Понятие занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 07:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости.
Информация заимствовалась из материалов, журнальных статей и научных трудов ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда и мировой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

2) выплату доплат на  иждивенцев, а также возможную  выдачу недорогих товаров первой  необходимости, включая продукты  питания;

3) организацию дешевого  питания в специальных столовых  и др.

Политика в области занятости населения находит выражение в федеральных, территориальных и отраслевых программах содействия занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ УРОВНЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РФ

2.1 Рынок труда  и занятость населения РФ

Человеческий фактор производства, трудовой (кадровый) потенциал имеют в современных условиях развития рыночных отношений ключевое значение для функционирования всех предприятий и регионов, для подъема российской экономики и ее вхождения в мировое хозяйство. За годы рыночных реформ в отечественной экономике накоплен определенный опыт рационального использования трудовых ресурсов на различных уровнях управления: федеральном, региональном и внутрифирменном.

Очевидно, что эффективное использование трудовой силы (трудовых ресурсов) является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности страны. Для отдельного предприятия это означает: чтобы противостоять конкуренции, оно должно производить продукцию с наименьшими затратами и высоким качеством. Вывод же для сферы персонала гласит: трудовой потенциал (в частности, численность и качество персонала) должен обеспечивать достижение целей предприятия.

Рациональное использование возможностей людей, т. е. их психических и физических сил, профессиональных навыков, опыта работы - это предпосылка нового возрастания их кадрового потенциала. Человек, работающий с полной отдачей своих сил, не только производит больше продукции, но и приумножает свой опыт, вовлекает в сферу своей трудовой активности новых людей. Тем самым активизируется использование человеческого фактора ради роста эффективности всего производства.

Численность экономически активного населения РФ постепенно растет. Так, численность экономически активного населения выросла с 74 156 тыс. чел. в 2006 г. до 75 440 тыс. чел. в 2010 г., т. е. на 1284 тыс. чел. Уровень занятости вырос на 1%.

Однако вырос и показатель безработицы. За рассматриваемый период уровень безработицы вырос на 0,8 % и составил 5636 тыс. чел. в 2010 г., что на 667 тыс. чел. больше, чем в 2006 г. Уровень зарегистрированной безработицы в 2010 г. составил 2,1 %, что на 0,3 % меньше, чем в 2006 г.

Рост безработицы в России пришелся на начало 90-х гг. XX в. и был обусловлен такими причинами, как приватизация государственных предприятий и, как следствие, массовые увольнения работников; сокращение вооруженных сил и численности предприятий военно-промышленного комплекса; отмена системы планового распределения выпускников учебных заведений; усиление процессов миграции, сопровождающееся появлением значительного количества беженцев и вынужденных переселенцев, и рядом других.

Известно, что ТК РФ к числу принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений относит принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, т. е. занятости населения.

В настоящее время рынок труда восстановился практически полностью. Потребность компаний в персонале сравнима с 2008 г. Дальнейший рост будет обусловлен прогнозом МВФ по росту ВВП России на 3,5 %. Таким образом, рост отраслей экономики в формальном секторе отразится на появлении новых рабочих мест на рынке труда.

Что касается неформального сектора, то к нему относятся граждане России, занятые индивидуальной или групповой хозяйственной деятельностью без регистрации и уплаты налогов. Лица, работающие на зарегистрированных предприятиях без официально оформленного трудового договора и получающие заработную плату неучтенными наличными деньгами, также относятся к этой категории.

В структуре занятости по отраслям преобладали сокращение в обрабатывающих отраслях промышленности, в науке. За счет увеличения спроса просматривается рост занятых в строительстве, государственном управлении, финансовом секторе, энергетики, строительстве, гостиничном и ресторанном бизнесе.

Таблица 1

Экономически активное население, занятые и безработные

 

Экономически активное население, тыс. чел.

В том числе занятые

Уровень экономической активности, %

безработные

Уровень занятости,%

Уровень безработицы,%

 

2008 г.

февраль

74 799

69 491

5308

66,8

62,1

7,1

 

в среднем за год

75 757

70 965

4791

 

67,7


63,4

6,3

2009 г.

февраль

74 816

67 760

7056

66,9

60,6

9,4

 

май

75 878

69 395

6483

67,8

62

8,5

 

III квартал

76 367

70 481

5886

 

68,5


63,3

7,7

 

IV квартал

75 570

69 503

6067

67,8

62,4

8

в среднем за год

75 658

69 285

6373

67,8

62,1

8,4

 

2010 г.

I квартал

74 560

67 998

6562

66,9

61

8,8

 

II квартал

75 667

70 034

5633

67,9

62,9

7,4

 

III квартал

76 279

71 066

5212

68,5

63,8

6,8

 

IV квартал

75 288

70 115

5172

67,6

62,9

6,9

 

в среднем

за год

 

75 448

69 803

5645

67,7

62,7

7,5

 

2010 г. в % к:

2008 г.

99,6

98,4

117,8

Х

Х

Х

2009 г.

99,7

98,4

88,6

Х

Х

Х

2011 г.

I квартал

75 044

69427

5617

67,7

62,6

7,5

 

I квартал 2011 г. в % к:

февралю 2008 г.

100,3

99,9

105,8

Х

Х

Х

февралю 2009 г.

100,3

102,5

79,6

Х

Х

Х

I кварталу 2010 г.

100,6

102,1

85,6

Х

Х

Х


 

К середине 2011 г. рынок труда вышел на докризисные показатели по большинству отраслей экономики. Количество открытых позиций к концу года практически сравнимо с докризисным периодом. В 2011 г. количество запросов работодателей на подбор персонала увеличилось на 25 % по сравнению с 2010 г., что символизирует эффект отложенного спроса на персонал после кризиса. В основном это произошло за счет таких отраслей, как фармацевтика, промышленный сектор, информационные технологии и сфера товаров народного потребления. В настоящее время рынок труда восстановился практически полностью и спрос на рынке труда сравним с 2008 г.

В I квартале 2011 г. (см. таблицу 2.1) численность безработных по сравнению с I кварталом 2010 г. сократилась, но вместе с тем была выше докризисного уровня февраля 2008 г. на 0,3 млн чел. (на 5,8 %), численность занятого населения была почти на уровне февраля 2008 г. (99,9 %) [5, с. 21]. В среднем за 2010 г. численность занятого населения превысила среднегодовые данные 2009 г. на 0,5 млн чел. (на 0,7 %). Численность безработных в этот период сократилась на 0,7 млн чел., или на 11,4 %.

Вместе с тем, к уровню 2008 г. численность занятых в среднем за 2010 г. была ниже (на 1,6 %), численность безработных -- выше (на 17,8 %). Уровень занятости населения (отношение численности занятых к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в I квартале 2011 г. составил 62,6 % и был соответственно на 1,6 и 2,0 процентного пункта выше, чем в I квартале 2010 г. и феврале 2009 г., и на 0,5 процентного пункта выше, чем в докризисный период в феврале 2008 г.

В регулировании рынка труда одинаково важно обеспечение занятости каждого потенциально трудоспособного члена общества. Поэтому нужно исходить из понимания предложения на рынке труда с учетом всего трудоспособного населения и занятых рабочих мест, т. е. экономически активного населения, которое в I квартале 2011 г. (в возрасте 15-72 лет - занятые + безработные) составила 75,0 млн чел. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,7 %. По сравнению с I кварталом 2010 г. численность занятого населения увеличилась на 1,4 млн чел., или на 2,1 %, численность безработных сократилась на 0,9 млн чел., или на 14,3 %. Это можно характеризовать как положительные показатели.

 

2.2 Регулирование  занятости населения в РФ 

В мировой практике выделяются три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.

Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, рост доходов работающих. Такая политика предусматривает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всех трудящихся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При таком подходе безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции Российской Федерации, в Трудовом кодексе Российской Федерации и в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В статье 1 ТК РФ обозначаются цели и задачи трудового законодательства. Главная его цель -- установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации и управлению трудом; трудоустройству; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ в статье 2 ТК РФ даны принципы правового регулирования трудовых отношений, в основе которых лежат: равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

С учетом вышеизложенного и в целях формирования эффективного рынка труда необходимо:

1) Усиление роли государства как на федеральном, так и региональном уровне в правовом регулировании занятости населения, обеспечение полного объема государственных гарантий безработным, повышение минимального размера пособия по безработице.

В числе главных критериев оценки уровня социально-экономического развития территорий, по нашему мнению, должны быть показатели общей безработицы и количество созданных экономически эффективных рабочих мест с достойной оплатой труда не ниже среднего уровня по региону.

2) Внести изменение в  статью 2 Закона РФ «О занятости  населения в Российской Федерации»  об отнесении к занятому населению  граждан, ведущих личное подсобное  хозяйство, для чего ускорить  принятие соответствующих правовых  документов о развитии сельской  самозанятости и определении порядка зачисления трудового стажа, социальных пособий и назначении пенсий этим гражданам.

3) На уровне субъектов  Российской Федерации иметь программы  развития кадрового потенциала  и создания рабочих мест в  разрезе видов экономической  деятельности (в отраслевых министерствах) и положения о формировании  государственного заказа на подготовку  специалистов в целях сбалансированности  рынка труда и рынка образовательных  услуг.

4) На уровне органов  местного самоуправления требуется  правовой механизм, повышающий их  координирующую роль в вопросах  создания и сохранения рабочих  мест с учетом стимулирования  предприятий, дислоцирующихся на  их территориях.

Все это создаст дополнительные благоприятные условия для проведения политики занятости населения и ее регулирования в условиях совершенствования разграничения полномочий, улучшит правовое и материальное положение безработного как человека и гражданина российского общества.

Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема занятости. Экономический рост является основным фактором решения проблем с занятостью в РФ. Факторы роста экономики воздействуют на спрос на рынке труда и через его посредство на общие уровни занятости и безработицы. Некоторые из них (ВВП) поддаются реальной оценке, поэтому рассмотрим воздействие на рынок труда динамики производства валового внутреннего продукта, через его влияние на уровень спроса на труд.

Информация о работе Понятие занятости населения