Понятие занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 07:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости.
Информация заимствовалась из материалов, журнальных статей и научных трудов ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда и мировой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Уровень напряженности на рынке труда для соответствующей территории определяется делением общего показателя по этой территории на общий показатель по Российской Федерации в целом. Если общий показатель по территории превышает общий показатель по Российской Федерации в целом более чем в 1,5 раза, то эта территория считается территорией с напряженной ситуацией на рынке труда.

На основании произведенных расчетов Министерство труда и социального развития Российской Федерации ежегодно формирует перечень территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утверждает этот перечень по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и направляет его в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для принятия мер по стабилизации положения на рынке труда.

В случае необходимости корректировки региональной программы по объемам финансирования и количественным показателям участников мероприятий высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет в Минздравсоцразвития России заявку на увеличение размера субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда и изменение численности участников мероприятий.

В целях снижения напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации Правительством РФ утверждено постановление от 31 декабря 2008 г. № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» 33 Данным нормативным актом, разработанным в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» и Законом «О занятости населения в Российской Федерации» утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В соответствии с вышеуказанными правилами субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих следующие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации:

а) опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

б) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

в) оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

г) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

д) иные дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда отдельных субъектов Российской Федерации, определяемые Правительством Российской Федерации.

Также субсидии могут использоваться на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Субсидии предоставляются Федеральной службой по труду и занятости в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Субсидии предоставляются на основании заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, направленной в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Предоставление субсидий осуществляется при выполнении следующих условий:

а) принятие решения о финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации;

б) определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

Рассмотрение региональных программ осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 10-дневный срок от даты получения региональной программы готовит по ней экспертное заключение и представляет его в Правительство Российской Федерации.

Отбор региональных программ в целях предоставления субсидий осуществляется межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда.

Критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий являются:

а) рост уровня регистрируемой безработицы в субъекте Российской Федерации;

б) рост численности работников организаций субъекта Российской Федерации, находящихся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

в) наличие в субъекте Российской Федерации градообразующих организаций.

Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации осуществляется Федеральной службой по труду и занятости на основании решений межведомственной рабочей группы в соответствии с методикой, которая включает в себя расчет размера субсидии по каждому из дополнительных мероприятий, а также общего размера субсидии.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за нарушение условий, установленных правилами, и недостоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых в Федеральную службу по труду и занятости.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, представляют в Федеральную службу по труду и занятости отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Контроль над осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляют Федеральная служба по труду и занятости и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет мониторинг реализации региональных программ.

Отсутствие системной основы в организации инвестиционного процесса, недостаточная степень проработанности и реальности бюджетного планирования являются причинами постоянного недофинансирования государственных программ.

В связи с этим использование государственных инвестиций как фактора экономического роста предполагает необходимость существенных изменений в бюджетной политике и организации бюджетной системы. При разработке бюджета должны быть использованы принципы определения приоритетных направлений, а также установления реальных нормативов, определяющих уровень бюджетных средств по выделенным направлениям.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1) Занятость - это крайне важная экономическая и социальная проблема, играющая определяющую роль в обеспечении того или иного уровня жизни населения страны, в формировании и развитии профессиональных возможностей каждого человека, в становлении и раскрытии личности. На современном этапе в России существуют серьезные диспропорции в сфере занятости, которые приводят к негативным макроэкономическим и социальным последствиям: сокращение ВВП, уменьшение налоговых доходов государства, ослабление пенсионных гарантий, рост социальной напряженности, ухудшение криминогенной ситуации, снижение качества рабочей силы, производительности труда, отток рабочей силы в теневой сектор, обесценение образовательных и профессиональных навыков, проблемы семьи и здоровья (соответственно, демографические проблемы).

2) Рынок труда не является  замкнутой структурой, оторванной  от других структур рыночной  системы, а напротив, представляет  собой звено рыночной экономики, находящейся в органической функциональной  связи с другими элементами  системы. Рынок труда призван  выполнять определенные функции: воспроизводство рабочей силы  отвечающей требованиям современного  высокотехнологического производства; распределение и перераспределение  трудовых ресурсов, а также создание  стимулов для их эффективного  использования; усиление заинтересованности  работников в повышении собственной  конкурентоспособности, своего профессионального  мастерства, уровня квалификации; активация  мобильности рабочей силы, усиление  ее миграции как в рамках отрасли, так и в межотраслевом и межрегиональных направлениях (что открывает определенные возможности решения проблем занятости трудоспособного населения); повышение роли рыночных рычагов в оплате труда и, следовательно, усиление экономической мотивации труда, рост его эффективности; усиление адаптации населения к утверждающимся в экономике страны рыночным отношениям, что способствует формированию рыночного мышления, выработке экономического поведения рыночного типа.

3) Для обеспечения поступательного  развития и достаточно высокого  уровня занятости необходима  государственная поддержка спроса  посредством стимулирования личного  потребления и объема инвестиций. Поскольку функция потребления  относительно устойчива, для поддержания  занятости в условиях экономического  роста государство должно поощрять  осуществление капиталовложений, причем  лучше всего с помощью дискреционной  фискальной политики. Госрасходы  в данном случае целесообразно  направлять на субсидирование  новых рабочих мест, организацию  общественных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

2. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №17. - Ст. 1915.

3. Белова Г.Л. Анализ структурных  трансформаций занятости трудовых  ресурсов в зонах рекреационной  направленности // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 2. - С. 369-372.

4. Гусов А.Ю. Занятость как социально-правовое явление // Труд и социальные отношения. - 2011. - № 1. - С. 110-114.

5. Данилова Н. Алгоритм определения перспектив занятости населения региона // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2010. - № 1. - С. 80-83.

6. Жеребин В.М. Модернизация экономики и занятость населения // Вопросы статистики. - 2011. - № 10. - С. 19-30.

7. Зайцева И.В. Место службы занятости  в вопросах регулирования регионального  рынка труда // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 8. - С. 74-77.

8. Кривошеев В. Проблемы эффективной  занятости при переходе к экономике  инноваций // Человек и труд. - 2011. - № 7. - С. 29-31.

9. Нестерова А. Рынки труда в условиях экономического кризиса: варианты политики занятости // Журнал международного права и международных отношений. - 2011. - № 1. - С. 94-99.

10. Низова Л.М. Безработица как индикатор государственного регулирования занятости населения // Журнал экономической теории. - 2009. - № 4. - С. 125-133.

11. Панкратов П.Б. Государственная  политика в сфере труда и  занятости населения // Экономика и управление. - 2011. - № 11. - С. 47-52.

12. Поварич И.П. Занятость населения и взаимодействие управляющих субъектов // Российское предпринимательство. - 2009. - № 11. - С. 158-162.

13. Садовая Е.С. Политика занятости  и адаптационный потенциал рынка  труда в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2009.     - № 10. - С. 81-93.

14. Рофе А.И. Экономика труда. - М.: КноРус, 2010. - 392 с.

15. Рофе А.И. Развитие системы управления занятостью населения // Труд и социальные отношения. - 2011. - № 11. - С. 3-14.

16. Сойфер В.Г. Занятость рабочих  мест: некоторые актуальные проблемы // Законодательство и экономика. - 2011. - №10. - С. 55-62.

17. Узякова Е.С. Занятость и эффективная занятость в российской экономике // Проблемы прогнозирования. - 2011. - №6. - С. 89-101.

 


Информация о работе Понятие занятости населения