Понятие и особенности правовой защиты безработных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия, адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 11.docx

— 96.53 Кб (Скачать файл)

Процедура регистрации гражданина в органах службы занятости установлена частью 2 статьи 3 Закона « О занятости населения в Российской Федерации»,

 

 а более подробно регламентируется  Постановлением Правительства РФ  от 7 сентября 2012 г. № 891"О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".

Решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов:

-паспорт или документ, его заменяющий;

-трудовую книжку  или документ, ее заменяющий;

-документ, удостоверяющий профессиональную  квалификацию;

-справки о среднем заработке  за последние три месяца по  последнему месту работы;

-индивидуальную программу реабилитации  инвалида, выданную в установленном  порядке и содержащей рекомендации  о противопоказанных и доступных  условиях и видах труда (для  граждан, относящихся к категории  инвалидов).

Безработный гражданин обязательно должен быть готов приступить к работе. На момент регистрации не должно существовать каких-либо препятствий, по причине которых человек смог бы приступить к работе, как только она будет для него найдена. Если такие препятствия нельзя устранить, то и признать безработным этого человека тоже нельзя. Так, нельзя зарегистрировать в органах службы занятости человека, признанного виновным по приговору суда в совершении преступления и осужденного к лишению свободы.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов.

Граждане, признанные безработными, уведомляются государственными учреждениями службы занятости населения о регистрации их в качестве безработных в письменной форме.

Официально признанный безработным гражданин приобретает специальные права и обязанности, которые дадут ему возможность сменить статус безработного на статус занятого. Эти права и обязанности подразделяются на две группы: первые из них являются общими для всех безработных. А вторые устанавливаются для определенных категорий.

К общему для всех безработных праву относится право на получение помощи государства в поиске работы и в трудоустройстве. Для того чтобы иметь возможность оказывать такого рода помощь, органы службы занятости создают банки вакансий на основании данных работодателей. Помимо этого основного права Закон РФ "О занятости населения" называет и другие права безработных:

1. Право на получение бесплатной информации от органов службы занятости. Служба занятости должна информировать граждан о состоянии рынка труда на определенной территории; об условиях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; о наличии вакантных мест, условиях труда на них и заработной плате; об условиях регистрации и перерегистрации в органах службы занятости; о правах и ответственности населения в сфере занятости населения и защиты от безработицы.

2. Право на бесплатную профессиональную ориентацию. Порядок оказания профориентационных услуг регламентируется Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. В соответствии с ним бесплатной профессиональной ориентацией безработных занимаются территориальные органы занятости населения и региональные центры профессиональной ориентации незанятого населения. Профессиональная ориентация включает в себя: ознакомление с современными видами производства, перспективами развития рынка профессий и специальностей, условиями и формами их освоения; требованиями, которые предъявляются к человеку при различных профессиях; возможностями профессионального роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности; оказание помощи в определении выбора профессии; рекомендации о возможных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с психологическими и физиологическими особенностями человека; определение степени профессиональной пригодности (профессиональный отбор).

3. Право на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению службы занятости. Если невозможно подобрать подходящую работу вследствие отсутствия у лица необходимой профессиональной квалификации или сменить профессию по причине отсутствия вакансии, отвечающей профессиональным навыкам человека; или лицо не в состоянии выполнять трудовую функцию по прежней специальности (профессии), то органы службы занятости могут направить его на повышение квалификации, профессиональную подготовку или переподготовку. Подобные образовательные мероприятия осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах и иных учебных заведениях на основании договоров, заключенных между ними и органами службы занятости. Хотя на основании положений Трудового кодекса РФ договор на профессиональное обучение потенциального сотрудника может заключить и работодатель.

4.  Право на помощь организации собственного дела.

5. Право на обжалование решений, действий и бездействия органов службы занятости, их должностных лиц. Жалоба может быть направлена в вышестоящий орган занятости или в суд в установленном законодательством порядке.

6. Право на компенсацию материальных затрат, вызванных направлением на обучение или на работу по предложению службы занятости в другую местность.

7. Право на социальную поддержку, которая может выражаться в виде пособия по безработице (включая периоды временной нетрудоспособности), стипендии во время профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

8. Право на бесплатное медицинское освидетельствование и медицинское обслуживание в случае приема на работу или направления на обучение.

9. Право на участие в общественных работах, которые оплачиваются.

10. Право на явку в органы службы занятости не чаще, чем один раз в две недели. Исключением из этого правила является приглашение, связанное с предложением подходящей работы или участием в специальной программе содействия занятости.

11. Право, на последующее повторное обращение спустя месяц в органы службы занятости в случае получения отказа в признании безработным.

Снятие граждан с регистрационного учета в качестве безработных осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случаях:

-признания гражданина занятым  по основаниям, предусмотренным  в статье 2 Закона Российской Федерации  от 19 апреля 1991 г. №1032-1 "О занятости  населения в Российской Федерации";

-прохождения профессиональной  подготовки, переподготовки или  повышения квалификации по направлению государственных учреждений службы занятости населения с выплатой стипендии;

-длительной (более месяца) неявки  в государственные учреждения  службы занятости населения без уважительных причин;

-переезда в другую местность;

-попытки получения либо получения  пособия по безработице обманным  путем;

-осуждения к исправительным  работам, а также к наказанию  в виде лишения свободы;

-назначения пенсии, предусмотренной  пунктом 2 статьи 32 Закона Российской  Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", либо назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

-отказа от посредничества государственных  учреждений службы занятости  населения (по личному письменному заявлению гражданина);

-смерти безработного гражданина.

Отмена снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения. Приказ об отмене снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного приобщается к личному делу получателя государственных услуг в области содействия занятости населения. Регистрация отмены снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного осуществляется в Регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц с использованием программно-технических комплексов.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа.

Таким образом, указанные правовые, экономические и организационные условия (т.е. гарантии) обеспечения занятости, реализации права на труд закреплены законодательством. Ряд нормативных актов предусматривает дополнительные гарантии обеспечения занятости, трудоустройства, т.е. реализации свободы труда, права на труд для некоторых категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

 

 

1.3 Организационно-правовые формы социальной защиты безработных

 Одной из основных функций государства является социальная защита наиболее уязвимых категорий населения.

 Согласно п. 3 ст. 37 Конституции РФ «каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы»3

 Существуют следующие организационно-правовые формы социальной защиты безработных: обеспечение, страхование, обслуживание.

Так в соответствии со ст. 28 Закона о занятости государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных:

1. выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

2. выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

3. возможность участия в оплачиваемых  общественных работах;

4. сохранение трудового стажа  в течение всего времени, которое установлено законом гражданину для получения пособия по безработице, стипендии, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также в период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей.

Основной формой материальной поддержки безработного в период поиска подходящей работы является пособие по безработице – это гарантированные государством периодические выплаты за счет средств федерального бюджета. В российском Законе о занятости заложена достаточно простая схема выплаты пособия по безработице и установлен следующий порядок определения размеров пособия по безработице: 4

1)пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если такие граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем;

2) размер пособия устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице гражданам:

-впервые ищущим работу;

- стремящимся возобновить после длительного перерыва трудовую деятельность;

- уволенным за нарушение трудовой дисциплины;

- уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные деяния.

  Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ.

Информация о работе Понятие и особенности правовой защиты безработных граждан в РФ