Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:47, курсовая работа
Цель и задачи. Целью курсовой работы является системное представление теоретических основ процесса приватизации и выработка практических рекомендаций для ее эффективного проведения в России.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы трансформации отношений собственности в экономике;
- охарактеризовать приватизацию как элемент формирования и развития рыночной экономики;
- указать основные модели и этапы процесса приватизации;
- исследовать специфику российской модели приватизации в период рыночных преобразований;
- сравнить модели и результаты приватизации в экономиках стран ЦВЕ, Китая и России;
- сделать выводы по теме исследования.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы трансформации отношений собственности в экономике……………………………………………………………………..…6
1.1. Собственность как экономическая и правовая категория………….……..…6
1.2. Основные формы собственности, роль государственного и частного сектора…………...………………………………………………………….…..…..14
1.3. Приватизация в системе трансформации отношений собственности………………………………………………………………...…….19
Глава 2. Механизм приватизации собственности как фактор рыночных преобразований экономики России………………………………………….…23
2.1. Приватизация как элемент формирования и развития рыночной экономики…………………...………………………………………………………23
2.2. Основные модели и этапы процесса приватизации…..………………..……25
2.3 Специфика российской модели приватизации в период рыночных преобразований……………………………………………………………………..30
2.4. Сравнение моделей и результатов приватизации в экономиках стран ЦВЕ, Китая и России………………………………………………………………...……33
Заключение……………………..………………………..………………………...38
Список используемой литературы…………………
Из опыта преобразования госсобственности в странах ЦВЕ можно извлечь полезные уроки. Приватизация не должна превращаться в самоцель: ведь она сама по себе еще не создает ни системы частного права, ни частного сектора экономики. Приватизация имеет смысл только в том случае, если разработаны правовые основы частной собственности и создана соответствующая инфраструктура, чего нельзя сделать без регулирующей роли и помощи государства как гаранта защиты прав частной собственности и исполнения контрактов.
В России, как и в странах ЦВЕ, также была сделана попытка заменить государственную собственность на различные формы частной собственности через программу ускоренной приватизации. Наиболее негативный эффект приватизации в России состоял в том, что она способствовала присвоению новыми собственниками капитала бывших государственных предприятий, который использовался ими не в производственных целях, а для личного обогащения. Производительность труда во всех приватизированных отраслях упала в 2-3 раза. Причем часть денежного капитала была вывезена за рубеж. Это проявилось, в частности, в утрате контроля государством валютных операций. Способствовала этому и отмена государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, что значительно расширяло пути утечки капитала21.
Правительство России фактически устранилось от использования своих прав собственности на находящееся в его распоряжении имущество, предоставило бесконтрольно пользоваться этими правами другим, что вызвало рост криминализации экономики и обескровило бюджет. Не было создано и адекватной правовой базы, на основе которой могли бы легитимно и эффективно функционировать приватизированные институты.
В Китае реформирование государственной собственности достаточно продолжительное время осуществлялось в паллиативном режиме «делегирования прав вниз» при освобождении низовых хозяйственных звеньев от административной опеки, но без посягательств на кардинальные изменения в сложившейся структуре собственности. Процесс разгосударствления собственности, проведенный в Китае, приватизацией не называлось. Общая линия на диверсификацию форм собственности предусматривала подключение негосударственных форм собственности к государственным объектам без денационализации последних. Процесс разгосударствления проявился в предоставлении свободы коллективному и индивидуальному предпринимательству, в привлечении иностранных партнеров в сферу производства на территории Китая, а также в расширении хозяйственной самостоятельности государственных предприятий с перспективой их превращения в самостоятельных товаропроизводителей и включения «на равных» в конкурентную борьбу.
В Китае важнейшим фактором реформ было создание многоукладной экономики и конкуренции на товарном рынке посредством изменения форм реализации общественной (государственной) собственности. Большим преобразованиям подвергались государственные промышленные предприятия. В 90-е годы в Китае стало проводиться акционирование государственных предприятий как одна из форм реализации собственности. Процесс акционирования происходил на основе формировавшегося в течение многих лет экономического законодательства при жестком контроле со стороны государства22. При этом контрольный пакет создаваемого акционерного общества, как правило, оставался в руках государства. По данным переписи юридических лиц в КНР на 31 декабря 2001 г., госпредприятия (унитарные и с контрольным паем государства) составляли 14,9% общего количества предприятий - юридических лиц страны, при этом на них приходилось 56,2% суммарных капитальных средств и 49,6% доходов23.
В период с 1992 по 1996 гг. доля предприятий, основанных на государственной собственности в валовой промышленной продукции снизилась с 51,5 до 28,8%, доля предприятий с коллективной собственностью возросла с 35,1 до 40,4%, необщественных укладов - с 13,4 до 30,8%. В общественном розничном товарообороте доли государственной и коллективной торговли снизилась с 53,4% до 21,6%24 (таблица 2 см. приложения).
Образно говоря, китайское государство не пыталось сначала разрушить (приватизировать) «старый дом» (государственный сектор), а на его руинах создавать новый (частный сектор). Государство, сохранив государственный сектор, взяло под свой полный контроль разгосударствление национальной экономики. В результате удалось избежать пореформенных экономических провалов.
Важно констатировать отсутствие резких скачков в разгосударствлении ведущего сектора экономики страны - промышленности. Сдвиг в пользу негосударственных укладов достигнут относительно постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путем форсированного перевода государственных предприятий в негосударственные. Эта очевидная специфика преобразований в Китае в сравнении с Россией позволила полностью избежать процесса сворачивания производства в массовых масштабах и деиндустриализации народного хозяйства.25
В целом можно отметить, что экономический рост в 90-х гг. был достигнут в тех переходных странах, в которых наблюдалось более высокое качество государственного контроля и управления за процессами разгосударствления собственности. Китайский опыт реформы предприятий также показывает, что главное не быстрая приватизация предприятий и отказ государства от всяческого вмешательства в процессе управления ими, но постепенный переход от директивного управления предприятий министерствами и ведомствами через механизм централизованного планирования и распределение продукции. От управления товарными потоками к индикативному управлению с помощью экономических рычагов, через закупки необходимой продукции предприятиями на товарном рынке, к управлению финансовыми потоками путем выделения государственных инвестиций и льготных банковских кредитов. В результате поэтапной реформы системы управления предприятиями государственные предприятия в Китае постепенно превращаются в самостоятельных товаропроизводителей - субъектов рынка, действующих в условиях конкуренции под государственным контролем, который ведется преимущественно с помощью экономических рычагов26.
Таким образом, сравнительный
анализ изменения системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной экономике России до сих пор продолжаются рыночные реформы, направленные на формирование цивилизованного, развитого рынка. Несмотря на то, что в России пройдены крупные этапы приватизации, перераспределение прав собственности еще не завершено. Еще не найдена оптимальная концентрация правомочий у физических и юридических лиц, дающая наиболее эффективные формы развития собственности. Критерий экономической эффективности должен выдвинуться на передний план в процессе перераспределения прав собственности на новых этапах ее преобразования. Наметились и тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить: многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др.
Результаты и итоги приватизации, создание новых отношений собственности оказывают существенное и противоречивое воздействие на все экономические и общественные отношения общества, на индивидуальное воспроизводство.
Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить
следующие основные этапы:
- Доваучерная приватизация.
- Ваучерный (чековый) этап приватизации.
- Послечековый (денежный) этап приватизации.
- Залоговые аукционы.
- Продажа имущества и активов предприятий через процедуру банкротства.
Как отмечалось в работе, доминирующим мотивом приватизации в
России явились политические цели. Изменить процесс перераспределения прав собственности могут также политические соображения. Во второй половине 2008 г. в России остро встал вопрос об укреплении государственности. Прежде всего были выдвинуты политические инициативы об изменении порядка формирования органов законодательной и исполнительной власти. Но укрепление государственности должно иметь твердую экономическую основу - собственность и доходы. С объективной необходимостью государству придется решать вопросы укрепления своих экономических основ. Здесь возможны варианты: перераспределение госбюджета, не изменяющее экономических основ его формирования; перераспределение в пользу государства потоков доходов, формируемых на естественно-монопольной и рентной основе и экономических правах собственности, порождающих рентный и монопольный доход.
Можно выделить следующие основные особенности российского процесса приватизации:
- Директивность.
- Приоритетность одной формы.
- Приоритет социально-
- Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала.
- Форсирование развития фондового рынка.
Сравнительный анализ изменения системы собственности в различных странах с трансформационной экономикой показывает, как правило, низкую эффективность форсированной массовой приватизации, проводимой без какого-либо экономического обоснования передачи госпредприятий в частную собственность, без предприватизационной подготовки приватизируемых объектов. Россия, прибегшая к быстрой и широкомасштабной приватизации, долго не могла выйти из тяжелого кризиса, последствия которого до сих пор не преодолены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗуемой литературы
имущества» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2010. - 376 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1 - Структурные изменения в экономике Польши (1989-1997) (в %)
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |
Доля частного сектора в ВВП (в %) |
28,6 |
30,9 |
41,7 |
47,2 |
51,9 |
52,2 |
57,9 |
60,1 |
64,1 |
Доля частных банков (в %): | |||||||||
В активах |
- |
- |
- |
- |
13,0 |
18,6 |
16,9 |
27,9 |
|
В капитале |
- |
- |
- |
- |
26,4 |
27,7 |
32,2 |
38,2 |
|
Доля частных предпринимателей (в тыс. чел.) |
830 |
1171 |
1472 |
1698 |
1944 |
2071 |
2061 |
2356 |
2539 |
Информация о работе Приватизация в России: теория и опыт осуществления в России