Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:08, курсовая работа
Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия, адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Вышеуказанная Конвенция устанавливает право безработных:
− на содействие занятости и защиту от безработицы;
− на пособие в случае полной безработицы, выплачиваемой в форме периодических выплат в размере, обеспечивающем получателю частичное и временное возмещение утраченного дохода и в то же время, чтобы не снижать стимулов к труду (ст. 14);
− на медицинское обслуживание лиц, получающих пособие по безработице, если оно ставится в зависимость от профессиональной деятельности (ст. 23);
− на учитывание периодов, в течение которых выплачивается пособие по безработице, для получения права на пособие по старости и в связи со смертью кормильца, а также получения права на другие виды пособия, предусмотренные законодательно (ст. 24).
Выше изложенные Конвенции и Рекомендации МОТ дают наиболее полную картину для понимания международных стандартов в области защиты от безработицы. Они рассматривают содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости как первоочередную задачу и неотъемлемую часть экономической и социальной политики государства.
Конечной целью данной политики является обеспечение того, чтобы имелась работа для всех тех, кто готов приступить к ней и ищет ее. Такая работа должна быть более продуктивной, чтобы существовали свобода выбора занятости и широкие возможности для каждого работника получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального положения. Претворение в жизнь указанных целей требует значительных материальных ресурсов. Вот почему на каждом конкретном историческом этапе развития страны политика в сфере занятости основывается на учете уровня экономического развития и взаимной связи между целями в области занятости и другими социально значимыми целями общества. 13
К сожалению, не все Конвенции МОТ ратифицированы в России, например, нератифицированными остаются:
-Конвенция № 2 «О безработице» (1919 г.)
- № 8 «О пособиях по безработице в случае кораблекрушения» (1920 г.)
- № 44 «О пособиях лицам, являющимися безработными по независящим от них обстоятельствам» (1934 г.).
Перспективы ратификации РФ этих Конвенций обозначены в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 – 2007 гг.
Все эти акты достаточно детально формулируют направления деятельности государств и коммерческих организаций в данной сфере, фактически образуя единый международный стандарт защиты от безработицы. Однако социально-правовая защита безработных рассматривается здесь в рамках реализации права на труд и носит скорее общий, чем частный характер. Стоит также отметить, что в России стандарты международного права используются не в полном объеме, поэтому основная задача политики государства в области занятости и защиты безработных состоит в приближении российского законодательства к нормам международного права.
Глава 3.Проблема безработицы и пути ее преодоления
3.1.Государственная политика борьбы с безработицей
Под безработицей часто подразумевают
безвозвратные потери людских ресурсов,
которые можно было бы использовать для
производства товаров и услуг, чтобы удовлетворить
потребности общества. В то же время она
может означать исключительные житейские
трудности для безработных, а потому это
серьезная социальная проблема.
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в %.
Если рассчитывать уровень безработицы по методологии МОТ (фактически безработные по отношению к численности экономически активного населения), то в этом случае безработицу в Российской Федерации можно определить на уровне 8,9%. И это без скрытой безработицы, за счет которой данный показатель может возрасти примерно в 1,5 раза.
В 1999 г. (т.е. посте кризиса 1998 г.) общая численность безработных достигла максимума за весь период проведения экономических реформ и составила 9,1 млн. Во 2 квартале 1999 г. негативная тенденция повышения общей численности безработных в России была преодолена. К 2008 г. она снизилась до 4,6 млн. человек; при этом официально зарегистрированных безработных насчитывалось примерно 1,6 млн.
В 2000 году отмечается максимальный уровень безработицы 10,58%, также высоким более 8% он остается в 2001 году, 2003 году и 2009 году. Минимальное значение показателя безработицы отмечается в 2012 году 5,46%
Безработица в России на протяжении последних лет имеет тенденции к снижению. В начале 2013 года наблюдается небольшой рост безработицы по сравнению с последними месяцами 2012 года.
Уровень безработицы в федеральных округах России продолжает существенно различаться, сообщает Росстат. По данным ведомства, самый низкий уровень безработицы (3,3%) зафиксирован в Центральном федеральном округе, самый высокий (13%) - в Северо-Кавказском ФО. В целом по России уровень безработицы в сентябре 2013 года составил 5,3%.14
Городами с самым низким показателем безработицы стали Санкт-Петербург (1,6%) и Москва (1,7%). В перечень вошли также Чукотский автономный округ (2,1%), Московская область (2,7%), Магаданская область (также 2,7%) и Ямало-Ненецкий автономный округ (2,8%). Самый высокий уровень безработицы в июле-сентябре 2013 года был зафиксирован в Ингушетии (44,5%) и Чечне (26,6%)
Тем не менее, угроза потери места работы, безработицы в обществе с 1992 г. является наиболее устойчивой среди других видов угроз безопасности личности в России.
Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней.
Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.
Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
- выплата пособий по
- создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
1) усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
2) создание специальных служб для этих целей [3]. 8
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
1) создание государственных
2) помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
1) проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
2) создание дополнительных
Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.
Прямой путь — это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.
Косвенный — это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:
1. Обеспечение правовой
2. Использование альтернативных форм занятости.
Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нужно использовать и мировой опыт работы.
3. Развитие системы страхования от безработицы:
- повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;
- использование страховых
- адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;
- упрощение процедуры
4. Усиление гарантий в сфере
оплаты труда и решение
5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устранение конфликтных ситуаций. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости.
Важнейшей задачей социального партнерства является устранение конфликтных ситуаций.
Перечисленные мероприятия не смогут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.
3.2. Анализ методов борьбы с безработицей на примере
Российской Федерации и США
Одной из острейших социальных проблем США является безработица. В наше время уровень безработицы в стране около 7 процентов (17 млн. человек).
Повышенный приток на рынок труда экономически
активного населения, структурные сдвиги
в американской экономике, эволюция квалификационной,
профессиональной структуры рынка труда
США, ускоренное внедрение в производство
робототехники и автоматики, интенсивная
милитаризация американской экономики
- вот далеко не полный перечень важнейших
причин того, что сегодня безработица
в больших масштабах стала существовать
наряду со значительным расширением занятости.
С 2009 г. в США действует программа «План Американского Восстановления и Реинвестирования» предназначенная для того, чтобы в краткосрочной перспективе способствовать борьбе с безработицей, а в долгосрочной - обеспечить продолжительный экономический рост.
План заключается в комбинации двух методов: сокращения налогов и масштабных бюджетных инвестиций в экономику. Общая стоимость этого проекта составляет 800-900 млрд. долларов США.
В блоке 1 этой программы говорится о том ,чтобы получить пособие по безработице, работающий американец должен работать определенное время и заработать определенную сумму.
Этим выплата пособий в США отличается от выплат в России, поскольку в нашей стране пособие получают также и безработные ранее не работающие, но желающие ее найти.
Расчет уровня пособия определяется путем оценки зарплаты данного безработного за какой-то период времени: обычно за 6-12 отработанных им месяцев года, предшествовавших увольнению. К примеру, в штате Коннектикут для того, чтобы претендовать на пособие, безработный должен 22 ранее зарабатывать не менее 600 долларов США в месяц, в штате Мэн - 3 376долларов США, а в штате Вашингтон требуется указывать не размеры заработка, а срок работы (не менее 680 часов в месяц) за оцениваемое время.
Кроме того, во многих штатах шансов на пособие не имеют люди свободных профессий и некоторые сельскохозяйственные рабочие. Это еще одно отличие в осуществлении выплат в России и США.
Кроме того, в 13-ти из 50-ти штатов при определении размеров выплат учитывается наличие в семье безработного детей и иждивенцев.
Финансирование программ переподготовки и повышения квалификации безработных. Особое внимание уделено обучению молодых людей, в возрасте 21-24-х лет. Благодаря данной программе 380 тыс. человек прошли переподготовку. Данное мероприятие по борьбе с безработицей используется и в нашей стране уже не первый год. 15
Блок 2 предусматривает такие проекты, как строительство новых дорог, развитие общественного транспорта, ремонт и инновация зданий, инвестиции в производство, которые ни только способствуют создания новых рабочих мест, но и выведут экономику из кризиса. По оценкам общества, для восстановления и обновления инфраструктуры США требуется затратить 2,2 трлн. долл. США в течение ближайших пяти лет. Подобная направленность политики по борьбе с безработицей в США может быть взята на вооружение при разработке стратегии занятости в России.
В блок 3 Президент США Барак Обама предложил включить снижение налогов на малый бизнес, в том числе на год освободить предпринимателей от уплаты налога на доход от прироста капитала, а также гарантировать им доступ к кредитам. По мнению президента, это должно привести к тому, что в 2010 году они вновь начнут набирать сотрудников.
В частности, предприятия малого бизнеса могут списывать с налогооблагаемой базы до 250 тыс. долларов США, потраченных в качестве 23инвестиций. Принятая программа предусматривала сокращение налогов на частных лиц (в частности, индивидуальный налогоплательщик мог сэкономить до 600 долларов США).
Кроме того, президент США обратился к конгрессу с предложением повысить лимиты для кредитов для малого бизнеса с 2 млн. долларов США до 5 млн. долларов США.
Информация о работе Понятие и особенности правовой защиты безработных граждан в РФ