Приватизация в России: теория и опыт осуществления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи. Целью курсовой работы является системное представление теоретических основ процесса приватизации и выработка практических рекомендаций для ее эффективного проведения в России.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы трансформации отношений собственности в экономике;
- охарактеризовать приватизацию как элемент формирования и развития рыночной экономики;
- указать основные модели и этапы процесса приватизации;
- исследовать специфику российской модели приватизации в период рыночных преобразований;
- сравнить модели и результаты приватизации в экономиках стран ЦВЕ, Китая и России;
- сделать выводы по теме исследования.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы трансформации отношений собственности в экономике……………………………………………………………………..…6
1.1. Собственность как экономическая и правовая категория………….……..…6
1.2. Основные формы собственности, роль государственного и частного сектора…………...………………………………………………………….…..…..14
1.3. Приватизация в системе трансформации отношений собственности………………………………………………………………...…….19
Глава 2. Механизм приватизации собственности как фактор рыночных преобразований экономики России………………………………………….…23
2.1. Приватизация как элемент формирования и развития рыночной экономики…………………...………………………………………………………23
2.2. Основные модели и этапы процесса приватизации…..………………..……25
2.3 Специфика российской модели приватизации в период рыночных преобразований……………………………………………………………………..30
2.4. Сравнение моделей и результатов приватизации в экономиках стран ЦВЕ, Китая и России………………………………………………………………...……33
Заключение……………………..………………………..………………………...38
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Приватизация в России-теория и опыт.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Другая проблема заключается  в том, чтобы не допустить узурпирования прав собственности общества со стороны государственной бюрократии и использования этой собственности в интересах своего обогащения, или в таких формах, которые наносят экономический, социальный и экологический ущерб обществу.

Как  свидетельствует  хозяйственный  опыт развитых стран, государственная собственность развивается, прежде всего, в тех  отраслях и сферах, которые ей  оставляет  частный  капитал, то есть где невозможно получение средней нормы прибыли (нижнего предела доходности капитала).  Этим  частично  объясняется  более  низкая эффективность государственной формы собственности по сравнению с другими формами в рыночной экономике. Прежде всего, это отрасли, где отдача либо невелика, либо  наступает  через  длительное время   –   капиталоемкие   и малоприбыльные  отрасли  производственной  и социальной инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды.       

При всем этом, государство призвано заботиться, прежде всего, не о расширении  собственного сектора, а о гармоничном развитии производительных сил и о  достижении необходимого соответствия, равновесия в структуре форм собственности и хозяйственной деятельности. То есть, во главу угла при этом ставится задача стабилизации экономики, роста социально-экономической эффективности, а не развитие и реализация прав собственности.

Подчеркнем, что не существует абсолютного  разделения форм собственности, неизбежны смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - общественной, на землю – государственной и все эти факторы производства соединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной. Отсюда следует, что мы вынуждены признать взаимопроникновение и общее существование разных форм собственности в пределах одного объекта9.

Вопрос о месте и  роли   каждой    формы    собственности   в    развитой

рыночной экономике, таким образом, находит свое решение в наилучшем сочетании различных форм собственности, отвечающем требованию эффективности экономики.        

 

    1.  Приватизация в системе трансформации отношений собственности

 

Преобразования собственности  в России ассоциируются чаще всего с приватизацией. Однако приватизация является только одной из его форм. Оно включает в себя как перераспределение прав в рамках одной и той же формы собственности, так и переход от одних форм собственности к другим. При этом изменение форм собственности предполагает высокую степень концентрации прав, необходимую для перераспределения экономической власти и возникновения новых социально-экономических субъектов.

Приватизация как теоретическая  и практическая проблема связана  с наличием в обществе особой политической организации - государства, с устранением негативных последствий его функционирования. Приватизация, является одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников общественных отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами10.

Что касается самого понятие  приватизации, то в соответствии со ст.1 Федерального закона «О приватизации…»11 под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Тем самым государственная или муниципальная собственность преобразовывается в частную. Принципы приватизации отражены в ст. 2 Закона:

- Приватизация основывается  на признании равенства покупателей и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- Государственное и  муниципальное имущество отчуждается  в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе;

- Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном законом.

Первый специальный  закон «О приватизации государственных  и муниципальных предприятий в РФ» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.

Второй Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее время  приватизация определяется Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ12 и Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года13. Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование приватизации осуществляется многочисленными подзаконными актами.

Как видно, нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть - отражающие его динамику.

Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой  предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость. Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества. Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности. Третий блок приватизационных норм определяет лиц - покупателей государственного и муниципального имущества. Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.

Особенная часть включает правовые нормы о динамике процесса приватизации, выраженной в его стадиях.

В 2003 году Правительство  Российской Федерации впервые утвердило  Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2010 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.

Таким образом, с формально-правовой точки зрения в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества.

Отличие экономического и юридического подходов к преобразованию собственности отчетливо обнаруживается по следующим основным направлениям. Право фиксирует переход прав собственности от одних субъектов к другим. При этом вопросы о том, насколько эффективно объекты собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены собственников, не являются предметом специального внимания в имущественно-правовом подходе. Для экономического же подхода вопрос об эффективном использовании прав на имущество (производственные ресурсы), переходящих от одного собственника к другому, является главным. Поэтому именно экономические критерии преобразования форм собственности оказываются важнейшими для определения соответствия конкретных путей и форм преобразования собственности историческому и экономическому прогрессу. Игнорирование этого обстоятельства может привести к таким преобразованиям, которые приведут к большим потерям для общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава  2. Механизм приватизации собственности как фактор рыночных преобразований экономики России

2.1. Приватизация как элемент формирования и развития рыночной экономики

Экономика как динамическая система постоянно находится  в состоянии изменений и преобразований с целью соответствия основной её задачи - наиболее полное удовлетворение возрастающих потребностей общества. Исчерпание потенциала для реализации данной сущностной функции свидетельствует о несостоятельности существующей экономической системы, ее кризисе и объективной необходимости, в связи с этим, качественных перемен в сторону более совершенной системы, способной содействовать дальнейшему развитию общества. В данных условиях экономика вступает в специфическое межсистемное состояние, которое классифицируется как переходная экономика.

Отношения собственности как неотъемлемый институциональный элемент любой хозяйственной системы, являются исторически преходящими. Они находятся в постоянном развитии, основой которого является прогресс в области производительных сил, предопределяющий изменения в производственных отношениях, то есть собственно изменение форм собственности. Собственность образует основу любой экономической системы, поэтому все попытки усовершенствовать общественное устройство без изменения отношений собственности представляются бесплодными. Следовательно, преобразования отношений собственности являются не только стержнем экономической, рыночной реформы, но и центральной проблемой тех глубоких качественных сдвигов в обществе, которые предопределяют перспективы экономического и политического развития России, ее места в мировом сообществе. Смена отношений собственности выступает исторически и логически исходным направлением институциональных преобразований. Ею предопределяется вся их совокупность, равно как и природа нового механизма хозяйствования.

Смена отношений собственности происходит в переходный период, когда общество оказывается перед необходимостью осуществления качественно нового этапа в развитии производительных сил, невозможного в прежних условиях. Исключением из общего правила является постсоциалистическая экономика, где смена форм собственности вызвана выявившейся неспособностью огосударствленной экономики обеспечивать последовательное развитие.

Преобразование отношений  собственности в переходной экономике осуществляется путем присвоения новыми экономическими субъектами объектов реального сектора, сосредоточенных в нем средств производства, созданных в предшествующий период. Их раздел и передел происходит на основе юридических предпосылок сформированных государством. По мере завершения этого процесса начинается возрождение реального сектора экономики, что и становится основой расширенного воспроизводства вновь сформированной системы экономических отношений как отношений собственности14.

Социалистическая экономика  характеризуется господством общенародной собственности, юридически оформленной как государственная. И в этом смысле она выступает как тотально огосударствленная. Как таковая она и подлежит разгосударствлению теми или иными способами. Государственная собственность в становящейся системе сохраняется в пределах экономической целесообразности, но при этом деятельность государственных предприятий подлежит коммерциализации в связи с их превращением в товаропроизводителей.

Становление новой системы  экономических отношений осуществляется в процессе разгосударствления национальной экономики. Такое разгосударствление, будучи повсеместным, может быть осуществлено и при сохранении в качестве незыблемой государственной собственности. Но в таком случае разгосударствление происходит вследствие официального допущения частнопредпринимательской деятельности, создания юридических предпосылок для становления негосударственных форм собственности. Вследствие более высокого динамизма развития последних происходит постепенное изменение соотношения форм собственности, в рамках которого государственная собственность перестает быть господствующей. Альтернативным способом разгосударствления экономики является приватизация государственной собственности, в ходе которой осуществляется раздел ранее созданных объектов реального сектора, сопровождающийся последующим их постприватизационным переделом в ходе конкурентной борьбы.

По мере утверждения  новых форм собственности вступают в силу экономические законы, регулирующие развитие и функционирование новой системы экономических отношений, создается соответствующая им институциональная база, формируется новый механизм хозяйствования, происходит спецификация прав собственности. Все эти институциональные преобразования, будучи чрезвычайно сложными и многогранными, имеют национальные особенности в каждой из постсоциалистических стран обусловленные применяемой моделью преобразования экономики и соответственно отношений собственности как ее центрального атрибута15.

 

2.2. Основные  модели и этапы процесса приватизации

 

В рамках определения  моделей приватизации государственной  собственности следует исходить из моделей преобразования плановой (социалистической) экономики в рыночную. Делать это целесообразно в силу того что преобразования отношений собственности как составной элемент построения рыночных отношений являются отражением применяемой модели реформирования экономики в целом. В этом отношении существуют две отчасти противоположные концепции: либеральная (монетаристская) и градуалистская. Многообразие национальных моделей является лишь различными вариантами практической реализации данных теорий. В известной мере данные концепции являлись полюсами противостояния двух экономических парадигм, преобладающих в конце XX в. - западный неоклассический монетаризм, с одной стороны, и неокейнсианство и институционализм, с другой. На основе данных концепций сформировались следующие модели осуществления государством рыночных преобразований:

Информация о работе Приватизация в России: теория и опыт осуществления в России