Приватизация в России: теория и опыт осуществления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи. Целью курсовой работы является системное представление теоретических основ процесса приватизации и выработка практических рекомендаций для ее эффективного проведения в России.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы трансформации отношений собственности в экономике;
- охарактеризовать приватизацию как элемент формирования и развития рыночной экономики;
- указать основные модели и этапы процесса приватизации;
- исследовать специфику российской модели приватизации в период рыночных преобразований;
- сравнить модели и результаты приватизации в экономиках стран ЦВЕ, Китая и России;
- сделать выводы по теме исследования.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы трансформации отношений собственности в экономике……………………………………………………………………..…6
1.1. Собственность как экономическая и правовая категория………….……..…6
1.2. Основные формы собственности, роль государственного и частного сектора…………...………………………………………………………….…..…..14
1.3. Приватизация в системе трансформации отношений собственности………………………………………………………………...…….19
Глава 2. Механизм приватизации собственности как фактор рыночных преобразований экономики России………………………………………….…23
2.1. Приватизация как элемент формирования и развития рыночной экономики…………………...………………………………………………………23
2.2. Основные модели и этапы процесса приватизации…..………………..……25
2.3 Специфика российской модели приватизации в период рыночных преобразований……………………………………………………………………..30
2.4. Сравнение моделей и результатов приватизации в экономиках стран ЦВЕ, Китая и России………………………………………………………………...……33
Заключение……………………..………………………..………………………...38
Список используемой литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Приватизация в России-теория и опыт.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

1) Модель «градуализма» возникла как исторически первый вариант реформирования «социалистического» строя. Данная модель представляет собой чуть ли не единственный вариант целесообразного с экономической точки зрения реформирования системы. Отличительные черты этой модели: доминирование инерционности, постепенности, эволюционного характера изменений над «революционными» методами. В области аллокации ресурсов ведущую роль продолжает играть централизованный бюрократический контроль государства как за рыночным саморегулированием, так и за локальным монополистическим регулированием. Собственность остается преимущественно государственно-корпоративной, поддерживается прежде всего мелкая частная (а не частно-корпоративная) собственность; социальные ориентиры сводятся к умеренному консьюмеризму и патерналистской модели социальной защиты и т.п.16

Приоритетным в рамках модели считается проведение в первую очередь институциональных преобразований с целью формирования базовых рыночных и смешанных институтов, способных создать благоприятную институциональную среду, заложить тем самым надежный фундамент для дальнейших преобразований по формированию механизма рынка. Сделать это возможно только при существенной роли государства при дальнейшем сохранении и адекватном становлению институтов и складывающейся ситуации видоизменению его функций. Последующая либерализация и приватизация должна проводиться в умеренных темпах и предполагает расширение самостоятельности предприятий всех форм собственности, а также не исключает элементов протекционизма.

При градуалистской модели разгосударствление экономики достигается весьма продуманными, многообразными и последовательно реализуемыми способами:

- деколлективизация аграрного сектора путем добровольного роспуска народных коммун и превращения крестьянского двора в первичную производственную ячейку;

-  привлечение прямых иностранных инвестиций в процессе проведения политики экономического зонирования, что по существу тождественно импорту в страну рыночных отношений в самом развитом их виде, обладающих огромным демонстрационным эффектом, убеждающим лучше всяких слов в мощном экономическом потенциале рынка;

- коммерциализация деятельности самих государственных предприятий на основе разграничения права собственности, которое остается за государством, и прав хозяйствования (пользование, владение, распоряжение), которыми наделяются предприятия госсектора, постепенно превращающиеся в подлинных товаропроизводителей. Приватизация государственной собственности оказалась неприемлема как «мера буржуазной либерализации», что, однако, не воспрепятствовало разрушению монополии госсобственности как таковой, положительному по своему экономическому эффекту;

- снятие запрета на частнопредпринимательскую деятельность в различных сферах экономики, что способствовало ее бурному развитию.

2) Либеральная (монетаристская), впоследствии получившая название «шоковая терапия». Данная модель была разработана Мировым банком и Международным валютным фондом специально для стран с формирующейся рыночной экономикой и базировалась на монетаристских принципах. Предусматривает быстрый и сокрушительный демонтаж прежней хозяйственной системы, полную либерализацию экономических связей как внутри страны, так и с зарубежными странами, ускоренную приватизацию государственного сектора, внедрение рыночных институтов.

Во всех постсоциалистических странах применивших данную модель, была осуществлена приватизация, начавшаяся в первые же годы и не завершенная поныне. Исходной явилась спонтанная приватизация практически во всех постсоциалистических странах, осуществленная еще в предреформенный период, правовой основой которой в России, например, явилось законодательство конца 1980-х гг. После официального провозглашения рыночных преобразований либерализация экономических отношений осуществлялась путем отпуска цен и проведения бесплатной (ваучерной) и денежной приватизации. В странах ЦВЕ и Балтии была узаконена и реституция: бывшим собственникам были возвращены принадлежавшие им объекты собственности, незаконно конфискованные в ходе социалистических пренобразований.

По мнению сторонников  данной доктрины, одномоментные рыночные преобразования, предполагающие решительную либерализацию цен, открытие внешним рынкам, разрушение прежней институциональной структуры, являются основной предпосылкой автоматического повышения эффективности экономики. В силу радикальности принимаемых мер модель исходит из абсолютизации роли рынка и минимизации значения государства в регулировании экономикой. В рамках институциализации экономики концепция предполагает последующее проведение столь же масштабной и стремительной приватизации, по содержанию являющейся асоциальной, фискальной в связи с предшествующей либерализацией.

Наиболее ярким представителем градуалистской модели является КНР, большинство  постсоциалистических стран Европы и Россия в той или иной мере использовали на практике концепцию «шоковой терапии». Однако относить конкретные страны к выделенным моделям в чистом виде было бы крайним упрощением. В постсоциалистических странах Европы либеральные по характеру преобразования содержали множество элементов градуализма. Польша, например, считается классическим вариантом проведения «шоковой терапии», однако, преобразования собственности там проходили типично в градуалистком стиле. Не следует преувеличивать и постепенность преобразований в КНР. Многие мероприятия (введение семейного подряда в сельском хозяйстве, массовое строительство мелких предприятий, организация СЭЗ) осуществлялись в сжатые сроки. Следовательно, страновые модели приватизации характеризуются значительной национальной спецификой17.

Если рассматривать  приватизацию в динамике, то можно  выделить следующие основные этапы:

- Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т.д.

- Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование госпредприятий в ОАО и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

- Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов.

- Залоговые аукционы. Они проводились по Указу Президента РФ «О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеративной собственности» от 31 августа 1994 г. Залоговые аукционы тоже следует отнести к этапу приватизации, хотя сама форма залога приватизацией не является. По своему содержанию залог является вынужденной консервацией прав на имущество с целью получения кредита. Главной целью залога является именно получение кредита, а заложенное имущество служит способом (средством) гарантии. Собственник имущества консервирует свои права на закладываемое имущество в надежде на последующий возврат этих прав. Иначе он просто продал бы свое имущество. Особенностью залога и его отличием от продажи в данном случае является то, что залоговая стоимость (оценка) ниже реальной (рыночной) цены. Отсюда и очевидны интересы сторон. Получение чужого имущества через форму залога значительно выгоднее, чем покупка по рыночной цене. Следует также учитывать, что предметом залога были пакеты акций ОАО, созданных в порядке массовой приватизации с их высокой степенью недооцененности, поскольку их уставный капитал формировался при существенно заниженной оценке стоимости имущества приватизируемых предприятий.

- Продажа имущества  и активов предприятий через процедуру банкротства. В результате либерализации цен экономика оказалась опутанной неплатежами. Подавляющее число предприятий были одновременно и должниками, и кредиторами. Такая ситуация послужила основанием для нового передела собственности. Кризис 1998 г. помешал запустить механизм ускоренной процедуры перераспределения собственности под формой банкротств. Тем не менее процесс этот «пошел». Например, с 1 марта по 25 декабря 1998 г. арбитражными судами было возбуждено 4573 дела о банкротстве промышленных предприятий и лишь 80 из них завершились мировым соглашением18.

 

2.3 Специфика  российской модели приватизации в период рыночных преобразований

 

Приватизация в России была осуществлена в радикальном   варианте  по

характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятый 3 июля 1991 г., и послужил основой для разработки и реализации практических программ приватизации. Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. «Об ускоренной приватизации государственных и муниципальных предприятий» явился основой для интенсификации этого процесса. Широкомасштабный процесс развернулся на основе первой программы приватизации (июнь 1992 г.). А Указ Президента РФ от 1 июля 1992 г. № 721 и утвержденный пакет положений к нему ввел процесс приватизации в состояние массового.

Можно выделить следующие  основные особенности российского процесса приватизации:

- Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

-  Приоритетность одной  формы. Приоритетным направлением было превращение госсобственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы ее преобразований, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.

- Приоритет социально-политических  целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество госпредприятий, преобразованных в открытые акционерные общества (ОАО) в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества госпредприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Кроме того, к лету 1992 г. возможные накопления работников предприятий были обесценены либерализацией цен в январе 1992 г., резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов предприятий и работников, что усилило стремление трудовых коллективов к минимизации финансовых показателей при приватизации. Органы Госкомимущества, заинтересованные в скорейшей и массовой приватизации, при проверке оценки имущества предприятий не располагали ни средствами, ни кадрами, ни временем.

- Социальная   деформированность при   быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась отторжением от собственности основной массы населения и сосредоточием госсобственности и потоков доходов у олигархических групп.

- Форсирование развития  фондового рынка. Результаты приватизации по российской модели не сводятся к изменениям в структуре собственности. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно была приватизирована путем превращения госпредприятий в ОАО, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка.

Стало общепринятым неудачи  рыночных трансформаций в том  числе в отношении приватизации в России сопоставлять с преобразованиями, проводимыми в странах ЦВЕ, с одной стороны, и с богатейшим, в целом успешным опытом рыночных реформ в КНР, с другой. Действительно, выделенные модели представляют принципиально различные подходы государства к проведению реформ в целом и приватизации в частности в выделенных регионах, что обусловило, в конечном итоге, различные результаты от их реализации и определило место каждого из них в системе мирового хозяйства19.

 

2.4. Сравнение моделей и результатов приватизации в экономиках стран ЦВЕ, Китая и России

 

В подавляющем большинстве  стран ЦВЕ была проведена массовая приватизация, осуществлявшаяся бесплатным или субсидируемым распределением государственного имущества. Во многих случаях приватизация начиналась с преобразования малых предприятий, за крупными и стратегически важными объектами длительное время сохранялась государственная собственность. При этом если на первом этапе системной трансформации в странах ЦВЕ спонтанные реструктуризации и приватизация шли снизу, то на втором этапе все эти процессы стали регулироваться и стимулироваться государством. Были приняты соответствующие законы и программы, созданы государственные органы ответственные за приватизацию.20

Приватизация в странах  ЦВЕ шла рука об руку с созданием  законодательной базы, гарантирующей соблюдение прав самых разных видов собственности - государственной, частной, акционерной и т.д. Речь шла не только о восстановлении, но и о защите частной собственности. В то же время государство сохраняло в своих руках определенный перечень хозяйственных объектов, объектов инфраструктуры и природных зон, но резко снижало свое прямое участие в производстве. Основное внимание уделялось концентрации производителей на целях достижения высокой конкурентоспособности и эффективности производства с последующим серьезным повышением жизненного уровня всего населения и создания стимулов для достижения этих целей.

Информация о работе Приватизация в России: теория и опыт осуществления в России