Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:55, курсовая работа
Важнейшими направлениями формирования
рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства,
разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике,
потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее
приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования
рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать
процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности
российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт
приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Введение…………………………………………………………………………………………………………...3
1. Теория приватизации…………………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность приватизации……………………………………………………………………………..5
1.2. Формы и способы приватизации……………………………………………………………….7
1.3. Цели приватизации……………………………………………………………………………………10
2. Практические аспекты приватизации в России…………………………………………..12
2.1. Этапы приватизации………………………………………………………………………………….12
2.2. Итоги приватизации…………………………………………………………………………………..15
2.3. Перспективы приватизации………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………………….23
критерии обусловили следующие основные способы приватизации -
акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа
предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на
аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться
наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и
суметь заинтересовать
их в достижениях наилучших
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех
реформ - не навреди!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с
экономикой
переходного периода можно
. приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная
собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
. приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение
неоправданных монополий;
. изменения
структуры собственности
. обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции,
совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и
социального
обеспечения, формирование и
. приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
. каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным
народному контролю.
Основные концепции приватизации.
В условиях
рыночной трансформации
чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация»,
«разгосударствление», «коммерциализация».
В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная
собственность
рассматриваются как два
Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в
экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая
частная собственность, основанная на собственном труде, считалась
антагонистичной общественной.
Второй подход — «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как
«трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая
собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную
трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.
Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать
«субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной
собственности безотносительно к типу и способу производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним
негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно
выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается
как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности
государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов,
индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования
экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она
представляет собой элемент государственного регулирования долговременного
характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов
государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в
том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как
субъекты
предпринимательской
Массовый характер приватизация может принять только при использовании
разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).
Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и
де приватизации - двух возможных методов государственного воздействия на
формирование экономической структуры общества, границ приватизации,
взаимоотношений
приватизированных и
Экономическое содержание приватизации.
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации
позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы
отношений по изменению формы собственности на средства производства с
государственной на частную под непосредственным воздействием
государственных органов.
При продаже
предприятия происходит
собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно
назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего
государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции
остаются
в государственной
выкупят другие инвесторы.
Содержание
системы отношений
этом аспекте приватизация - не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация
способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к
акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной
реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи
приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему
демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не
только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации
настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации
методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов
при выходе из них структурных подразделений.
Реализация
целей приватизации взаимно
существуют между принципами социальной справедливости и экономической
эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях
ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством
приватизации является перераспределение доходов и имущества.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое
одновременно
создает предпосылки для
Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки
при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к
«неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом
деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного
процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение
приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом
объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований
несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически
отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства
значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий.
Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют
неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и
необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых
коллективов, безработных и т.п.)
Приватизация
является важнейшим
и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической
структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы
необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей.
Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав
собственности.[20]
2 Формы и способы приватизации.
Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении.
Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в
частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций
данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В
более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда
государство перестает быть основным собственником, а покупателями или
владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим
частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из
рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от
политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в
каждой конкретной стране.
Формальная приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод
государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить
в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация
ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности
предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим
ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства
не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует
инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной
приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в
распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях
формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный
этап для проведения материальной приватизации.
Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае,
когда государственное предприятие продается частным стратегическим
инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на
муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:
. продукция - услуги, производимые государственными предприятиями,
заменяются продукцией - услугами других предприятий;
. при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец
оказывает
государственному органу
потребляются непосредственно населению;
. при использовании
«концессионной модели»
гражданам платные услуги;
. в случае использования «чековой системы» государство размещает
финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно
производить
расчеты с любыми
Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого
метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе
инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут
играть
и другие критерии. В отличие
от массовой приватизации
иметь
место значительный приток
Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене.
При
этом не учитываются
Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается
ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее
важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости
предприятия.
Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае,
когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его
руководящего состава.
Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда
предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом
случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего
руководства.
Приватизация
сопровождается рядом
разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов,
изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в
социальной сфере.
Обычно
процесс приватизации
Предпродажный анализ и оценка предприятия.
. стратегический анализ и оценка предприятия;
. определение
мероприятий по
. определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
. анализ потенциальных покупателей;
. определение методов продажи;
. определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки
поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и
«прозрачность» соответствующих процедур;
. образование
комиссии по оценке
Информация о работе Приватизация в России и ее социально-экономические последствия