Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:55, курсовая работа
Важнейшими направлениями формирования
рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства,
разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике,
потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее
приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования
рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать
процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности
российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт
приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
Введение…………………………………………………………………………………………………………...3
1. Теория приватизации…………………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность приватизации……………………………………………………………………………..5
1.2. Формы и способы приватизации……………………………………………………………….7
1.3. Цели приватизации……………………………………………………………………………………10
2. Практические аспекты приватизации в России…………………………………………..12
2.1. Этапы приватизации………………………………………………………………………………….12
2.2. Итоги приватизации…………………………………………………………………………………..15
2.3. Перспективы приватизации………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………………….23
хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного
рынка ценных бумаг.
На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление
инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов
приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства
оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем
организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов
должно стать целевое финансирование технического перевооружения
производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились
условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в
регионах.
Программы приватизации, принимаемые государственньми органами различных
уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы в них
использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению, чаще
проводится линия на сужение сферы приватизации и Ограничение ее форм.
Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов, будут
реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных акционерных
обществ.
Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является
приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков
в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных
участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не
только арендаторам, но и пользователям) приводит к объяснимому торможению
данного процесса в регионах.
Реформирование
механизма приватизации в
следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать продажа
предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу.
Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах.
Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации
приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся
государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль
должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних
предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).
В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое
явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного
сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического
обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на
ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели
потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.
В рамках
приватизации государственных
предприятий тесно
политические, экономические и социальные мотивы, и процесс приватизации
должен рассматриваться только как составная часть комплексного подхода к
реформированию экономики. Процессы реформ, которые в последние годы с
различной скоростью протекают в указанных странах, охватывают такие сферы,
как либерализация цен, реформа банковской системы, рынок капиталов и
торговая политика. Реформы сопровождаются масштабным изменением правовых
условий. По этой причине в ходе дискуссий на тему приватизации необходимо
всегда учитывать количественные и качественные различия между странами, где
в настоящее время проводятся реформы, и странами Западной Европы. Кроме
того, в конце 80-х годов страны Центральной и Восточной Европы находились
на различных этапах экономического и политического развития, что
существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.
Сравнительный
анализ основных черт
Европе и в России показывает наличие общих тенденций: 1) использование в
качестве инструмента перехода к рынку коммерциализации и акционирования
государственных предприятий; 2) введение чековой (или купонной) системы;
3)низкая доходность приватизации; 4) аукционная продажа малых объектов.
Приватизация в развитых странах имеет ряд существенных отличий:
многообразие форм приватизации, индивидуализация и низкие темпы
приватизационного процесса, использование в качестве постоянного элемента
государственного регулирования экономики. В перспективе именно эти
характеристики будут свойственны российской приватизации.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений,
возникающих в связи с изменением формы собственности на средства
производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь
приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти,
трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных
изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том,
что приватизация
является разгосударствлением
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как
макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость
постоянного внерыночного согласования производственной деятельности
государственных предприятий в условиях административно-командной экономики
обусловила
их высокие планово-
рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками.
Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом
от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству»,
но и позитивным
стремлением предприятий к
Приватизация
выполняет две функции. С
элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с
другой, - инструментом государственного регулирования долговременного
характера. Непосредственными целями приватизации являются:
. формирование
слоя мелких и средних
. сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности;
. перераспределение экономических основ власти.
Достижение социальной справедливости, повышение экономической
эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не
выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать
развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.
Основньми критериями выбора способа приватизации являются отраслевая
принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной
справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,
необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного
потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные
критерии обусловили следующие основные способы приватизации -акционирование
(с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества
по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп
арендованного имущества; банкротство.
Особенностями
начального этапа
являются: приоритет политических целей процесса, введение системы
приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно
формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий;
аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эти черты сближают российскую практику приватизации с
восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента
государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь
общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада
(многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность,
индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).
Эмиссия
и обращение приватизационных
чеков стали эффективным
быстрого перераспределения государственного имущества среди
негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных
предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции
большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности),
малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
Успешное проведение приватизации и особенно пост приватизационное
развитие предприятий зависит от создания и функционирования управленческих
как государственных, так и не государственных структур (холдингов,
финансово-промышленных групп). Именно они призваны обеспечить эффективное
распоряжение
государственной долей в
Прогноз
процесса приватизации в
ведущим способом приватизации станет продажа предприятий (имущества,
пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода
к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий
приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых
комплексов, малых и средних предприятий.
Список литературы:
1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные
источники.
1.1. Закон от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и
муниципальных предприятий в РСФСР».
1.2. Федеральный Закон от 24 июня 1997 г. «О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального
имущества в Российской Федерации».
1.3. Федеральный Закон от 8 января 1998 г. «О несостоятельности
(банкротстве)» - М.: Статус, 1998.
1.4. Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. «О втором этапе приватизации
в г. Москве»
1.5. Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие
системы приватизационных чеков в РФ».
1.6. «Отчет об основных итогах чековой приватизации» Госкомимущества за
1994 г.
2. Монографии, статьи.
2.7. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993.
2.8. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. - М.,
1991.
2.9. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996.
2.10. Ослунд А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России М.:
Республика, 1999.
2.11. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия - М.: Экономика, 1994.
2.12. Синицын К.Ю. На
пути к экономической
2.13. Современный цивилизованный рынок. Зарубежный опыт и его
распространение в СНГ - М.: Знание, 1995.
2.14. Становление рыночной
экономики в странах
1994.
2.15. Стигну Д. Экономика государственного сектора, М., 1997.
2.16. Теория переходной экономики. Под ред. д-ра экон. наук В.В.
Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997.
2.17. Шаванс Б. Экономические реформы в Восточной Европе - М.: 1994.
2.18. Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В. Бузгалина А.В.
- М. Моск. ун-т, 1995.
2.19. Экономика. Под ред. Булатова А.С. - М., 1994.
2.20. Экономическое развитие, М. Торадо, М., 1997.
3. Зарубежные издания на иностранных языках.
4. Периодические издания.
Вопросы экономики. 1994 – 1996.
Журнал Коммерсант. 1995 – 1997.
Российский экономический журнал. 1996 – 1998.
Свободная мысль. 1995 – 1999.
Экономика и жизнь. 1994 – 1999.
Торадо М.П. Экономическое развитие: Учебник/пер.с англ. Под ред. С.М. Яковлева, Л.З. Зевина.М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.671 с. 20.
9. Попов А. И. Экономическая теория : учебник для экономических вузов / А. И. Попов . - 3-е изд . - СПб. [и др.] : Питер , 2001. - 457 с.
Информация о работе Приватизация в России и ее социально-экономические последствия