Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 20:20, курсовая работа
Цель работы - проанализировать потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке.
Объект исследования - потребительский спрос и предложение.
Предмет исследования - понятие и сущность потребительского спроса и предложения на потребительском рынке в современной России,
Введение …………………………………………………………………………5
1. Теоретические основы потребительского спроса и предложения
1.1. Понятие и сущность спроса ……………………………5
1.2. Понятие и сущность предложения………………………………….7
1.3. Поведение потребителей ………………………………………………15
2. Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок)……………………………………………………………………………21
2.1. Влияние уровня доходов на поведение потребителей в российской экономике
2.2. Экономические показатели потребительского рынка России
2.3 Динамика доходов и их влияние на спрос на потребительские товары
Заключение …………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы…………
Несмотря
на появление новых источников дохода,
основным доходом остается заработная
плата, так как основная часть
трудоспособного населения
Так как заработная плата остается самой значительной частью семейного дохода, то в условиях инфляции реальный совокупный семейный доход имеет тенденцию к понижению, несмотря на значительный рост его, наминала, что приводит к значительному падению материального благосостояния значительной части семей.
Любая
рыночная экономика характеризуется
ростом цен, который является стимулом
развития производства. Поэтому для
рыночной экономики характерна та или
иная индексация доходов и компенсационных
выплат. Эта система необходима,
так как инфляция с той или
иной скоростью поглощает прирост
денежных доходов населения любой
страны. В настоящее время происходит
не только относительное, но и абсолютное
ухудшение материального
В нашей стране государство пока не в состоянии поднять заработную плату на должный уровень, обеспечив должный стандарт благосостояния. Поэтому вторым, не менее значимым источником доходности семьи становиться личное подсобное хозяйство, которым вынуждены заниматься не только жители сельской местности, но и горожане. В последние годы удельный вес доходов от личного подсобного хозяйства в общей сумме доходов семей среди городского населения составляет в среднем более 10%, а среди сельского населения более 40%.
Доходы от личного подсобного хозяйства, огородов, дач представляются не только в виде выручки от реализации излишков продовольственной продукции, но и в виде натуральной продукции, которая потребляется в семье, занимавшейся выращиванием этой продукции. Развитие личных подсобных хозяйств оказывает влияние не только на бюджет семей, которые ведут эти хозяйства. Они существенно помогают тем семьям, которые приобретают их продукцию. Поэтому такое направление в пополнении дохода семьи непременно должно поддерживать государство.
В
последнее время все большую
роль в семейном бюджете играют доходы
от предпринимательской
Семейные
доходы формируются и за счет доходов
от собственности – новый вид
доходов. Его развитие связано с
признанием частной собственности
и ее эффективности по сравнению
с государственной.
Таблица 1. Состав денежных доходов населения
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
миллиардов рублей | |||||||
Денежные доходы – всего | 3983,9 | 5325,8 | 6831 | 8900,5 | 10976,3 | 13819 | 17267,3 |
в том числе: | |||||||
доходы от предпринимательской | 612,2 | 672,2 | 810,7 | 1066,9 | 1285,5 | 1580,3 | 1913,6 |
деятельности | |||||||
оплата труда1) | 2501,9 | 3439,5 | 4493,9 | 5691,9 | 7137,9 | 8789,1 | 11215,9 |
социальные выплаты | 551,1 | 808,3 | 1040,5 | 1253,4 | 1407,4 | 1755,6 | 2080,3 |
доходы от собственности | 270,9 | 304,6 | 353,8 | 694,5 | 904,2 | 1424,5 | 1720,7 |
другие доходы | 47,8 | 101,2 | 132,1 | 193,8 | 241,3 | 269,5 | 336,8 |
в процентах | |||||||
Денежные доходы – всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: | |||||||
доходы от предпринимательской | 15,4 | 12,6 | 11,9 | 12 | 11,7 | 11,4 | |
деятельности | 11,1 | ||||||
оплата труда1) | 62,8 | 64,6 | 65,8 | 63,9 | 65 | 63,6 | 64,9 |
социальные выплаты | 13,8 | 15,2 | 15,2 | 14,1 | 12,8 | 12,7 | 12 |
доходы от собственности | 6,8 | 5,7 | 5,2 | 7,8 | 8,3 | 10,3 | 10 |
другие доходы | 1,2 | 1,9 | 1,9 | 2,2 | 2,2 | 2 | 2 |
Рассмотрим таблицу, в которой указаны данные состава денежных доходов населения. Из данных, приведенных выше, можно сделать вывод, что с каждым годом происходит увеличение денежных доходов. Значительную часть, как было сказано выше, занимает заработная плата, затем идут социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности ну и малый процент занимают остальные доходы. Не стоит забывать и то, что несмотря на увеличение доходов граждан, так же растут и цены на товары и услуги.
Ни
одной экономической системе
не удалось ликвидировать
Рассмотрим распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов на промежутке с 2000 до 2006 года на территории Российской Федерации.
Таблица 2. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Все население | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе со среднедушевыми | |||||||
денежными доходами, | |||||||
руб. в месяц: | |||||||
до 1000,0 | 20,4 | 12,5 | 6,8 | 3,3 | 1,9 | 0,8 | 0,4 |
1000,1–1500,0 | 19,9 | 15 | 10,6 | 6,5 | 4,3 | 2,3 | 1,3 |
1500,1–2000,0 | 16,4 | 14,4 | 11,8 | 8,5 | 6,1 | 3,9 | 2,4 |
2000,1–3000,0 | 20,7 | 21,7 | 21 | 17,7 | 14,3 | 10,5 | 7,4 |
3000,1–4000,0 | 10,4 | 13,4 | 15,2 | 15,1 | 13,7 | 11,6 | 9,1 |
4000,1–5000,0 | 5,3 | 8,2 | 10,4 | 11,7 | 11,7 | 10,9 | 9,3 |
5000,1–7000,0 | 4,4 | 8,2 | 11,9 | 15,4 | 17 | 17,7 | 16,8 |
7000,1–12000,01) | 2,5 | 6,6 | 12,3 | 15,2 | 19,6 | 24,2 | 26,8 |
свыше 12000,0 | 6,6 | 11,4 | 18,1 | 26,5 |
Таблица показывает распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов. Начиная с 2000 года и до 2002 (включительно) не было граждан, с доходами свыше 12000 рублей. Уже начиная с 2003, и по сей день происходит не значительное, но увеличение населения, доход которых превышает 12000 рублей.
Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.
Региональная
дифференциация среднедушевых денежных
доходов населения является важной
проблемой социально –
Во-первых,
от региональной дифференциации денежных
доходов населения зависит
Во-вторых, от региональной дифференциации доходов населения зависит доля сбережения в доходах населения, структура и динамика инвестиций домохозяйств, а так же структура потребительских расходов населения, спроса на товары и услуги в регионах и по России в целом. Известно, например, что по мере роста доходов домохозяйств в их потребительских расходах падает доля расходов на приобретение продуктов питания (закон Энгеля) и увеличивается склонность к сбережению.
В-третьих, региональная дифференциация доходов имеет большое политическое значение.
В-четвертых,
Региональная дифференциация доходов
населения представляет интерес
с точки зрения социальной политики,
то есть политики, направленной на предотвращение
чрезмерного социального
Серьёзную проблему, от решения которой во многом будет зависеть
будущая социально-политическая
стабильность России, представляет собой
неравенство регионов РФ по уровню
жизни, о чём свидетельствует
существенное неравенство одного из
наиболее значимых индикаторов уровня
жизни – денежного душевого дохода.
При этом не имеет смысла просто
сравнивать регионы по сложившимся
в них уровням душевого денежного
дохода, так как и цены на потребительские
товары и услуги в регионах далеко
не одинаковы, о чём говорит достаточно
большая межрегиональная
Рассмотрим динамику заработных плат, начисленных на первый квартал 2008 года. Одну из самых высоких заработных плат получают жители Сахалинской, Магаданской и тюменской областей, а также, Чукотского, Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ненецкого автономных округов. Эти районы России, больше известны как районы по добыче нефти, газа, угля, цветных металлов и др. Заработная плата на 2008 год здесь составляет от 25600 до 38900 рублей в месяц. На втором месте находятся такие районы России, как Камчатский край, Якутия, Республика Коми, Хабаровский край, Мурманская и Московские области. Жители этих районов получают свой доход также от добывающей отрасли промышленности. Недра этих земель также богаты углем, нефтью, газом, а еще, алмазами, золотом и др. Заработная плата жителей этих районов также колеблется, но уже от 16500 до 25000 рублей в месяц. В основной части Сибири, а точнее, в Томской, Новосибирской, Иркутской, Свердловской областях и Красноярском крае, Республике Тыва, Республике Бурятия, а также в меньшей западной части Российской Федерации можно увидеть размер заработной платы, изменяющийся от 11200 до 16500 рублей в месяц. В общем, богатство этих территорий составляют месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, природный газ, железная руда, алмазы, золото и многое другое). И на последнем месте можно увидеть западную часть России, заработная плата жителей, которых тоже изменяется, но уже от 6100 до 11200 рублей в месяц. Основная отрасль промышленности – машиностроение, нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и так далее.
Крайне
высокая межрегиональная
Заключение
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами. В условиях рынка динамика спроса обусловлена одновременным и разнонаправленным воздействием большого количества факторов. Измерить влияние всех факторов на спрос невозможно, поэтому важной задачей становится выявление основных и сильнодействующих факторов. Влияние других принимается незначительным и не определяющим или опосредованным (через действия основных). На величину потребительского спроса влияют следующие неценовые факторы: доходы потребителей, национальные вкусы и предпочтения, демографические изменения, природно-климатические факторы, региональная дифференциация, влияние информации и рекламы на потребителей, а также многие другие неценовые факторы.
Информация о работе Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок)