Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке.
Объект исследования - потребительский спрос и предложение.
Предмет исследования - понятие и сущность потребительского спроса и предложения на потребительском рынке в современной России,

Содержание

Введение …………………………………………………………………………5
1. Теоретические основы потребительского спроса и предложения
1.1. Понятие и сущность спроса ……………………………5
1.2. Понятие и сущность предложения………………………………….7
1.3. Поведение потребителей ………………………………………………15
2. Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок)……………………………………………………………………………21
2.1. Влияние уровня доходов на поведение потребителей в российской экономике
2.2. Экономические показатели потребительского рынка России
2.3 Динамика доходов и их влияние на спрос на потребительские товары

Заключение …………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 151.46 Кб (Скачать файл)

     4. Ожидание покупателей. Влияние потребительских ожиданий на спрос также весьма разнообразно. Увеличение спроса может быть обусловлено инфляционными причинами – уверенностью в обязательном подорожании товаров. При ожидании повышения заработной платы или при задержке ее выплаты, неизбежно произойдут колебания спроса на товары. Сезонные, предпраздничные колебания продаж также можно отнести к изменениям спроса под влиянием потребительских ожиданий.

     6. Процентные ставки  по вкладам.  Если банки и финансовые компании проводят политику индексации вкладов, повышения по ним процентных ставок, то при превышении размера индексации вклада над индексом цен может начаться снижение спроса, особенно на товары длительного пользования, в настоящем периоде, поскольку накопления могут осуществляться с целью последующей покупки более дорогостоящего товара.

     При большом числе субъектов рыночных отношений спрос на товар становится результатом взаимодействия всех вышеперечисленных  факторов. Помимо них можно назвать  географию рынка, половозрелый состав покупателей, реклама данного товара и товаров – субститутов, международные  кризисы, войны, политические и социальные конфликты, тарифы на транспортные перевозки, валютные курсы, участие в международных  торговых соглашениях и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Понятие и сущность  предложения 

Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы  предложения.

        Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует предложение. Предложение — желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь велика, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны.

Объем предложения  зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку  обычно часть произведенной продукции  потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок  не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при  транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень  технологий; цели фирмы; величины налогов  и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение —  функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости  между величиной предложения  и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать  воздействие на предложение.

Между ценой  и количеством предлагаемого  товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Действие закона предложения можно проиллюстрировать  при помощи графика предложения.

                                                  

Кривая предложения  — графическое выражение зависимости  между ценой товара и количеством  этого товара, которое производители  хотят предложить на рынке. Кривая предложения  имеет восходящий характер, что обусловлено  действием закона предложения.

Так же, как и  в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение — предложение отдельного производителя. Рыночное предложение — совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

Неценовые факторы предложения.

Кривая предложения  строится исходя из предположения, что  все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем  предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой предложения вправо или влево.

Когда предложение  расширяется, то кривая S0 смещается  вправо и занимает положение S1, в  случае сужения предложения кривая предложения сместится влево  до положения S2.                                

Среди основных факторов, способных изменить предложение  и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы  называются неценовыми детерминантами предложения):

1. Цены ресурсов, используемых в производстве  товара. Чем больше должен платить  предприниматель за труд, землю,  сырье, энергоносители и т.  п., тем ниже его прибыль и  тем меньше его желание предлагать  на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые  факторы производства предложе­ние товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению  затрат на ресурсы (снижению  издержек производства) и поэтому  сопровождается расширением предложения  товара.

3. Цели фирмы.  Основная цель любой фирмы  — максимизация прибыли. Однако  зачастую фирмы могут преследовать  иные цели, что сказывается на  предложении. Например, стремление  фирмы производить товар без  загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

4. Налоги и  субсидии. Налоги влияют на расходы  предпринимателей. Рост налогов  означает для фирмы рост затрат  на производство продукции, а  это, как правило, вызывает  сокращение предложения; снижение  налогового бремени имеет обычно  обратный эффект. Субсидии ведут  к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий  бизнесу, безусловно, стимулирует  расширение производства, и кривая  предложения смещается вправо.

5. Цены на  иные товары также могут влиять  на предложение данного блага.  Например, резкое повышение цен  на нефть может привести к  увеличению предложения угля.

6.  Ожидания  производителей. Так, ожидания производителями  возможного повышения цен (инфляционные  ожидания) оказывают неоднозначное  воздействие на предложение товаров.  Предложение тесно связанно с  инвестициями, а последние чутко  и, главное, трудно предсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.

7. Количество  производителей (степень монополизации  рынка). Чем больше фирм выпускает  данный товар, тем выше предложение  этого товара на рынке. И  наоборот. 
 
 
 
 

1.3 Поведение потребителей

     Каждый потребитель решает для себя три вопроса: 1) что купить? 2) сколько стоит? 3) хватит ли денег на покупку?

   Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя. Чтобы ответить на второй — исследовать цену. Чтобы решить третий — определить доход потребителя.

     Эти три проблемы — полезность, цена, доход — составляют содержание теории потребления. Все они взаимосвязаны, и нам предстоит определить эту взаимосвязь.

     В современной науке под полезностью  понимают способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

     Представители австрийской школы, опираясь на реальные факты, сформулировали вывод о том, что потребляемые последовательно  единицы какого-то блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Ими был сформулирована так называемый закон убывающей предельной полезности, который гласит, что при последовательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы уменьшается. Такое свойство предельной полезности называют первым законом Госсена.

     Итак, функция полезности — это функция, показывающая убывание полезности блага  с ростом его количества: 

     U=F(Qi)                                                                          (1)

     где U — полезность блага, в ютилях;

     Qi, — последовательные количества блага.

     Представим  также график этой функции (рис.1). 

     

     Рис. 1 График а) общей   б) предельной полезности  

     Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что цена блага определяется, не обшей, а предельной его полезностью для потребителя.

     Поведение потребителя объясняется двумя  концепциями – кардиналистской (абсолютной) и ординалистской (относительной).

     Чтобы объяснить поведение потребителя, кардиналисты исходят из следующих предпосылок:

  • ограниченности дохода потребителя;
  • выбора потребителем тех товаров, которые оцениваются им наиболее высоко;
  • увеличения общей полезности при потреблении благ;
  • убывания предельной полезности блага;
  • множественность благ;
  • ненасыщаемость,
  • совершенная конкуренция и информация.

     Перераспределяя свой доход, потребитель старается  уравнять свои средневзвешенные предельные полезности. При этом он достигает положения равновесия (максимума благосостояния). В этом заключается смысл второго закона Госсена, который гласит: максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ.

     Экономисты  говорят, что потребитель находится  в состоянии равновесия при условии : 

     MU1/P1=MU2/P2=…MUn/Pn=l                                               (3) 

     где l - предельная полезность денег.

     Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах  использования равны. В общем  виде можно записать так:  

     MU1=P1l                                                                                 (4) 

     Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод (MB) и дополнительных затрат (МС), но и равенство между ними: MB = МС.  

Глава 2. Потребительский спрос и предложение в современной России

2.1. Влияние уровня  доходов на поведение  потребителей в  российской экономике

              С точки зрения общего подхода  к поведению потребителя данное  поведение формируется под воздействием, прежде всего таких факторов  как потребности, доходы и цены. При этом доходы и цены являются  экономическими факторами, по  сути играющими роль ограничителей  в модели человеческого поведения.

     Первым  исследователем влияния изменения  дохода на структуру потребительских расходов был немецкий статистик Эрнст Эйнгель (1821— 1896). Он сформулировал закон потребления, который экономисты назвали его именем. Смысл закона состоит в том, что доля национального дохода, израсходованного на продукты питания, является хорошим показателем уровня благосостояния. Чем ниже эта доля, тем выше благосостояние.

Информация о работе Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок)