Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа
Цель работы - проанализировать потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке.
Объект исследования - потребительский спрос и предложение.
Предмет исследования - понятие и сущность потребительского спроса и предложения на потребительском рынке в современной России,
Введение …………………………………………………………………………5
1. Теоретические основы потребительского спроса и предложения
1.1. Понятие и сущность спроса ……………………………5
1.2. Понятие и сущность предложения………………………………….7
1.3. Поведение потребителей ………………………………………………15
2. Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок)……………………………………………………………………………21
2.1. Влияние уровня доходов на поведение потребителей в российской экономике
2.2. Экономические показатели потребительского рынка России
2.3 Динамика доходов и их влияние на спрос на потребительские товары
Заключение …………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы…………
Из рисунка 9 видно, что, прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, затем — промышленными товарами стандартного качества и, наконец, высококачественными товарами и услугами. При этом наблюдается любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, используемые для повседневных нужд (точка А). Рис. 9 Кривые Энгеля
Как
же обстоят дела в России? По данным Росстата,
в период с 2002-2007 гг. наблюдается рост доходов
и расходов (см.рис.10). Абсолютные показатели
представлены в приложении 1.
Рис.10 Динамика изменения доходов и расходов населения
За
рассматриваемый период доходы выросли
в 3,11 раз, расходы – в 2,91 раз, в
том числе покупка товаров
в 2,77 раз, обязательные платежи –
в 4,24 раза, приобретение недвижимости
– в 5,35 раз, прирост финансовых активов
– в 2,58 раза. Конечно, данный рост не
очищен от влияния инфляции, роста цен
и т.д. поэтому логичным представляется
рассмотреть структур потребительских
расходов. Она представлена на рисунке
11.
Рис.
11 Структура потребительских
Как
видно из рисунка 11, основную долю составляют
покупка товаров и услуг (ее примерная
доля – 70 %). Особое внимание следует
уделить росту доли покупки недвижимости.
Она выросла с 1,8 до 3,3 %, что может
говорить о росте доходов населения
и возможности совершать
На
сегодняшний день потребительское
поведение в России различных
доходных групп является достаточно
сильно дифференцированным. Это отражается
в различии стандартов и стереотипов
потребления, присущих каждой доходной
группе. Потребительское поведение
малоимущих россиян по большей части
определяется их низким материальным
достатком, который диктует им единый
стандарт потребления ввиду
Поведение обеспеченных потребителей характеризуется меньшей однородностью. Представители среднего и высшего слоя осознали свою принадлежность к более высокому классу потребителей, что обусловило их постепенную переориентацию на потребительские стереотипы и стандарты более высокого уровня.
Дифференциация доходов (хоть и не столь значительная) имела место и в условиях административно-командной системы, она обычна (даже нормальна) для рыночной экономики. Проблема - в степени этой дифференциации. В России в 2006 г. коэффициент дифференциации (коэффициент фондов) по данным официальной статистики составил 14,8, что существенно превышает значения данного показателя в странах с развитой рыночной экономикой. При этом исследования показывают, что разрыв в доходах богатых и бедных гораздо значительнее, чем показывает официальная статистика. Следует отметить, что в России имеет место высокий уровень так называемого «избыточного неравенства доходов», когда, наряду с дифференциацией доходов, велик уровень бедности как таковой.
За годы реформ удельный вес населения с самыми высокими доходами в общем объеме доходов населения вырос с 32,7 % в 1990 г. до 46,4 % в 2005 г., доля остальных групп стабилизировалась или сократилась. При этом снизилась доля не только бедных слоев, но и средних, что подтверждает тезис о нестабильности, наличии тенденции размывания так называемого «среднего класса» [13, с.52].
Также необходимо заметить, что отечественная статистика не дает возможности проанализировать зависимость потребительского поведения от распределения собственности в российском обществе и заставляет ограничиваться рассмотрением дифференциации доходов и обеспеченности имуществом.
Тем
временем особенности потребительского
поведения состоятельных
Низкий
уровень доходов и потребления
основной массы населения России
обуславливает сужение объема конечного
рыночного спроса на товары и услуги,
что в свою очередь ограничивает
перспективы развития отечественного
производства, поскольку динамика промышленного
производства следует за динамикой
спроса. Ассортиментная структура продаж
смещается в сторону более
дорогих импортных товаров, на которые
предъявляют спрос состоятельные потребители.
2.2. Экономические показатели потребительского рынка России
В последние годы, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), список пяти базовых наиболее прибыльных отраслей экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, транспорт и связь) почти всегда возглавляет розничная торговля (70-72% прибыльных предприятий).
А с 2002 года отрасль
«Торговля» стала также лидером
по привлечению иностранных
В этой активно растущей отрасли занято 11 млн. человек. Важно, что износ основных фондов - не более 30% (для других отраслей аналогичный показатель - на 20% больше). Очень высок уровень нового строительства - 70-75% вводимых торговых площадей ежегодно. Отрасль отличается также высокой долей частной собственности (96%) и все возрастающим уровнем конкуренции, что является стимулом ее дальнейшего роста.
В последние
годы предприятия торговли, общественного
питания и сферы услуг
Формирование и уровень развития потребительского рынка происходит на фоне общей социально-экономической ситуации.
По оценкам ФСГС, показатель объема розничной торговли достиг $180 млрд. в 2006 году, что напрямую связано с ростом личных доходов населения. За 2007 год они увеличились на 7,8%, а оборот розничной торговли - на 12,1%. Таким образом, можно сделать вывод, что экономика стала более потребительски ориентированной.
По прогнозу МЭРТ, рост доходов населения к 2009 году составит 40%, поэтому можно ожидать аналогичного роста и объемов товарооборота.
С 2000 года выросли не только личные доходы и объемы продаж, но начала меняться и структура потребления, повышаются стандарты питания. В частности, доля хлеба и хлебопродуктов сократилась с 8,6% до 7,1%. А в промтоварном секторе, если в 2000 г. стали покупать больше одежды и обуви, в настоящее время многие стремятся приобрести транспортные средства, бытовую электронику, предметы для отдыха и развлечений.
В структуре оборота розничной торговли (по состоянию на 1.06.04 г.) 46,4% составляют продтовары и 53,6% - непродовольственные товары.
Благодаря практике потребительского кредитования, то есть продаже товаров в кредит, потребители получили больше возможностей для расходования средств на покупки, увеличивая, таким образом, объем товарооборота. Чаще всего они приобретают в кредит такие товары, как видеомагнитофоны, стиральные машины-автоматы, микроволновые печи. Сегодня кредиты выдают уже более 100 банков. По оценкам СДМ-банка, рынок розничных кредитов в России освоен всего на 10%, а по Москве - на 25%, однако в ближайшие 1,5-2 года он должен вырасти в несколько раз.
В 2004 году объем выданных потребительских кредитов, по предварительным данным, достигнет 4 млрд. долл. (рост за год - 30%).
К 1 декабря 2007 года вклады населения на рублевых и валютных счетах составили 1,89 трлн. рублей (рост с начала года на 23%). В то же время опросы общественного мнения показывают, что примерно 70% жителей России не пользуются банками вообще, что со всей очевидностью свидетельствует о серьезном социальном расслоении населения. По данным ФСГС, на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходится 30% общей суммы доходов. На другом конце доходной шкалы находятся 10% наиболее бедных граждан страны, которым достается всего около 2% общего дохода.
Увеличивающийся
спрос на высококачественные товары
длительного пользования
Важно отметить в то же время, что в первой половине 2007 года впервые за несколько последних лет доля отечественных производителей в удовлетворении внутреннего спроса оказалась выше, чем импортеров, что позволяет российским смежникам потребительского рынка (легкой и пищевой промышленности) наращивать выпуск потребительских товаров.
Таким образом,
внутренний потребительский рынок,
по общему мнению, остается важным движущим
моментом экономического роста. На фоне
увеличения доходов населения, сокращения
инфляции происходит очевидное изменение
структуры потребительского спроса
(соотношение
2.3
Динамика доходов и
их влияние на спрос
на потребительские
товары
Люди отличаются своими способностями, навыками, возможностями,
пристрастиями, отношением к риску, степенью удачливости. Эти различия, влияя на ценность товаров и услуг, которые они предлагают другим людям, отражаются на их личных доходах. В рыночной экономике доход – это компенсация за услуги, оказанные другим членам общества. Люди, имеющие высокий доход, предоставляют много товаров и услуг, которые ценятся другими, иначе никто не захотел, столько платить им. Отсюда мораль рынка: если вы хотите получать высокий доход, вам следует понять, в каком качестве вы могли бы быть наиболее полезны другим. И наоборот: если вы не способны или не хотите приносить пользу окружающим, то и доход ваш окажется невысоким. Эта прямая зависимость между полезностью для других и получением дохода дает каждому мощный стимул к приобретению навыков и развитию тех талантов, которые наиболее высоко ценятся окружающими.
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Во многих странах, вставших на путь рыночного развития экономики, вопросы, связанные с жизнедеятельностью семьи, формированием семейных доходов и расходов, определением прожиточного и социального минимума, изменением в структуре семейного бюджета, влиянием изменения цен и налоговых ставок на уровень доходов населения, были в центре внимания, как экономистов – теоретиков, так и практических работников. Однако в нашей стране еще недавно этими вопросами занимались не экономисты, а демографы, социологи, философы.
В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.
Общепринятой формой организацией семейной экономики является семейный бюджет, который представляет собой формирование доходов семьи, их использование, согласование доходов и расходов семьи. С экономической точки зрения жизнедеятельность семьи начинается с получения доходов. Структура доходов семьи в России в 2002–2006 годах может быть представлена следующим образом:
В условиях становления рыночной экономики источники, за счет которых формируется семейный бюджет, стали более разнообразными. В связи с этим усложнилась и сама структура семейного бюджета, которая теперь выглядит следующим образом:
Информация о работе Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок)