Понятие, сущность и структура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:51, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и анализ сущности рынка.
В связи с этим предполагается решить ряд последовательных задач, в т.ч.:
- исследовать понятие рынка и проанализировать его сущность и особенности функционирования,
- исследовать структуру рынка,
- проанализировать элементы структуры рынка: конкуренцию, монополию, олигополию и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ понятия и сущности рынка……………………………5
Сущность рынка……………………………………………..5
Понятие рынка……………………………………………….6
Условия и причины возникновения рынка……………......8
Глава 2. Силы, управляющие рынком…………………………………..11
Что такое спрос………………………………………………11
От чего зависит предложение товаров…………………….16
Работа рынка, формирование рыночных цен…………….21
Глава 3. Исследование и анализ элементов структуры рынка………..27
3.1. Конкуренция и ее виды……………………………………….27
3.2. Понятие чистой монополии…………………………………..32
3.3. Олигополия, монопсония, квазимонополия………………...34
Заключение………………………………………………………………...37
Список использованной литературы……………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по микроэкономике.docx

— 274.43 Кб (Скачать файл)

     а) монополист является единственным производителем данного товара;

     б) продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;

     в) проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;

     г) степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).[3; 422]

 

 

3.3 ОЛИГОПОЛИЯ, МОНОПСОНИЯ, КВАЗИМОНОПОЛИЯ

    

 

     Олигополия  –  наличие на рынке небольшого числа фирм-производителей данного товара, которые действуют совместно. Одной из отличител

ьных черт олигополии является то, что их немного, и они могут  воздействовать на рынок индивидуально.

     Простейшим случаем олигополии является дуополия – участие на рынке двух производителей определенного товара, каждый из которых может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос на рынке.

     Различают олигополию первого вида и олигополию второго вида.

     Олигополия первого вида, или чистая олигополия, наблюдается в отраслях с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий.

     Примером чистой олигополии могут служить нефтедобывающие предприятия.

     Олигополия второго вида, или дифференцированная олигополия, наблюдается, когда несколько продавцов продают дифференцированную продукцию.

     Такая ситуация наблюдается, например, в автомобильной промышленности.

     Олигополии можно квалифицировать и по другим признакам.

     Например, экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус разделили олигополии на 3 вида в зависимости от степени контроля над ценой.

     1) Тайная олигополия. Возникает, когда олигополисты сговариваются. Рыночная цена в условиях тайной олигополии соответствует ситуации одного монополиста.

     2) Доминировавшая  олигополия – одна из фирм-олигополистов контролирует 60-80% отраслевого рынка. В этом случае остальные фирмы ориентируются на цену, установленную компанией - лидером.

     3) Монополистическая конкуренция. В этом случае на рынке существует много продавцов и покупателей, вход и выход фирм из отраслей свободные, фирмы выпускают дифференцируемую продукцию. В этом случае фирмы не могут влиять на цену друг друга, и контроль каждой фирмы над ценами на рынке очень слабый.

     Квазимонополия буквально означает «как бы монополия». Это такая ситуация на рынке, когда в той или иной сфере деятельности существует один очень крупный производитель и множество мелких фирм.

     При этом крупный производитель, меняя объемы производства, устанавливает  такую цену, которая обеспечивает ему максимум прибыли.

     За ним закрепляется роль лидера в установлении цен. Мелкие же производители не  могут повлиять на цену из-за чрезвычайно малого объема выпуска продукции и воспринимают ее как заданную извне.

     Все, что было сказано выше о монополии, относится к монополии     производителя. Но существует также и монополия покупателя – монопсония.

     Монопсония представляет собой рыночную модель, когда какой-то товар, обычно фактор производства, изготавливается многими конкурирующими производителями при наличии одного покупателя.

     Примером может служить монополия государства на покупку оружия в некоторых странах.

     В условиях монопсонии монопсонист имеет довольно большую власть над ценами, т.е. он сам устанавливает определенную закупочную цену, на которую ориентируются производители.

     В реальной жизни конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Действительно, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.

     В настоящее время, говоря о конкуренции, чаще всего имеют в виду монополистическую конкуренцию, о которой американский экономист Эдуард Чемберлин написал: «Понятие «монополистическая конкуренция» – это вызов традиционной точке зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия – альтернативные понятия, а отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии. Мы, напротив, считаем, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию, и монополию, что повсюду, где это имеет место, будет ошибкой не учитывать одну из этих составных частей и рассматривать ситуацию как составную целиком (хотя бы и «несовершенным» образом).[3;441 ]

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

     Итак, рассмотрев вопросы, связанные с исследованием структуры рынка мы пришли к выводу о необходимости создания в структуре рынка механизмов обеспечивающих его взаимодействие с государством и обществом в условиях кризиса.

     В настоящее время в условиях экономического кризиса механизм рыночной конкуренции, подвергается весьма существенному давлению со стороны государственного регулирования. Поэтому необходимо найти оптимальную структуру их сосуществования.

     В современных  условиях  используются  различные  методы  конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват  рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д.

     Действуют также  методы   прямого   насилия:   поджоги,   взрывы,   убийства   опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.

     Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К  ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен.  К  ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации (разные  цены  в  разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

     Появляются и  методы  неценовой  конкурентной  борьбы.  Эти  методы  в основном  подразделяются  на  две  группы:   конкуренция   по   продукту   и конкуренция по условиям продаж.

     Конкуренция  по продукту – стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем  выпуска  продукции  нового  ассортимента  и  качества  при сохранении  примерно  одной  и  той  же  цены.

     Конкуренция по условиям продаж – использование многочисленных  средств для привлечения покупателей к товарам.  Эта  конкуренция  включает  рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей.

     Особыми методами неценовой  конкуренции  являются  продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами  производства вместо приобретения их в собственность, т.е.  долгосрочная  аренда  машин и оборудования,    транспортных    средств,    сооружений    производственного назначения.

     Будущее конкурентных отношений  связано  с процессами разгосударствления, принятием антимонопольных законов  и  другими мерами  государственной  поддержки  конкуренции  и  государственной   защиты конкурентоспособности.

     Рынку  принадлежит  важная  позитивная  роль.  Конкурентная  рыночная система  способствует  развитию  научно-технического  прогресса, побуждает применять  новейшие  технологии,  рационально  использовать  ресурсы.

     Кроме того, она  обеспечивает  своим  субъектам  реальную экономическую  свободу, свободу выбора форм и  способов  хозяйствования,  гарантируемую  досконально разработанным законодательством.

     Достоинством рынка является и  то,  что  он  формирует  и  воспитывает «экономического  человека»,  для   которого   характерны   расчетливость   и предприимчивость, готовность идти на риск.[1; 8]

     Для меня  эта тема была очень интересна,  и я с удовольствием занимался  ее изучением, так как сам  являюсь предпринимателем. Мне очень близки вопросы такие как «спрос» и «предложение» товара, «конкуренция» и т.д.

     И в заключение  моей контрольной работы хочется  привести небольшой пример по  теме.

     На сегодняшний  день вырос спрос на рынке  автокредитования. Эксперты единодушны: автокредитование – это большой, растущий рынок, который пока далек от насыщения. О насыщении можно говорить, когда в кредит будет продаваться 65–70% автомобилей. Например, в прошлом году в Европе с помощью кредитов было продано около 80% автомобилей. В то же время, замечают эксперты банка «Русский Стандарт», доходность автокредитов невысока в связи с высокой конкуренцией и низким порогом входа на этот рынок. Процентные ставки по ссудам практически сравнялись у большинства банков, привлекать клиентов за счет их понижения кредитным организациям не выгодно. По мнению экспертов банка, сейчас борьба идет на другом поле – это простота и скорость получения. Приоритеты будут за теми банками, которые смогут предложить качественный сервис и интересные продукты. Многие банки сегодня разработали специальные программы непосредственно с автопроизводителями, кто-то привлекает клиентов за счет уменьшения страховых выплат, появляются программы, позволяющие вернуть машину в автосалон еще до окончания срока кредита. «Конкуренция на этом рынке очень жесткая, поэтому банки стремятся к тому, чтобы предлагать заемщикам наиболее интересные и выгодные для них условия», – уточняет Олег Скворцов. «Рынок автокредитования будет расти», – убежден Сергей Тараканов. По оценкам Олега Скворцова, в ближайшие два года темпы роста сохранятся на уровне 70%. Это обусловлено ростом доходов россиян, повышением их интереса к данному виду кредитования и ростом рынка продаж автомобилей.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

     1. Вурос А., Розанова И. Экономика отраслевых рынков. М., 2000. – 372 с.

     2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2006. – 416 с.

     3. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник – 2-е изд., испр./под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю.Юданова.- М.:КНОРУС,2006. – 672 с.

     4. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер,2009. – 448 с.:ил.- (Серия «Учебное пособие»).

     5. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие/ Под.ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юдонова. – 4-е изд. исправл. И доп. – М.: КНОРУС.- 2008. – 592 с. (Финансовая академия при Правительстве РФ).

     6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2007. – 576 с.

     7. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М., 1992. Том 1, 2.

 

 


Информация о работе Понятие, сущность и структура рынка