют о том, что в структуре пенсионеров, получающих трудовые пенсии по возрасту, наибольший удельный вес занимают женщины (68,7% в 2003 году, 69,3% в 2004 году и 70,03% в 2005 году). При этом их численность постепенно увеличивается (диаграмма 3.2.) и уже в 2005 году по сравнению с 2003 годом число женщин-пенсионеров выросло на 1839 человек, вызвав прирост их удельного веса в структуре общего числа пенсионеров на 1,32 %. Однако численность мужчин-пенсионеров сокращается (диаграмма 3.2.), а именно, снижение их числа в 2005 году по сравнению с 2003 годом составило 236 человек, уменьшив при этом долю мужчин в структуре пенсионеров на 1,32 %. Это связано с тем, что по статистике в Республике Беларусь продолжительность женщин выше, чем продолжительность жизни мужчин.
Диаграмма 2.2. Динамика удельного веса мужчин и женщин в общей численности получателей трудовых пенсий
Таким образом можно отметить, что, несмотря на положительную динамику роста пенсий, увеличивается рост числа работающих пенсионеров. Также увеличивается количество пенсионеров, получающих социальные пенсии по инвалидности. Причем женщин-пенсионеров значительно больше, чем мужчин.
2.3. Анализ начисляемых пенсий разным категориям лиц
Статистическое изучение вопросов социального обеспечения начинается с изучения фонда социальной защиты населения (ФСЗН), который занимается сбором (аккумуляцией) денежных средств и их распределением для социального обеспечения населения. В структуру ФСЗН входят :центральный аппарат, 8 областных и Минское городское управления, 153 городских, районных и районных в городах отделов. Органом управления Фонда служит правление. Исполнительным руководителем Фонда является управляющий Фондом. Центральный аппарат, областные и Минское городское управления являются юридическими лицами. Дальнейшими вопросами перераспределения денежных средств для социальной защищенности населения занимаются комитеты по труду и социальной защите, созданные при Министерстве труда и социальной защиты в каждом областном центре. Структура доходов ФСЗН, на примере Могилевской области, представлена на рис.2.1.
Рис. 2.1. Структура ФСЗН Могилевской области в 2006 году
Собранные средства аккумулируются в Фонде социальной защиты и распределяются в основном на текущую выплату пенсий (около 80%), а также на оплату временной нетрудоспособности, пособий семьям, воспитывающим детей, и т.д. Финансирование социальных пенсий осуществляется из республиканского бюджета. Пенсионная система Беларуси финансируется за счет так называемого страхового тарифа: 35% фонда оплаты труда для нанимателей и 1%, оплачиваемого работником. Ежемесячные потребности на выплату пенсий всем категориям пенсионеров, включая льготников, составляют около 12,2% ВВП (2001 г). Это высокая нагрузка на бюджет.
Информация о работе Пенсионная система в Республике Беларусь