Понятие, сущность и структура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:51, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и анализ сущности рынка.
В связи с этим предполагается решить ряд последовательных задач, в т.ч.:
- исследовать понятие рынка и проанализировать его сущность и особенности функционирования,
- исследовать структуру рынка,
- проанализировать элементы структуры рынка: конкуренцию, монополию, олигополию и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ понятия и сущности рынка……………………………5
Сущность рынка……………………………………………..5
Понятие рынка……………………………………………….6
Условия и причины возникновения рынка……………......8
Глава 2. Силы, управляющие рынком…………………………………..11
Что такое спрос………………………………………………11
От чего зависит предложение товаров…………………….16
Работа рынка, формирование рыночных цен…………….21
Глава 3. Исследование и анализ элементов структуры рынка………..27
3.1. Конкуренция и ее виды……………………………………….27
3.2. Понятие чистой монополии…………………………………..32
3.3. Олигополия, монопсония, квазимонополия………………...34
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованной литературы……………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по микроэкономике.docx

— 274.43 Кб (Скачать файл)

     Раз величина  предложения меняется в зависимости  от изменения величины цены, то  мы можем говорить об эластичности  предложения по цене.

     Предложение – сложившаяся в определенный период зависимость величины предложения на рынке определенного товара в течение определенного периода (месяца, года) от уровня цены, по которой этот товар может быть продан.

     Эластичность  предложения по цене – масштаб  изменения величины предложения  (в %) при изменении цены на один процент.

     Степень такой эластичности определяют путем деления разницы (в %) в величинах предложения до и после изменения цены на величину изменения цены (в %). Уровни эластичности предложения также различаются по товарам, и поэтому одинаковые по относительной величине изменения цен могут вызвать неодинаковые приросты предложения различных товаров.[5; 123]

    

     Таблица 2 – Величина предложения товара при различных уровнях цен

Цена товара, ден.ед.

Возможный объем  производства, шт.

5

50

4

45

3

40

2

25

1

10


 

     Информацию  о возможных величинах предложения  обычно представляют графически  в виде кривой, которая называется кривой предложения. Она описывает картину предложения на данном товарном рынке, т.е. зависимость между:

     1) ценой товара;

     2) объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен.

     Построим кривую  предложения (рисунок 4) на основании  данных таблицы 2 (такого рода  таблицы принято называть шкалами предложения).

 

Рисунок 4 – Кривая предложения

 

     Каждая точка  на этой кривой – величина  предложения товара (возможный объем  производства) при определенном  уровне его цены. Например, точка  с координатами (40, 3) обозначает, что при цене 3 ден. ед. изготовители готовы предложить к продаже 40 ед. товара.

     Таким образом,  кривая предложения (рисунок 4) позволяет ответить на два  вопроса:

  1. какова будет величина предложения при различных уровнях цен?
  2. как изменится величина предложения при некотором изменении цены?

     Поэтому любой  изготовитель (продавец), принимаясь  за дело, должен начинать с  поиска ответов на следующие  вопросы:

     1) оправдает ли выручка от продаж те затраты, с которыми будет связано производство (организация продаж) этого товара?

     2) принесет ли производство (продажа) этого товара лично ему доход и если да, то какой?

     Как правило,  рост цен вызывает увеличение  числа предлагаемых к продаже  товаров, а снижение цен –  уменьшение этого числа.

     Такую закономерность  поведения производителей (продавцов)  на рынках большинства товаров  экономисты называют законом предложения.

     Закон предложения: повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен – к ее уменьшению.

    Наряду с ценой на предложение товаров влияют и такие факторы, как:

     а) цены других товаров (а значит, выгодность их производства);

     б) цены факторов  производства, используемых для  изготовления данного товара;

     в) технология, т.е. способы изготовления товара  или организации предоставления  услуги.

     Нетрудно заметить, что логика поведения на рынке  и покупателей, и производителей  товаров противоположна: при росте  цены производители и продавцы  готовы предложить на рынок  все большую массу товаров,  тогда как покупатели отвечают  на рост цены снижением величины  спроса.

     Эта противоположность  реакции величин спроса и предложения  порождается противоположными интересами, которые приводят на рынок  покупателей и продавцов.

     Покупатели  хотят приобрести на имеющуюся  у них ограниченную сумму денег  как можно больше товаров. Продавцы, напротив, хотят получить за свой  ограниченный объем товаров как  можно большую сумму денег.[5; 150]

     Необходимо устранять препятствия для свободного формирования спроса и предложения на рынках под влиянием интересов всех покупателей и продавцов.

 

 

2.3. РАБОТА РЫНКА, ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ЦЕН

 

 

     Мы выяснили, что мотивы, которыми руководствуются  на рынке продавцы и покупатели, совершенно различны. Но чтобы  остались довольны и те и  другие, им надо договориться  и заключить между собой сделку  купли-продажи товара. А главное  условие такой сделки – величина  цены, по которой продавцы готовы  обменять товар на деньги, а  покупатели – оплатить покупку  желанного блага. И поскольку  поиск обоюдоприемлемой цены  в механизме рыночной деятельности  играет центральную роль, то именно  с выяснения закономерностей  рождения рыночной цены мы и начнем.[5; 162]

     Чтобы легче было понять механизм рыночного ценообразования, начнем сразу с конкретного примера. Для начала заполним (таблицу 3) информацию о величинах спроса и предложения на рынке при различных уровнях цен.

 

     Таблица 3 – Величины спроса и предложения при различных уровнях цен

Цена ден.ед.

Величина спроса, шт.

Величина предложения, шт.

Превышение предложения  над спросом, шт.

Тип рыночной ситуации

И–избыток

Д–дефицит

Р–равновесие

3500

0

130

130

И

3000

12

122

110

И

2400

27

108

81

И

2000

38

97

59

И

1650

50

85

35

И

1300

66

70

4

И

1150

60

60

0

Р

1000

88

56

- 32

Д

750

120

42

- 78

Д


 

     Мы видим, что при цене в 3500 ден.ед. изготовители готовы предложить на рынок 130 ед. товара, а покупатели даже не подходят к прилавку.

     Это означает, что при такой цене на рынке  может сложится ситуация избыточного  предложения, или затоваривания  (именно на это указывает буква И – избыток).

     Эта ситуация  будет сохраняться до тех пор, пока уровень цены не опустится ниже некоторой величины в диапазоне 1000 – 1300 ден. ед. за одну ед. товара.

     Действительно,  наши данные говорят о том,  что при цене в 1000 ден. ед. мы обнаружим на рынке прямо противоположную ситуацию: величина спроса окажется больше величины предложения. Возникает нехватка, дефицит товаров (на это указывает буква Д – дефицит).

     Избыток  (затоваривание) – ситуация, возникающая  на рынке, когда при существующем  уровне цены продавцы предлагают  к продаже больший объем товаров,  чем покупатели готовы купить  при такой цене.

     Дефицит  – ситуация на рынке, когда  покупатели при существующем  уровне цены готовы купить  больший объем товаров, чем  продавцы при такой цене согласны  предложить к продаже.

     А возможна  ли ситуация, когда на рынке  не будет ни избытка товаров, ни их дефицита?

     Если посмотреть  на строчки соответствующие уровням  цен в 1000 и 1300 ден. ед., то видно, что за 1 ед. товара на рынке происходит принципиальное изменение ситуации: избыток товара сменяется дефицитом.

     Значит, где-то  в этом диапазоне существует  цена, при которой на рынке  не будет ни избытка, ни дефицита  товаров: сколько товаров будет  предложено к продаже, столько  и будет куплено.

     Экономисты  называют такую ситуацию рыночным  равновесием: спрос и предложение  при этих условиях как бы  уравновешивают друг друга. Соответственно  цену, при которой такое равновесие  достигается, принято называть  равновесной ценой, а объем  товаров, который по этой цене  можно продать, - равновесным объемом  продаж (на это указывает буква  Р – равновесие). Наглядно можно увидеть на (рисунке 5).

 

 

Рисунок – 5 Кривая спроса и  предложения

 

     где, Р – равновесная цена.

     Равновесная  цена – цена, позволяющая продать  весь объем товаров, который  изготовители (продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.

     Можно ли  управлять формированием рыночного  равновесия? Конечно. Для этого  в практике бизнеса есть масса  различных инструментов, и один  из них реклама.

     Хотя рекламная  деятельность является одним  из старейших приемов поощрения  продаж, сама трактовка ее сущности  долга была предметом ожесточенных  дискуссий. Довольно долго господствовала  точка зрения, что реклама является  способом манипулирования сознанием  покупателей и формирования в  нем искаженных представлений об экономической ценности товаров. В последнее время, однако, возобладала более реалистичная точка зрения, состоящая в том, что реклама представляет собой всего лишь форму информирования и ее результаты зависят от характера передаваемых сообщений. Вместе с тем сам факт воздействия рекламы на рыночное поведение покупателей не оспаривается никем.

     Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей, Адам Смит писал в своей знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в 1776 г.: «Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но невидимая рука, которая его направляет, как и во многом другом, приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял».[5; 113]

     Что же это за «невидимая рука», которая позволяет рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей и добиваться результатов лучших, чем при планово-командной системе?

     Этим термином  со времен Адама Смита экономисты  называют механизм цен, который  в рыночной экономике играет центральную роль. Именно цены служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о положении дел на рынке, о соотношении предложения товаров и спроса на них.

     Механизм цен – формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения извне.

     Информация  эта может быть троякого рода:

  1. если цены повышаются, значит, товаров на рынок поступает меньше, чем покупатели готовы приобрести, при этом уровне цен;
  2. если цены снижаются, значит, товаров на рынок поступает больше, чем покупатели готовы приобрести при этом уровне цен;
  3. если цены остаются почти неизменными, значит, на рынок поступает примерно столько товаров, сколько покупатели готовы приобрести при этом уровне цен.

     Эти закономерности  изменения цен иллюстрирует (рисунок  6).

Предложение = Спрос

Предложение

Предложение

 

Рисунок 6 – Экономические весы

     Поскольку от уровня цен прямо зависят как величина выручки продавцов (а значит, и их собственные доходы в форме прибыли), так и расходы покупателей, то цены превращаются в своеобразные «светофоры» для всех участников рынка.

     Изготовителям  и продавцам они подают сигналы  о том, стоит ли производить  тот или иной товар и торговать  им, насколько это выгодно при  сложившемся уровне цен. Покупателям  они дают информацию для принятия  осознанного решения: по карману ли им приобретение данного товара. Поэтому рынок, на котором система цен формируется свободно – по результатам торга между продавцами и покупателями, – постоянно заставляет всех его участников действовать так, чтобы возникало состояние равновесия.

Информация о работе Понятие, сущность и структура рынка