Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:45, курсовая работа
Экономическая жизнь существует столь же долго, как и существует человечество. Перед человечеством всегда стояли, стоят и будут стоять три взаимосвязанные проблемы: "что производить?", "как производить?", "для кого производить?". Перед потребителями и производителями постоянно стоит дилемма: Какой товар или услугу предложить покупателям? Какой объем товаров или услуг необходимо произвести?
Введение
1. Спрос и эластичность спроса.
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса.
1.2. Эластичность спроса.
2. Предложение товаров на рынке.
2.1. Особенность рыночного предложения.
2.2. Эластичность предложения.
Заключение.
Список используемых источников.
ФГОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет
имени Н.И. Вавилова»
наименование факультета
______________________________
наименование кафедры
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:_________________________
______________________________
______________________________
Студент(ка)_______курса
Группа_______________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
САРАТОВ
201__г.
Содержание:
Введение
1. Спрос и эластичность спроса.
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая
спроса.
1.2. Эластичность спроса.
2. Предложение товаров на рынке.
2.1. Особенность рыночного предложения.
2.2. Эластичность предложения.
Заключение.
Список используемых источников.
Экономическая жизнь существует
столь же долго, как и существует человечество.
Перед человечеством всегда стояли, стоят
и будут стоять три взаимосвязанные проблемы:
"что производить?", "как производить?",
"для кого производить?". Перед потребителями
и производителями постоянно стоит дилемма:
Какой товар или услугу предложить покупателям?
Какой объем товаров или услуг необходимо
произвести? По какой цене продавать данный
товар? Отвечает ли цена товара его качеству?
Стоит ли приобретать товар именно у этого
производителя?
Чтобы ответить на все эти
вопросы, необходимо изучить процесс взаимодействия
покупателей и продавцов.
«Хорошо известно, что чем выше цена товара, тем меньшее количество его покупают, и наоборот, чем ниже цена, тем больше его покупают. Таким образом, между ценой товара и количеством или объёмом, который хотят и могут купить, существует определённая взаимосвязь, математически выраженная с помощью обратно пропорциональной зависимости.» *
Эта тема, без сомнений, всегда останется актуальной и будет интересна во все времена.
Предметом исследования курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.
Чтобы прояснить сущность всех проблем рассмотрим понятие спрос и предложение, и всё связанное с ними.
*(М.: «Банки и биржи» Издательское объединение «ЮНИТИ», 1996, с. 39-40)
1. Спрос и эластичность спроса
1.1 Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса.
Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос–намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленный их возможностью оплатить эти товары.
Спрос как экономическая категория отражает потребности людей. Именно потребности людей, их стремление к формированию более комфорт-ных жилищных условий и находят свое отражение в данной категории. Причем следует отметить, что потребности индивидов весьма разнообразны. Это связано с личными индивидуальными предпочтениями, вкусами, и наконец, традициями.*
Ясно, что для исследования спроса
удобно определить его
* («Микроэкономика» под ред. В.С. Артамонова, С.А. Иванова)
Предположим, что существует некоторый набор потребностей покупателя, удовлетворяемых каждая своим товаром. На каждый из товаров существуют определенные цены, и покупатель решил для себя, что его общая удовлетворенность всеми покупками в целом будет оптимальна, если он купит эти товары в некоторых определенных количествах. При снижении цены на любой из товаров часть имеющихся у покупателя средств остается свободной для дополнительного использования и лучшего удовлетворения одной или нескольких его потребностей. В зависимости от приоритетов покупателя в удовлетворении своих различных потребностей может увеличиться спрос либо только на исследуемый товар, либо на любой другой из товаров, либо на несколько товаров, включая или исключая исследуемый, в любой пропорции. То есть со снижением цены спрос на товар, по крайней мере, не снизится.
*(Пол Хейне, «Экономический образ мышления», с. 63)
Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним, прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами. На величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера.
Спрос на товар, например, может увеличиваться из-за рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо знать, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.*
Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек нуждается в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом, т.е. совокупная величина потребностей превышает спрос.
*(«История экономических учений» Под ред. Н.А. Хохлова. СПб: Питер, 2002 )
Можно выделить несколько видов спроса:
По количеству потребителей различают:
- индивидуальный спрос, т. е. платежеспособная потребность отдельного покупателя в том или ином товаре;
- суммарный спрос индивидуальных покупателей;
- совокупный спрос, т. е. реальный объем товаров, который готовы купить при определенном уровне цен все хозяйствующие субъекты на национальном уровне.
По степени охвата товаров различают:
По степени удовлетворения спроса выделяют:
По характеру спроса различают:
Закон спроса. Кривая спроса
Закономерности реагирования спроса потребителей таковы: уменьшение цен на соответствующие товары увеличивает спрос на них, и наоборот, увеличение цен сокращает спрос на данные товары. Это обратная зависимость между ценой товара и его количеством, которое можно пробрести, имеет закономерную связь.
Закон спроса выражает
обратную зависимость между ценой товара
и величиной спроса на него.
Следует отметить, что
закон спроса является одним из основных
законов рыночной экономики. К объективным
предпосылкам возникновения закона спроса
следует отнести следующие положения:
1. потребители готовы покупать большее количество продукта, но по более низкой цене;
2. потребители покупают дополнительное
количество продукта лишь при условии,
что цена его снижается;
3.закон спроса можно объяснить эффектами
дохода и замещения.
Эффект дохода состоит в том,
что если цена товара падает, то при этом
же доходе потребитель может покупать
больше товара, то есть спрос потребителя
растёт. Более высокая цена приводит к
противоположному результату.
Эффект замещения выражается
в том, что при более низкой цене у потребителя
появляется стимул приобрести дешёвый
товар вместо аналогичных товаров, которые
теперь относительно дороже. Потребители,
как правило, склонны заменять дорогие
продукты более дешёвыми.
Каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет дать определение закону спроса, между уровнем цены (Р) и величиной спроса на него (Qd).
Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.
Закон спроса гласит, что потребитель готов приобрести большее количество продукта по низкой цене, чем по более высокой. Это находит своё выражение в кривой спроса. (Рис 1.1)
Рис.1.1 Кривая спроса
Природа закона спроса по существу проста. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена, и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, приобрести взамен данного товара иной, замещающий его. Но в целом закон спроса отражает генеральную тенденцию свертывания объема закупок с ростом цен на товар в условиях, когда денежные возможности покупателя ограничены определенным пределом.
Закон спроса не действует в следующих случаях:
1. при дефиците товаров;
2. в отношении дорогостоящих товаров, покупка которых является средством сбережения;
3. в отношении товаров престижного спроса.
Цена является главным условием в приобретении того или иного товара, однако существует и ряд других факторов, влияющих на величину спроса. К ним относятся неценовые факторы спроса.(табл.1.1)
Табл.1.1
Неценовые факторы спроса
Факторы |
Содержание |
Предпочтение потребителей |
Если товар становится модным, то спрос на него растёт, и наоборот. |
Изменение доходов потребителей |
Увеличение доходов потребителей ведёт к увеличению спроса на товары. Например, увеличение оплаты труда работников в бюджетной сфере или сфера материального производства (реальный сектор экономики) |
Число покупателей на рынке |
Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса, а уменьшение – сокращение спроса. По сути, это прямая связь. |
Цены на сопряжённые товары |
Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. |
Ожидания покупателей в |
Возможное повышение цен на определённые
товары в будущем побуждает |