Понятие и особенности правовой защиты безработных граждан в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия, адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 11.docx

— 96.53 Кб (Скачать файл)

Ст. 180 предусматривает защиту работников при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации. В данном случае работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).

Трудовой кодекс также содержит гарантии защиты женщин от возможной безработицы. Так, согласно ст. 261, работодатель не имеет права по собственной инициативе уволить с работы беременных женщин и женщин, имеющих детей или воспитывающих детей-инвалидов, за исключением тех случаев, которые предусмотрены данным кодексом.

Снижению числа незаконных увольнений работников, а, следовательно, и защите их от безработицы, содействует ряд норм, закрепленных в ст. 391, 392 - 396 ТК РФ. Так, согласно нормам статьи 391 ТК РФ в судах общей юрисдикции по заявлениям работников рассматриваются трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора. Перечень индивидуальных трудовых споров, установленный ст. 391 ТК РФ, дополнен спорами по заявлениям работников о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника, спорами лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций.

В случае увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения принимается решение о восстановлении его на прежней работе и выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула в соответствии со ст. 394 ТК РФ, а также суд своим решением может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему незаконными действиями.

Дополнительной гарантией выступает норма ст. 396 ТК РФ о немедленном исполнении решения суда о восстановлении работника на работе. При задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного суд выносит определение о выплате ему среднего заработка за все время задержки.

Основным федеральным законом, регулирующим социально-правовую защиту безработных, является Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О  занятости населения в РФ».

 Настоящий Закон определяет  правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и  социальную защиту от безработицы.

В первой главе, посвященной общим положениям, даны понятия «занятость», «безработный», «подходящая работа», а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Во второй главе Закона перечислены основные права граждан в области занятости.

В третьей главе определены основные государственные гарантии в области занятости.

Четвертая глава Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения.

В пятой главе названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения.

В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан.

В седьмую главу Закона включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений. 

Хотелось бы отметить, что вопросы осуществления контроля за соблюдением законодательства о занятости населения и привлечения к ответственности за нарушение установленных им правил не имеют достаточной правовой регламентации. Данная глава нуждается в разработке норм, которые могут составить правовую основу контроля за соблюдением законодательства о занятости и привлечения к ответственности за его нарушения.

Существует также ряд законов, которые напрямую не связаны с регулированием социально-правовой защиты безработных, однако некоторые положения данных документов содержат нормы, применительно к данной проблематике.

К таким законам относятся:

- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 20 предоставляет инвалидам гарантии трудовой занятости и устанавливает ряд мер, способствующих их конкурентоспособности на рынке труда, таких как квотирование рабочих мест (ст. 21), создание специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22) и необходимых трудовых условий (ст. 23). Благодаря вышеуказанным нормам обеспечивается защита инвалидов от безработицы. 8

-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», который регулирует отношения в системе обязательного социального страхования.

Страхование от безработицы является видом принудительного страхования, гарантирующим работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатежеспособным.

- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривают досрочный выход на пенсию безработных граждан, условия и порядок их выхода на пенсию.

--Гражданский кодекс РФ, так  как граждане, работающие по гражданско-правовому  договору, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, считаются занятыми и не могут быть признаны безработными.

Нормативное регулирование социально-правовой защиты безработных на федеральном уровне осуществляется также с помощью указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основные нормативные документы, касающиеся данной проблематики:

-Указ Президента РФ от 14.06.1992 г. «О самостоятельности федеральной службы занятости» выделяет данную организацию из Министерства труда РФ в самостоятельный орган исполнительной власти, что даёт основание для более эффективной ее работы.

-Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан», которое устанавливает последовательность регистрации безработных граждан, обратившихся с целью трудоустройства в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, и снятия их с регистрационного учета.

Ряд постановлений Правительства РФ определяет порядок оказания активных форм помощи безработным гражданам, а также условия их предоставления. Например, установление правовых основ для организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан определение порядка организации общественных работ и условий участия в этих работах граждан, определение порядка и размеров компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность по предложению органов службы занятости и по предварительной договоренности с работодателями или образовательными учреждениями 9

Все эти постановления основаны на принципах свободной занятости, защиты от безработицы и предоставление услуг всем категориям граждан на равных основаниях (правах).

 

- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3июля 2006 г. № 513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников».

Данный документ разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

- Постановление Правительства РФ от 30.10.2013 г. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2014 год». Минимальный размер пособия по безработице на 2012 год составил 850 руб., а максимальный – 4900 руб. Стоит отметить, что данные величины пособия не меняются уже в течение нескольких лет, хотя в соответствие с постановлением Правительства РФ должны индексироваться ежегодно в зависимости от установленного минимального размера оплаты труда.

Что касается законов и нормативных актов субъектов Российской  Федерации, содержащих нормы социально-правовой защиты безработных, то они не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. Как видно, правовое поле защиты безработных представляет собой сложный механизм регулирования отношений в сфере занятости. Российское законодательство также содержит нормы защиты слабозащищенных категорий безработных: инвалидов, женщин, молодежи.

Однако некоторые положения в нормотворчестве требуют пересмотра, поскольку утратили свою актуальность.

 

2.2. Международные механизмы обеспечения прав граждан на труд и защиту от безработицы

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и стандарты международного права. Так, в системе российского законодательства о занятости населения находятся международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные РФ.

Одним из таких актов является Всеобщая декларация прав человека, которая провозглашает право каждого человека на труд и защиту от безработицы.10 Однако лаконичная Декларация ограничивается лишь констатацией наличия у человека данного права. Для того чтобы детально охарактеризовать право на защиту от безработицы нужно обратиться к части 2 ст. 6 Международного пакта ОНН «Об экономических, социальных и культурных правах»11, который предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Право на защиту от безработицы проявляется в двух направлениях – через создание системы профподготовки и через организацию занятости. 

Именно так трактует эти понятия ч. 2 ст. 6 данного Пакта, обязывая государства осуществлять право на труд с помощью комплекса мер, направленных на достижение определенных целей.

 

С точки зрения планового типа экономики, эти меры включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.

 Учитывая рыночную модель развития экономики, государства, участвующие в настоящем Пакте, стремятся создать условия для развития эффективной системы профессиональной ориентации и подготовки, способной поставлять на рынок труда квалифицированные кадры.

Большое значение в области социально-правовой защиты безработных имеют стандарты, разработанные Международной Организацией Труда (МОТ). МОТ была создана в Париже 13-й статьей Версальского договора в 1919 году. В качестве автономной организации при Лиге Наций МОТ ставила своей целью улучшение условий труда, повышение жизненного уровня, обеспечение экономической и социальной стабильности во всем мире.

С 1919 года было принято более 159 конвенций и 169 рекомендаций. Среди них данной проблемы касаются следующие акты: 12

− Конвенция МОТ и Рекомендация 1934 года о безработице;

− Рекомендация 1935 года о безработных среди молодежи;

− Рекомендация 1944 года об обеспечении дохода;

− Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального

обеспечения;

− Конвенция 1961 года о дискриминации в области труда и

занятости;

− Конвенция и Рекомендация 1964 года о политике в области

занятости;

− Конвенция и Рекомендация 1975 года о развитии людских

ресурсов;

− Конвенция и Рекомендация 1978 года о регулировании вопросов

труда;

− Конвенция 1979 года о минимальном возрасте для приема на работу;

− Рекомендация 1984 года о политике в области занятости (дополнительные положения) и др.

Однако основополагающей в вопросе защиты безработных является Конвенция МОТ №168 «О содействии занятости и защите от безработицы», принятая с учетом «важности труда и продуктивной занятости в любом обществе не только в связи с ресурсами, которые таким образом создаются для сообщества, но и в связи с доходом, получаемым в результате этого работниками, в связи с социальной ролью, которую работники получают благодаря им, и с чувством самоуважения, которое приобретают работники, ссылаясь на существующие международные нормы в области занятости и защиты от безработицы, принимая во внимание размах безработицы и неполной занятости, затронувших различные страны во всем мире, находящиеся на разных этапах развития, и, в частности проблемы молодежи, значительная часть которых находится в поиске своей первой работы, считая, что после принятия международных актов относительно безработных, упомянутых выше, в законодательстве и практике многих Членов Организации произошли значительные изменения, потребовавшие пересмотра существующих норм, в частности, Конвенции 1934г.

  О безработице и принятия новых международных норм, касающихся содействия полной, продуктивной и свободной занятости с помощью всех соответствующих средств, включая социальное обеспечение, отмечая, что в Конвенции 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения положения, касающиеся пособия по безработице, устанавливают уровень защиты, который в настоящее время превзойден в большинстве систем компенсации, существующих в промышленно развитых странах, и что в отличии от норм по другим пособиям эти нормы не заменены более высокими...»

Информация о работе Понятие и особенности правовой защиты безработных граждан в РФ