Пенсионная система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является изучение государственной политики в области пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и регулировка направлений по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
изучить состояние действующей пенсионной системы Республики Беларусь;
проанализировать виды, условия и порядок назначения пенсий по возрасту;
сделать анализ структуры и динамики численности пенсионеров, состоящих на учете в управлении социальной защиты населения администрации Октябрьского района города Могилева, динамику назначенных им трудовых пенсий по возрасту;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………….. 6
Сущность пенсионной системы ……………………………………….. 6
Нормативно-правовые документы в сфере пенсионного
обеспечения …………………………………………………………….. 12
Методика начисления пенсий ………………………………………... 16
Зарубежный опыт ……………………………………………………... 24

АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………………. 26
Организационная структура администрации Октябрьского района
города Могилева по пенсионному обеспечению …………………. 26
Виды начисляемых пенсий: трудовые и социальные ……………… 30
Анализ начисления пенсий разным категориям лиц ………………. 42

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………….. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 63

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ. ПЕНСИЯ..doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

Органами управления РНПФ в соответствии с действующим законодательством будут: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление. Организационную структуру РНПФ предстоит определить наблюдательному совету.

Предлагаемая модель системы обязательного профессионального пенсионного обеспечения будет функционировать на основе накопительного принципа. В этом случаев взносы в ППС учитываются на специальных индивидуальных счетах работников, открытых в РНПФ, капитализируются и подлежат инвестированию. Размещение пенсионных накоплений будет осуществляться в порядке, определяемом соответствующим нормативным актом в том же порядке и на тех же условиях, что и средства застрахованных по Декрету № 18. Аккумулируемые в РНПФ пенсионные активы целесообразно направлять через банк-учредитель на инвестирование в государственные ценные бумаги и на реализацию государственных экономических программ [4, 7].

Профессиональные пенсии предусматривается выплачивать ежемесячно в течение досрочного пенсионного периода до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер обязательной профессиональной пенсии определяется исходя из суммы пенсионных накоплений, образовавшихся за счет взносов в пользу работника с учетом инвестиционного дохода и продолжительности фактического периода выплаты пенсии. Введение дополнительного страхового платежа для профессионального страхования работников создает социально острую ситуацию, в которой сталкиваются диаметрально противоположные интересы работников и нанимателей. Интересом работников является получение достойной пенсии на уровне прожиточного минимума, позволяющей частично компенсировать утраченный заработок и здоровье. Интерес нанимателя заключается в снижении финансовой нагрузки на фонд оплаты труда предприятия в целях сокращения себестоимости производимой продукции и повышения ее конкурентоспособности. Нахождение разумного компромисса при решении этой непростой задачи может быть достигнуто на трехсторонней рабочей группе, созданной Национальным советом по трудовым и социальным вопросам.

Выход видится в выборе приемлемых для всех социальных партнеров исходных параметров, позволяющих определять фиксированный страховой тариф, который в дальнейшем будет рассчитываться по специальной актуальной методике и утверждаться Правительством Беларуси. Все необходимые расчеты производятся для среднестатистических застрахованных лиц конкретного предприятия, задаются в исходных данных и предварительно согласовываются страхователем или нанимателем и страховщиком (РНПФ). Итоговые размеры пенсионных выплат могут колебаться в широком диапазоне и зависеть только от индивидуальных особенностей застрахованного лица, продолжительности страхового стажа и величины заработной платы.

Исходные параметры и величины, задаваемые и полученные при расчете, должны соответствовать требованиям, которые установлены нормативно-правовыми актами Республики Беларусь. Для обеспечения финансовой устойчивости ППС в долгосрочной перспективе и гарантий выплаты пенсий корректировку расчетов следует проводить каждые 3-4 года в зависимости от темпов изменения и демографических параметров страхователей [7, 45].

В предлагаемой ППС используются следующие условия и нормы:

  • предполагается, что работник становится участником ППС с момента уплаты за него нанимателем первого страхового взноса;
  • участие работника в ППС прекращается после выплаты ему пенсии в полном объеме, а также в случаях, не позволяющих ему получать выплаты, например, при получении пенсии по инвалидности;
  • невостребованные свободные средства, возникающие в связи с выбытием застрахованных лиц из ППС по следующим причинам: получение пенсии по инвалидности, смерть застрахованного лица, достижение общеустановленного пенсионного возраста, с которым возникает право на профессиональную пенсию;
  • средний период трудовой деятельности участника ППС, в течение которого наниматель обязан уплачивать страховой взнос за работника, соответствует действующему законодательству и статистическим данным;
  • под общим трудовым стажем работника понимается период с момента уплаты за работника первого страхового взноса в ППС до момента назначения ему профессиональной пенсии;
  • период выплаты профессиональной пенсии не превышает периодов, установленных законодательством;
  • средний размер заработной платы участников ППС выражается в номинальных ценах и в долгосрочной перспективе должен соответствовать динамике изменения макроэкономического прогноза, утвержденного Правительством РБ, с учетом официальных статистических данных для текущего периода;
  • уровень чистого инвестированного дохода принимается постоянным в течении всего периода участия застрахованного лица в ППС. При наличии научно обоснованных данных о динамике изменения инвестированного дохода в долгосрочной перспективе применяются более точные данные;
  • страховые взносы уплачиваются в полном объеме в конце года;
  • инвестированный доход начисляется в конце года на денежные средства, которые находились на индивидуальном счете застрахованного лица в течение года и были инвестированы;
  • свободные средства, образовавшиеся в результате естественного выбытия участников страхования из ППС, перераспределяются между его участниками ежегодно пропорционально размерам накоплений на индивидуальных лицевых счетах;
  • величина свободных средств ППС определяется ежегодно на конец года и является дополнительным доходом;
  • административные расходы для обеспечения деятельности ППС принимаются на основании расчета в процентном отношении к величине инвестиционного дохода, но не превышают максимума, установленного законодательством;
  • размер страхового тарифа является одинаковым для мужчин и женщин. Различия в условиях приобретения пенсионных прав учитывается на основе их процентного соотношения, по официальным статистическим данным страхователя или РНПФ;
  • уровень среднего пенсионного обеспечения для усредненного по стажу работы, полу и возрасту участника ППС определяется, исходя из установленных обязательных фиксированных тарифов страховых взносов для ППС.

Реализация предложенного варианта ППС позволяет провести определенную санацию действующей государственной пенсионной системы за счет создания альтернативного, надежного механизма социальной защиты работников в производствах с высоким уровнем профессионального риска. Как и любое новшество, создание ППС имеет ряд позитивных и негативных моментов.

Позитивные последствия состоят в следующем:

  • при создании ППС снижается финансовая нагрузка на Фонд социальной защиты населения и появляется возможность направить часть сэкономленных средств на формирование резервного фонда с целью сглаживания влияния негативных демографических процессов на пенсионную систему;
  • решается вопрос формирования условий более справедливого распределения средств на пенсионное обеспечение, когда определенные категории работников делают взносы в Фонд социальной защиты населения меньшее количество времени, а начинают пользоваться выплатами ранее других плательщиков, т. е. При досрочном выходе на пенсию в течении 5-10 лет более 15% от занятых в производствах с особыми условиями труда, можно так выразится, живут за счет других пенсионеров;
  • дополнительные страховые взносы в пользу работника с особыми условиями труда будут стимулировать нанимателей к проведению мероприятий по охране труда и ликвидации рабочих мест с условиями труда, требующими досрочного выхода на пенсию;
  • создание ППС на основе РНПФ, использующего накопительный принцип страхования работников и метод резервирования капитала, формирует условия для  аккумулирования среднесрочных и долгосрочных инвестиционных активов.

К негативному результату реализации данного варианта ППС следует отнести определенной увеличение себестоимости продукции у страхователя за счет дополнительной нагрузки на фонд оплаты труда (ФОТ), а значит, и НДС [11, 54]. Примерные расчеты отрицательного влияния введения ППС на себестоимость продукции производств, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, проведенные специалистами, показывают, что:

  • средняя заработная плата работников из Списков №1 и № 2 больше средней заработной платы в отраслях промышленности на 25% и 15% соответственно;
  • фактическая продолжительность работы в особых условиях труда в 1,7-1,9 раза больше, чем установлено в законе 10 лет для Списка №1 и 5 лет для Списка №2;
  • средняя численность мужчин в Списке № 1 составляет около 80%, по Списку № 2 – около 60% и 40%соответственно;
  • общий трудовой стаж до назначения досрочной пенсии для Списка №1 в среднем составляет 30 и 25 лет и для Списка №2 – 35 и 30 лет для мужчин и женщин соответственно;
  • административные издержки на администрирование ППС составляют примерно 10% от величины инвестиционного дохода;
  • величина инвестиционного дохода установлена экспертным путем в размере 7% годовых на весь период инвестирования пенсионных средств;
  • доля фонда оплаты труда в общих затратах на производство и реализацию продукции в основных отраслях производства находится в пределах от 7% до 25%. Соответственно доля обязательных страховых платежей, начисляемых на ФОТ, в себестоимости продукции будет колебаться в пределах от 2,5% до 9% при нормативе начислений на ФОТ в размере 35%.

При таких исходных данных расчеты показали, что доля дополнительных страховых взносов в общих затратах на производство и реализацию продукции в среднем для всех отраслей народного хозяйства, имеющих неблагоприятные условия труда, составляет 0,0542% при условии уплаты индивидуального страхового тарифа по Списку №1 в размере 7%, а по Списку №2 в размере 3%. Величина дополнительного страхового платежа, начисленного на весь ФОТ предприятий, имеющих работников, относящихся к Спискам № 1 и № 2, составляет 0,559%. Расчетами установлено, что страховой тариф в размере 7% от ФОТ работника обеспечит его нахождения на пенсии в течение 10 лет на уровне 32% средней зарплаты по стране при инвестиционном доходе в 7% и административных расходах в 10% от инвестиционного дохода. Предварительные расчеты также показали, что для предприятий, имеющих стабильное экономическое положение, введение дополнительного страхового тарифа для профессионального пенсионного страхования не является серьезным препятствием для сохранения финансовой устойчивости. Изменение системы финансирования института досрочных пенсий заставит нанимателя по-иному взглянуть на наличие вредных и опасных для здоровья человека рабочих мест. Экономические рычаги заставят его поменять технологические процессы производства на более современные и безопасные. Это не только повысит эффективность производства, но и не замедлит сказаться на общей экономической обстановке.

Величина пенсионного обеспечения застрахованных лиц при досрочном выходе на пенсию должно стать предметом детального анализа и обсуждения на различных уровнях социального партнерства. Только проведя всесторонний анализ, можно сказать о жизнеспособности предлагаемой реформации досрочного пенсионного обеспечения на основе создания ППС с финансово-экономической точки зрения. Для этого целесообразно создать рабочую группу, специальное структурное подразделение, в страховом предприятии «Стравита» по прогнозированию финансовой стабильности и развития государственных пенсионных систем в области здоровья и жизни населения на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Отсутствие пересогласованности между финансовым обеспечением пенсионной системы, пенсионными обязательствами, долгосрочными и краткосрочными экономическими и финансовыми прогнозами, научной и исследовательской базы в этой области могут привести к тому, что предлагаемые  изменения не дадут желаемого эффекта.

Реализация данного варианта ППС может быть произведена в три этапа. На первом этапе необходимо провести изучение имеющегося опыта создания и применения систем профессионального пенсионного обеспечения за рубежом, разборку прогнозно-аналитических материалов, необходимых для определения отдельных параметров предлагаемого варианта ППС, согласовать их с социальными партнерами. На втором этапе представляется целесообразным осуществить подготовку проекта Декрета Президента Республики Беларусь по созданию ППС, а также проектов Постановлений Совета Министров РБ, необходимых для реализации Декрета. На третьем этапе следует оформить создание держателя  фонда ППС на основе реорганизации действующего страхового предприятия «Стравита» в ЗАО «РНПФ».

Безусловно, предлагаемый вариант реформирования действующего института досрочного пенсионного обеспечения работников с особыми условиями труда не бесспорен, а, поэтому, открыт для обсуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Система пенсионного обеспечения является важнейшей составной частью системы социальной защиты населения Республики Беларусь. Она затрагивает жизненно важные интересы не только граждан, находящихся на пенсии, но и тех, кто, участвуя в финансировании системы, “зарабатывает” себе будущую пенсию. В Республике Беларусь количество пенсионеров достигает почти 2,5 млн. человек. Ни одна отрасль экономики по численности не может сравниться с армией пенсионеров. Если к этому количеству населения республики добавить инвалидов различных категорий, малоимущие семьи, безработных, то можно с уверенностью говорить о том, что в сфере ответственности Министерства труда и социальной защиты  находится каждый третий житель нашей Республики.

Пенсионная система в Республике Беларусь построена по распределительному принципу – принципу солидарности,   и  текущие пенсии   –  это средства, поступившие в пенсионную систему от предприятий и организаций. Несмотря на возросшие расходы на пенсии, выплачиваемые из фонда социальной защиты населения, состояние пенсионного обеспечения в настоящее время представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем, в основе которой, с одной стороны, низкий уровень размеров пенсий, с другой – достаточно высокий тариф страховых взносов из 35 процентов отчислений от фонда оплаты труда, установленных для большинства нанимателей на цели социального страхования, и страхового взноса в размере 1 процента от заработка, установленного для работающих граждан, до 80 процентов используется непосредственно на пенсионное обеспечение. Проблемы пенсионного обеспечения в значительной степени обусловлены сужением его финансовой базы. Удельный вес оплаты труда рабочих, служащих и колхозников в денежных доходах населения снизился. Одновременно повышается доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера, на которые страховые взносы не начисляются. Кроме того, усиливается процесс уклонения от уплаты, как налогов, так и страховых взносов. При возрастающем числе получателей пенсий численность занятых в экономике постоянно уменьшается.

Законодательно определено более 20 оснований для назначения досрочных пенсий. Из 2544,5 тысяч пенсионеров значительная часть получает пенсии, назначенные на 5-10 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (55 лет женщины и 60 лет мужчины).  Введенная в 1991 г. аттестация рабочих мест по условиям труда для установления права на пенсию по Списку № 1 и Списку № 2, позволила рационализировать подходы к вопросу пенсионного обеспечения за работу во вредных условиях труда. Однако в целом проблема упорядочения досрочного пенсионного обеспечения требует своего дальнейшего разрешения.

Информация о работе Пенсионная система в Республике Беларусь