Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:51, реферат
Целью данной работы является исследование и анализ сущности рынка.
В связи с этим предполагается решить ряд последовательных задач, в т.ч.:
- исследовать понятие рынка и проанализировать его сущность и особенности функционирования,
- исследовать структуру рынка,
- проанализировать элементы структуры рынка: конкуренцию, монополию, олигополию и т.д.
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ понятия и сущности рынка……………………………5
Сущность рынка……………………………………………..5
Понятие рынка……………………………………………….6
Условия и причины возникновения рынка……………......8
Глава 2. Силы, управляющие рынком…………………………………..11
Что такое спрос………………………………………………11
От чего зависит предложение товаров…………………….16
Работа рынка, формирование рыночных цен…………….21
Глава 3. Исследование и анализ элементов структуры рынка………..27
3.1. Конкуренция и ее виды……………………………………….27
3.2. Понятие чистой монополии…………………………………..32
3.3. Олигополия, монопсония, квазимонополия………………...34
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованной литературы……………………………………40
С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме.
Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.
В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.
Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы.
Рынок предполагает:
а) свободу конкурентного поведения;
б) свободу хозяйствования;
в) защиту интересов конкретного товаропроизводителя.
Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.[1; 141]
ГЛАВА 2. СИЛЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ РЫНКОМ
Наиболее распространенными в современном мире являются экономические системы смешанного типа с различной степенью регулирования со стороны государства и международного права.
Ограниченные
ресурсы в этих системах
Доходы каждого человека зависят от того, что он может предложить к продаже на том или ином рынке.
Поскольку
рынки играют такую большую
роль в жизни общества, познакомимся
с тем, как именно они
Посетив любой
рынок, можно увидеть, что
2.1. ЧТО ТАКОЕ СПРОС
Каждый человек нуждается в тех или иных благах. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.
Этот термин,
а точнее, его полный вариант
– «платежеспособный спрос»
Очень хорошо
это различие описал
Мальтус довел
эту мысль до кристальной
«Для
рыночных процессов значение
имеют только те желания людей,
Спрос в таком понимании характеризует состояние рынка, а точнее, связь массы товаров, которую люди готовы купить, с величиной цен, по которой они могут совершить покупку.
Именно эту связь иллюстрирует (рисунок 1) , где видно, что, будь цена на рынке пониже, покупатель купил бы желанных ему товаров побольше.
Рисунок 1 – Связь величины покупок и уровня цен
Иными словами, объем (масса) покупок, или, как говорят экономисты, величина спроса, непосредственно зависит от цены, по которой эти товары можно приобрести.
Величина спроса – объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода (месяца, года) при определенном уровне цен этого товара.
Спрос – сложившаяся в определенный период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.
Информацию о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса (рисунок 2). Она описывает картину спроса на данном товарном рынке, т.е. зависимость между:
Рисунок 2 – Кривая спроса
Кривая спроса позволяет ответить на два вопроса:
Каждая точка
на кривой – величина спроса
на данный товар (возможное
количество покупок) при
Кривая спроса
описывает все варианты
Различие между
терминами «величина спроса»
и «спрос» легче уяснить, если
знать, что каждое из них
– ответ на определенный
Ответом на
вопрос владельца магазина: «Сколько
товаров покупатели готовы
Если же
он поставит вопрос по-иному:
«Сколько товаров покупатели
готовы будут у меня
Чтобы лучше
понять механизм взаимосвязи
цены и объема проданных
Таблица 1 – Величина спроса на товар при различных уровнях цен
Цена товара, ед. |
Число возможных покупок, шт. |
5 |
10 |
4 |
20 |
3 |
40 |
2 |
70 |
1 |
120 |
Эластичность – это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Это число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате 1%-го изменения другой переменой.
= : = * ,
где эластичности спроса по цене, Р – первоначальная цена,
Q – первоначальный спрос,
И на рисунке,
и в примере связь между
ценой и величиной спроса
Закон спроса: повышение цен обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению.
Знакомство с законом спроса позволяет сделать два вывода, которых нельзя забывать никому из нас (ведь, как говаривал мудрец, «каждый живет продажей чего-либо»!):
1) повышение цен не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки;
2) при определении цены на свой товар любой коммерсант обязательно должен прикинуть: сколько он может выручить при такой цене исходя из существующей эластичности спроса на этот товар по цене.
Говоря о
закономерностях формирования
а) цены других товаров;
б) уровень доходов покупателей;
в) численность покупателей;
г) предпочтения покупателей (формирующиеся под влиянием их вкусов, традиций, рекламы и других обстоятельств).
И наконец,
последнее, что нам надо знать,
При этом
свой выбор он осознанно или
подсознательно делает не на
основе оценки полезности
Получается, что
абсолютная полезность всех
Люди имеют возможность купить на рынке нужные им товары благодаря тому, что эти товары предлагаются к продаже. Но от чего зависит объем предлагаемых к продаже товаров?
Изучая действия
продавцов на рынке, нетрудно
заметить, что количество товаров,
которое предлагается ими к
продаже (величина предложения)
Величина предложения – объем (количество) товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода на рынок при определенном уровне розничной цены на этот товар.
Обычно чем выше цена, по которой можно продать экономическое благо (пользующийся спросом товар), тем больший его объем продавцы и изготовители готовы предложить на рынок. Это вполне логично: чем большую сумму денег продавец выручит за проданные им товары, тем больше он сможет потратить на удовлетворение уже собственных желаний, тем более комфортной жизни он сможет достичь.
Связь величины
предложения товаров с уровнем
цены, по которой эти товары
могут быть проданы,
Рисунок 3 – Связь величины предложения товаров и уровня цен
Как мы видим, чем выше цена, тем больший объем товаров продавцы готовы предложить на рынок в обмен на деньги покупателей. Иными словами, каждому уровню цены на рынке будет соответствовать своя величина предложения товаров со стороны продавцов (производителей).
Величина предложения
обычно изменяется в том же
направлении, что и цены. А вся
совокупность возможных
Как и в
случае со спросом,