Понятие, сущность и структура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:51, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и анализ сущности рынка.
В связи с этим предполагается решить ряд последовательных задач, в т.ч.:
- исследовать понятие рынка и проанализировать его сущность и особенности функционирования,
- исследовать структуру рынка,
- проанализировать элементы структуры рынка: конкуренцию, монополию, олигополию и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ понятия и сущности рынка……………………………5
Сущность рынка……………………………………………..5
Понятие рынка……………………………………………….6
Условия и причины возникновения рынка……………......8
Глава 2. Силы, управляющие рынком…………………………………..11
Что такое спрос………………………………………………11
От чего зависит предложение товаров…………………….16
Работа рынка, формирование рыночных цен…………….21
Глава 3. Исследование и анализ элементов структуры рынка………..27
3.1. Конкуренция и ее виды……………………………………….27
3.2. Понятие чистой монополии…………………………………..32
3.3. Олигополия, монопсония, квазимонополия………………...34
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованной литературы……………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по микроэкономике.docx

— 274.43 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное учреждение высшего  профессионального образования

Уральский государственный экономический  университет

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Микроэкономика»

на тему:

«Понятие, сущность и структура рынка»

 

                                     

Исполнитель:                                                   

студент 1 курса 

ЭПБп - 11 КФ

Ивлев Д.С.

Проверил: 

Н.И. Кириякова

 

 

 

Екатеринбург, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение…………………………………………………………………...3

     Глава 1. Анализ  понятия и сущности рынка……………………………5

      1. Сущность рынка……………………………………………..5
      2. Понятие рынка……………………………………………….6
      3. Условия и причины возникновения рынка……………......8

     Глава 2. Силы, управляющие рынком…………………………………..11

      1. Что такое спрос………………………………………………11
      2. От чего зависит предложение товаров…………………….16
      3. Работа рынка, формирование рыночных цен…………….21

     Глава 3. Исследование и анализ элементов структуры рынка………..27

3.1. Конкуренция и ее виды……………………………………….27

3.2. Понятие чистой монополии…………………………………..32

3.3. Олигополия, монопсония, квазимонополия………………...34

     Заключение………………………………………………………………...37

     Список использованной  литературы……………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

     Актуальность выбранной темы определяется тем, что рынок (в широком значении) – такая организация в обществе, при которой производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают: когда, в каком количестве и какие товары производить; как эти товары произвести.

     Рынок подсистема общей системы товарного хозяйства, представляет собой сферу товарно-денежного обращения, товарооборота, выявляющую и устанавливающую общественно необходимые затраты труда на производство товаров и услуг.[1; 15]

     В сфере товарно-денежного обращения происходят еще два очень важных социально-экономических процесса.

     Во-первых, здесь продолжается перераспределение прибавочного, а иногда и необходимого продукта, созданного товаропроизводителями. В силу действия не только объективных, но и субъективных, случайных причин на рынке довольно часто совершаются неэквивалентные, спекулятивные сделки купли-продажи. Поэтому одни чрезмерно обогащаются, другие теряют свои заработанные доходы.

     Во-вторых, в результате акта купли-продажи товара меняются субъекты собственности. Когда товар продан, у него появляется новый хозяин, который согласно законам рынка (закрепленным, как правило, юридическими нормами) по своему усмотрению пользуется и распоряжается приобретенной вещью или другими благами.

     Сегодня, в условиях экономического кризиса исследование особенностей функционирования рынка приобретают в экономической науке особенное значение.

     К настоящему времени вопросы функционирования исследованы достаточно широко, как иностранными, так и отечественными учеными экономистами.

Однако, сложившиеся в  последний год условия, заставляют пересмотреть многие из полученных ранее выводов.[1; 32]

     Целью данной работы является исследование и анализ сущности рынка.

     В связи с этим предполагается решить ряд последовательных задач, в т.ч.:

      - исследовать понятие рынка и проанализировать его сущность и особенности функционирования,

     - исследовать структуру рынка,

     - проанализировать элементы структуры рынка: конкуренцию, монополию, олигополию и т.д.

     В настоящей работе я буду исследовать рынок в современном его понимании и сущности, в соответствии с современными критериями его развития и реформирования рынка, его механизмов и структуры.

     Факторами экономического анализа я предполагаю особенности функционирования некоторых элементов структуры рынка в современных условиях, а критерием – возможность их оптимизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И  СУЩНОСТИ РЫНКА

 

 

    1. СУЩНОСТЬ РЫНКА

 

 

     Товарное производство тип организации рыночной экономики, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству присущи следующие основные черты.

     Во-первых, это хозяйство является открытой (рыночной) системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей выходит за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.

     Во-вторых, производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий.

     Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, а последний, в свою очередь, получает больший толчок при разделении труда.

Отсюда понятно, что в  отличие от натурального производства товарное хозяйство открывает широкий  простор действию всеобщего экономического закона разделения труда.[1; 40]

     В соответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие все большей качественной дифференциации (расчленения) трудовой деятельности, что ведет к обособлению и сосуществованию различных ее видов.

     В итоге возникает несколько форм разделения труда: международное (между странами), общее (между крупными отраслями народного хозяйства земледелием, промышленностью и т.д.), частное (деление внутри крупных отраслей на подотрасли, виды производства) и единичное (внутри предприятий на разные их подразделения).

     Таким образом, неразрывная связь товарного производства с разделением труда, а стало быть, с прогрессом техники одно из его несомненных преимуществ по сравнению с натуральным хозяйством.

     В-третьих, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением, в полной мере проявляющиеся только при рыночных отношениях. Они развиваются по формуле «производство – обмен – потребление». Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу производительного и личного потребления.

 

 

1.2 ПОНЯТИЕ РЫНКА

 

 

     Основываясь на анализе экономической сущности рынка, перейдем к рассмотрению его определения.

     Первую попытку дать научную трактовку рынка через определение места его дислокации сделал французский экономист О. Курно. По его мнению, это – любой район, где взаимоотношения покупателей и продавцов настолько свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться.

     Рынок – форма организации экономических взаимоотношений между экономическими агентами по поводу обмена разнообразными благами путем их купли-продажи.

     Рынок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения.

     Рынок –  это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления.

     В самом общем виде рынок —  это  система  экономических отношений,   складывающихся   в   процессе   производства,    обращения    и распределения товаров, а также движения денежных средств.[1; 70]

     Рынок  развивается вместе с развитием  товарного  производства,  вовлекая  в  обмен  не  только произведенные продукты, но  и  продукты,  не  являющиеся  результатом  труда (земля,  дикорастущий  лес).  В  условиях  господства  рыночных  связей  все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

     Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь  между  агентами  общественного  производства  в  форме купли-продажи, т. е. связь производителей  и  потребителей,  производства  и потребления.

     Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают  домохозяйства  (в  составе  одного  или  нескольких лиц),  фирмы  (предприятия),  государство.   Большинство   субъектов   рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы.  Все  хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на  рынке,  образуя  взаимосвязанный  «поток» купли-продажи.

     Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства  (земля,  труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими  из которых являются сами деньги.[1; 75]

     Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента:

  1. рынок товаров и услуг,
  2. рынок  труда,
  3. рынок  капитала.

     Все  эти  три  рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость  рынка  и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

   

1.3 УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЫНКА

 

 

     Важнейшим   условием   возникновения   рынка   является   общественное разделение   труда.   Посредством   разделения   труда   достигается   обмен деятельностью, в результате чего  работник  определенного  вида  конкретного труда  получает   возможность   пользоваться   продуктами   любого   другого конкретного вида труда.

     Не менее важным условием возникновения рынка  является  специализация.

     Специализация  – форма общественного разделения труда  как  между  различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В  промышленности  различают три  основные  формы  специализации:  предметную  (например,   автомобильные, тракторные  заводы),  подетальную   (например, завод шарикоподшипников), технологическую – стадийную (например, прядильная фабрика).[1; 112]

     Улучшение,  совершенствование  производственного  профиля   предметно-специализированных  предприятий, развитие подетальной  и технологической специализации ведут к расширению производственных связей – кооперированию.

     Специализация производства в ряде индустриально развитых  стран  в  основном пошла по пути расширения подетальной и технологической специализации.

     Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится  все  более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс  труда.  В  старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника  и земледельца.

     Сегодняшние же перечни специальностей  включают  многие  тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда.  Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже,  как  правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене  плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений  людей в обществе.

     Важной   причиной   возникновения    рынка    является    естественная ограниченность производственных возможностей человека.

     Даже самый  способный человек может  произвести  лишь  небольшое  количество  благ.  Ограничены  в обществе не только производственные возможности человека, но  и  все  другие факторы производства (земля, техника,  сырье).  Их  общее  количество  имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности  такого же производственного использования в  другой.  В  экономической  теории  это явление  получило  название  закона  ограниченных  ресурсов.

     Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на  другой  через рынок.[1;125]

     Причиной формирования рынка является  и  экономическая  обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли  свободно  распоряжаться  результатами своего труда.

     Благами  обмениваются  полностью  независимые,  автономные  в принятии хозяйственных решений производители.  Экономическая  обособленность означает, что только сам производитель решает,  какую  продукцию  выпускать, как ее производить,  кому  и  где  продавать.

     Адекватным  правовым  режимом состоянию    экономической    обособленности    является    режим    частной собственности.  Обмен  продуктами  человеческого  труда  в  первую   очередь предполагает   наличие   частной   собственности.

Информация о работе Понятие, сущность и структура рынка