Предложение товаров на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая жизнь существует столь же долго, как и существует человечество. Перед человечеством всегда стояли, стоят и будут стоять три взаимосвязанные проблемы: "что производить?", "как производить?", "для кого производить?". Перед потребителями и производителями постоянно стоит дилемма: Какой товар или услугу предложить покупателям? Какой объем товаров или услуг необходимо произвести?

Содержание

Введение
1. Спрос и эластичность спроса.
1.1. Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса.
1.2. Эластичность спроса.
2. Предложение товаров на рынке.
2.1. Особенность рыночного предложения.
2.2. Эластичность предложения.
Заключение.
Список используемых источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Kopia_Kopia_KURSOVAYaYa.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

 

Существует несколько  причин обратной зависимости величины спроса от цены:

  • Ценовой барьер – если цена на товар повышается, то для какой-то части людей этот товар становится недоступным, а по низкой цене товар может купить большее количество людей.
  • Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим товаром другие, цены на которые не изменились.
  • Эффект дохода возникает когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя, что дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму денег дополнительное количество товара.
  • Эффект убывающей предельной полезности – последняя единица товара приносит меньше удовлетворения, чем предпоследняя, поэтому большинство покупателей согласятся купить еще одну единицу товара лишь при условии более низкой цены.

  «Теория полезности  является, прежде всего, попыткой  объяснить образование цены с  точки зрения психологии. Экономисты-классики заимствовали из повседневного языка слово «полезность» и придали ему специальное значение способности товара удовлетворять желание. Они утверждали, что наличие полезности является фактором, предшествующим существование меновой ценности ».*

       Если  из двух взаимозаменяемых товаров  один становится дешевле, то  покупатель отдаст предпочтение  более дешевому и сократит  покупку более дорогого.

 

 

 

 

 

 

 

 


* Теория потребительского поведения и спроса. Спб, 1993, с.78

 

1.2 Эластичность  спроса

      Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.

     Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.

Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле:

                    Эр =

   В зависимости от этих показателей и рассчитанного коэффициента эластичности различают эластичные и неэластичные спросы по цене:

  • Неэластичный спрос (EP(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема.
  • Эластичный спрос (EP(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % (DP=1 %) вызывает значительное изменение.
  • Спрос единичной эластичности (EP(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение.
  • Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены EP(D) = 0): изменение цены на 1 % и более не влияет на изменение спроса.
  • Абсолютно эластичный спрос, означающий абсолютную чувствительность спроса к малейшему изменению P(EP(D) =  ): незначительный рост P приводит к падению спроса до нуля, а незначительное снижение P – к увеличению спроса до бесконечности

Коэффициент эластичности спроса по доходу показывает, на сколько  изменится объем спроса (DQD) при изменении доходов потребителей (DI) на 1%.

 

В зависимости от связи между Qи I (прямая и обратная) коэффициент EI(D) может быть положительным и отрицательным:

  • EI(D) > 0 означает, что рост I вызывает рост Q(качественный товар: мясо, молоко) (кривая Dна рис.1.2).
  • EI(D) < 0 означает, что рост I вызывает сокращение Q(товары низшей категории, например заменители масла), (кривая Dна рис.1.2).
  • EI(D) > 1 означает, что рост Qпревышает рост I на 1 %  (товары роскоши, спрос на которые формируется при определенном уровне дохода) – кривая D3.

Рис.1.2 Варианты зависимости спроса от дохода

 

  1. Предложение товаров на рынке

2.1 Особенность  рыночного предложения

 Предложение, точно также как и спрос, это обобщающий термин. Он характеризует поведение фактических и потенциальных продавцов товара.

Объем и структура  предложения характеризует экономическую  ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами  и возможностями производства, а  также той долей товаров, которая  направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.

В каждый данный момент положение  производителей, предлагающих свой товар  на рынке, не является одинаковым. Некоторые  из них произвели много товаров, а другие мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда, у других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее его количество, то есть увеличивать предложение (при наличии конкурентов).

    Предложение, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины (объема) предложения от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина (объем) предложения – это количество единиц определенного товара, которое отдельный производитель (индивидуальное предложение) или вся совокупность покупателей (рыночное предложение) готовы приобрести за некоторый период.   Величина (объем) предложения меняется тогда, когда изменяется цена товара (на графике – движение по одной и той же кривой предложения).

 

    Так же как и спрос, предложение можно классифицировать в зависимости от уровня экономики, на котором оно возникает:

  •    совокупное предложение;
  •    отраслевое предложение;
  • предложение индивидуального производителя.

Предложение характеризует  экономическую ситуацию на рынке  со стороны продавцов. В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие – мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую прибыль. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).

    Если кривая  спроса устанавливает отношение  между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, значит, кривая предложения характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. При этом, в отличие от кривой спроса, кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению величины предложения.

 

 

 

 

 

 

Рис.2.1 Кривая предложения.

Объем предложения каждого  производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат  мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара.

          Таким образом, закон предложения выражает связь между рыночными ценами и количеством товаров или услуг, которые производители желают предложить. Такая зависимость между ценой и предложением обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, т.е. появляется стимул для него наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары для получения прибыли. 

Изменение предложения  происходит тогда, когда изменяются прочие факторы, которые раньше принимались  за постоянные. В их числе можно выделить:

  • Цены на производственные ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому (если они растут).
  • Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения.
  • Государственная политика в области налогообложения и субсидирования. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение.
  • Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.

Зависимость величины (объема) предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. Для анализа предложения используют показатель эластичности.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Эластичность предложения

     Эластичность предложения измеряет степень изменения величины (объема) предложения в зависимости от увеличения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение изменения величины (объема) предложения товара к изменению цены этого товара.

Эластичность предложения зависит от ряда факторов:

  • резервы производственных мощностей;
  • уровень товарных запасов;
  • количество времени у производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение).

Предложение, поскольку  оно связано с изменением производственного процесса, медленнее приспособляется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.

Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются  следующие временные периоды:

  • мгновенный,
  • краткосрочный,
  • среднесрочный,
  • долгосрочный.

  Рассмотрим подробнее.

  • Мгновенный период характерен тем, что реализации подлежит уже произведенный товар. Товар поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение здесь должно подстраиваться под спрос.
  • Под краткосрочным понимается период, недостаточный для осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. Предложение в этом случае является неэластичным.
  • Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
  • Долгосрочный период характерен тем, что производитель в состоянии изменить свои производственные мощности, осуществить структурную перестройку производства, обновить оборудование. Он также предполагает приток в отрасль новых фирм при расширении спроса или их уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения в этом случае достигает максимальной величины.

Различают следующие  формы эластичности предложения:

  • эластичное предложение - величина предложения изменяется на больший процент, чем цена, когда эластичность больше единицы (Es > 1). Эта форма эластичности предложения характерна для долгого периода;
  • неэластичное предложение - величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда эластичность меньше единицы(Es < 1). Эта форма эластичности предложения присуща короткому периоду;
  • абсолютно (совершенно) эластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены (Es = ~). Эта форма эластичности предложения свойственна долгому периоду, а кривая предложения строго горизонтальна;
  • абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему периоду, а кривая предложения строго вертикальна.

Рис.2.2 Эластичность предложения по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Каждая из сторон, участвующая в «операциях» купли/продажи, пытается максимально полно удовлетворить свои потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики–ограниченностью своих технологических возможностей. 
         Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.

 Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. Однако на предложение влияют ещё и неценовые факторы.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список используемых источников

  1. Артамонов, В.С./Иванов, С.А. Микроэкономика: учебное пособие, Изд. «Питер»,2009.-318с.
  2.   Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е. Ф. Борисов.– М.:Юристъ, 2007. – 568 с.
  3. Добрынин, А. И. Экономическая теория: учебник для ВУЗов / А. И. Добрынин, Л. С. Тарасевич – СПб.: - Москва-Харьков-Минск, 2007. – 378 с.
  4. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство

Информация о работе Предложение товаров на рынке