Понятие занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 07:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости.
Информация заимствовалась из материалов, журнальных статей и научных трудов ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда и мировой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Частичная занятость - форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ, составляет не более 40 ч. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, а также работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и др.). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительность трудовой нагрузки работника дает основание относить его к частично занятому.

Временная занятость - такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может составлять от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.

Гибкая занятость - форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда. К таким условиям относят:

1) нестандартные режимы  рабочего времени, при которых  продолжительность рабочего времени  меньше, чем установлено госу-дарственными нормативами. В их число входят режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;

2) нестандартные организационные  формы найма работников в виде  краткосрочных трудовых договоров  на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между  службой занятости, предпринимателем  и временным работником;

3) нестандартные способы  работы и рабочие места, например  надомный труд (выполнение производственного  задания в домашних условиях), работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте  и др.;

4) самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или при помощи членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.

Иногда к гибким формам занятости относят гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и окончания работы могут регулировать сами работники), что недостаточно точно. Если гибкость режима рабочего времени осуществляется в условиях соблюдения нормативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отношения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма занятости, но с гибким графиком работы.

В статистике зарубежных стран можно встретить понятие альтернативных видов занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относят: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работу по вызову; работу по выходным дням; надомный труд и другие гибкие формы занятости.

Гибкие формы занятости заключаются в приспособлении продолжительности времени работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь. Такие формы занятости способствуют росту эффективности производства и удовлетворению материальных интересов тех категорий граждан, которые не могут в силу разнообразных причин быть заняты в стандартных условиях труда. Однако гибкая занятость имеет и негативные моменты в силу отсутствия там коллективных форм социальной защиты работников.

В экономической литературе встречается понятие избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости, проявившаяся в том, что приспособление к происходящим переменам в экономике осуществлялось не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической гибкости были низкий уровень заработной платы, задержки в ее выплате, высокая дифференциация заработков, широкое использование административных отпусков, работа в режиме неполного времени, развитие вторичной занятости и др. Это было той ценой, которую платила российская экономика за поддержание относительно невысокого уровня открытой безработицы.

 

1.2 Государственная  политика занятости населения

Государственная политика занятости населения - это часть социально-экономической политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения в экономике на основе повышения эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.

Государственная политика занятости исходит из положений Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе в области занятости населения.

Функциональным органом в стране по управлению занятостью населения является Минздравсоцразвития России и находящийся в его ведении Роструд. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития, включая вопросы занятости населения и безработицы. Оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Законом о занятости населения Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в области содействия занятости населения:

1) развитие человеческих  ресурсов для труда, повышение  их мобильности, защита национального  рынка труда;

2) обеспечение равных  возможностей всем гражданам  Российской Федерации независимо  от социального положения, политических  убеждений, пола, возраста, национальности  и отношения к религии в  реализации права на свободный  труд и выбор занятости;

3) создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

4) поддержка трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, а также содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому труду;

5) обеспечение социальной  защиты в области занятости  населения, проведение специальных  мероприятий, способствующих обеспечению  занятости граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих  трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста -- за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

6) предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

7) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места, прежде всего  для граждан, особо нуждающихся  в социальной защите и испытывающих  трудности в поиске работы;

8) сочетание самостоятельности  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления  в обеспечении занятости населения  и согласованности их действий  при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия  по содействию занятости населения;

9) координация деятельности  в области занятости населения  с деятельностью по другим  направлениям экономической и  социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

10) координация деятельности  государственных органов, профессиональных  союзов, иных представительных органов  работников и работодателей в  разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения  и контроля за ними;

11) обеспечение занятости  в местах проживания коренных  малочисленных народов и других  национальных меньшинств Российской  Федерации с учетом их национальных  и культурных традиций, а также  исторически сложившихся видов  занятости;

12) международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации, и иностранных граждан на территории  Российской Федерации, соблюдение  международных трудовых норм.

Деятельность органов службы занятости осуществляется согласно с федеральными целевыми программами содействия занятости населения Российской Федерации и соответствующим им региональным программам.

Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являются активные меры на рынке труда.

Активная политика занятости - это совокупность правовых, экономических и организационных мер государства, проводимых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Такая политика включает в себя мероприятия:

1) по профилактике - предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест;

2) профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации  лиц, ищущих работу с целью  повышения их конкурентоспособности;

3) активному поиску и  подбору рабочих мест;

4) субсидированию создания  новых рабочих мест на существующих  предприятиях, перепрофилирования  действующих рабочих мест в  соответствии с потребностями  рынка труда;

5) организации новых рабочих  мест путем организации специализированных  производств, общественных и временных  работ;

6) поддержке предпринимательской  инициативы и развитию самозанятости безработных;

7) квотированию рабочих  мест для слабозащищенных категорий граждан и др.

Активные меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы:

1) меры, определяющие содержание  основных программ. Они финансируются  из средств, направленных на содержание  службы занятости, и предоставляются  всем гражданам независимо от  их социально-экономического положения, места проживания и отношения  к занятости. К таким мерам  относятся посредничество в трудоустройстве - подбор подходящей работы и профессиональное консультирование -профориентация, профинформация, психологическая поддержка и др.;

2) меры, составляющие содержание  специальных программ. Они финансируются  за счет дополнительных средств, предусматриваемых в федеральном  бюджете, бюджетах субъектов Российской  Федерации и местных бюджетах. Среди таких мер находится  профессиональное обучение безработных  граждан и работников, находящихся  под риском увольнения, общественные  работы, субсидирование временной  занятости граждан, содействие гражданам  в переезде с целью трудоустройства  в другую местность и др. Масштаб  проведения подобных мер зависит  от объема выделенных на эти  цели средств.

Пассивная политика занятости заключается в проведении мероприятий, направленных не на борьбу с безработицей, а на сглаживание негативных ее последствий. Она включает в себя:

1) выплату гарантированных  государством пособий по безработице, а по истечении срока выплаты таких пособий - оказание материальной помощи (выплату социального пособия);

Информация о работе Понятие занятости населения