Приватизация в России и ее социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшими направлениями формирования
рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства,
разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.
В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике,
потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее
приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования
рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать
процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности
российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.
Цель исследования: проанализировать и обобщить накопленный опыт
приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………...3
1. Теория приватизации…………………………………………………………………………………….5
1.1. Сущность приватизации……………………………………………………………………………..5
1.2. Формы и способы приватизации……………………………………………………………….7
1.3. Цели приватизации……………………………………………………………………………………10
2. Практические аспекты приватизации в России…………………………………………..12
2.1. Этапы приватизации………………………………………………………………………………….12
2.2. Итоги приватизации…………………………………………………………………………………..15
2.3. Перспективы приватизации………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

со сносками.docx

— 97.39 Кб (Скачать файл)

хозяйство, создание рынка недвижимости  и  земли,  создание  цивилизованного

рынка ценных бумаг.

  На  очередном   этапе  приватизации   акцент   переносится   на   усиление

инвестиционного содержания этого процесса.  В  рамках  действующих  способов

приватизации  целесообразно  сначала  провести   реорганизацию   большинства

оставшихся  государственных  предприятий  в  акционерные  общества,  а  затем

организовать  серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих  торгов

должно   стать   целевое    финансирование    технического    перевооружения

производства, в  том  числе  конверсии.  В  настоящее  время  уже  сложились

условия для  перехода к оригинальным  моделям  приватизационного  процесса  в

регионах.

  Программы  приватизации, принимаемые государственньми  органами  различных

уровней, могли  бы быть более привлекательными и  простыми,  если  бы  в  них

использовалось  большее количество методов приватизации.  К  сожалению,  чаще

проводится  линия на сужение сферы приватизации и Ограничение ее форм.

  Многие  акционерные общества, включающие  в свой состав ряд филиалов, будут

реорганизованы  путем разделения  на  несколько  самостоятельных  акционерных

обществ.

  Весьма  сложной в теоретическом и  практическом  плане  проблемой   является

приватизация  объектов недвижимости, особенно крупных, и  земельных  участков

в городах. Непродуманный механизм их  приватизации  (приватизация  земельных

участков  в ценах  1992  г.;  предоставление  права  выкупа  недвижимости  не

только арендаторам, но и пользователям) приводит  к  объяснимому  торможению

данного процесса в регионах.

  Реформирование  механизма приватизации в России  будет  осуществляться  по

следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна  стать  продажа

предприятий  (имущества,  пакетов  акций)   по   инвестиционному   конкурсу.

Необходимо  перейти  к  оригинальным  моделям   приватизации   в   регионах.

Дифференцированный  отраслевой  и  внутриотраслевой  подход  к  приватизации

приведет    к    индивидуализации    условий    реорганизации     оставшихся

государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую  роль

должны играть ранее слабо используемые способы  приватизации малых и  средних

предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

 

 

 

                                 Заключение.

 

 

 

  В конце  70-х - начале 80-х годов приватизация  превратилась в  общемировое

явление. Более 80 стран мира приняли программы  сокращения  государственного

сектора. Приватизация  стала  важнейшим  элементом  процесса  экономического

обновления  постсоциалистического мира, развития частной собственности и на

ее  основе  рыночного  хозяйства.   Смена   социально-экономической   модели

потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.

  В рамках  приватизации  государственных   предприятий  тесно  переплетаются

политические, экономические и  социальные  мотивы,  и  процесс  приватизации

должен рассматриваться  только как составная  часть  комплексного  подхода  к

реформированию  экономики.  Процессы  реформ,  которые  в  последние  годы  с

различной скоростью  протекают в указанных странах, охватывают  такие  сферы,

как  либерализация  цен,  реформа  банковской  системы,  рынок  капиталов  и

торговая  политика. Реформы  сопровождаются  масштабным  изменением  правовых

условий. По этой причине в ходе дискуссий  на  тему  приватизации  необходимо

всегда учитывать  количественные и качественные различия между странами,  где

в настоящее  время проводятся реформы,  и  странами  Западной  Европы.  Кроме

того, в конце 80-х годов страны Центральной  и  Восточной  Европы  находились

на  различных  этапах   экономического   и   политического   развития,   что

существенно повлияло на условия перехода в каждой из этих странах.

  Сравнительный  анализ основных черт приватизационного  процесса в Восточной

Европе и  в России показывает наличие общих  тенденций:  1)  использование  в

качестве инструмента перехода  к рынку коммерциализации  и акционирования

государственных предприятий; 2) введение  чековой  (или  купонной)  системы;

3)низкая доходность  приватизации; 4) аукционная продажа  малых объектов.

  Приватизация  в  развитых  странах  имеет   ряд   существенных   отличий:

многообразие   форм   приватизации,   индивидуализация   и   низкие    темпы

приватизационного процесса, использование в  качестве  постоянного  элемента

государственного  регулирования  экономики.   В   перспективе   именно   эти

характеристики  будут свойственны российской приватизации.

  Приватизация  представляет  особую   систему   экономических   отношений,

возникающих  в связи с изменением   формы   собственности   на   средства

производства: с «государственной» на  «частную».  Она  включает  взаимосвязь

приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти,

трудовых  коллективов предприятий, населения  в  целом  в  процессе  глубинных

изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в  том,

что приватизация является разгосударствлением собственности.

  Объективные   причины  развития  приватизационного   процесса   носят   как

макроэкономический,  так  и   микроэкономический   характер.   Необходимость

постоянного   внерыночного   согласования   производственной    деятельности

государственных предприятий в условиях  административно-командной  экономики

обусловила  их высокие планово-координационные  издержки. Между  тем  механизм

рынка  осуществляет  такое  согласование  с  гораздо  меньшими   издержками.

Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны  в  целом

от «административно-командной» системы к «социальному рыночному  хозяйству»,

но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

  Приватизация  выполняет две функции. С одной   стороны,  она  должна  стать

элементом экономической  реформы,  ядром  радикальных  преобразований,  а  с

другой,  -  инструментом  государственного   регулирования   долговременного

характера. Непосредственными  целями приватизации являются:

. формирование  слоя мелких и средних собственников;

. сокращение  доли имущества, находящегося  в государственной и муниципальной

   собственности;

. перераспределение  экономических основ власти.

  Достижение    социальной    справедливости,    повышение    экономической

эффективности  производства,  рост  доходов  государственного   бюджета   не

выступают  собственными  целями  приватизации.  Она   может   способствовать

развитию  данных процессов только в долгосрочном периоде.

  Основньми критериями  выбора  способа приватизации  являются  отраслевая

принадлежность   и   размер   предприятия,   учет    принципов    социальной

справедливости   и   приоритета   трудового   коллектива,   демонополизация,

необходимость  сохранения  профиля  предприятия  и   его   производственного

потенциала, рентабельность предприятия,  привлечение  инвестиций.  Названные

критерии  обусловили следующие основные способы  приватизации  -акционирование

(с закрытой  подпиской или продажей акций); продажа предприятий  и   имущества

по  коммерческому  или  инвестиционному  конкурсу   (на   аукционе);   выкуп

арендованного имущества; банкротство.

  Особенностями  начального этапа  приватизации  в  России  (1991-1994  гг.)

являются:  приоритет   политических   целей   процесса,   введение   системы

приватизационных  чеков;  сверхвысокие  темпы  приватизации;  преимущественно

формальный  характер приватизации  при  акционировании  крупных  предприятий;

аукционная  продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

  Эти    черты    сближают    российскую    практику     приватизации     с

восточноевропейской. Использование приватизации как  постоянного  инструмента

государственного  регулирования экономики на последующих  этапах  будет  иметь

общие характеристики с процессом  приватизации  в  развитых  странах  Запада

(многообразие   форм   приватизации,   ее   инвестиционная   направленность,

индивидуализация  и низкие темпы приватизационного  процесса).

  Эмиссия  и обращение приватизационных  чеков стали эффективным инструментом

быстрого     перераспределения     государственного     имущества      среди

негосударственных инвесторов. Вторичный  же  рынок  акций  приватизированных

предприятий  развивается  медленно  из-за   отсутствия   спроса   на   акции

большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой  ликвидности),

малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

  Успешное  проведение  приватизации  и   особенно   пост   приватизационное

развитие  предприятий зависит от создания и  функционирования  управленческих

как  государственных,  так  и  не   государственных   структур   (холдингов,

финансово-промышленных групп). Именно они призваны  обеспечить  эффективное

распоряжение  государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

  Прогноз  процесса приватизации в России  показывает следующие  перспективы:

ведущим  способом  приватизации  станет  продажа   предприятий   (имущества,

пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились  условия  для  перехода

к оригинальным моделям приватизации  в  регионах;  индивидуализация  условий

приватизации  оставшихся  государственных крупнейших  научно-производственых

комплексов, малых и средних предприятий.

 

 

 

                             Список литературы:

 

 

 

  1. Законодательные, нормативные,  распорядительные  акты,  документальные

источники.

 

  1.1.  Закон  от  3  июля  1991  г.  «О  приватизации  государственных   и

муниципальных предприятий  в РСФСР».

 

  1.2.  Федеральный   Закон   от   24   июня   1997   г.   «О   приватизации

государственного  имущества  и  об   основах   приватизации   муниципального

имущества в Российской Федерации».

 

  1.3.  Федеральный   Закон  от  8  января  1998  г.  «О   несостоятельности

(банкротстве)» - М.: Статус, 1998.

 

  1.4. Указ Президента  РФ от 6 февраля 1995 г. «О втором  этапе приватизации

в г. Москве»

 

  1.5. Указ Президента  РФ от 14 августа 1992  г.  «О  введении  в  действие

системы приватизационных чеков  в РФ».

 

  1.6. «Отчет об основных  итогах чековой приватизации»   Госкомимущества  за

1994 г.

 

  2. Монографии, статьи.

 

  2.7. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993.

 

  2.8. Капелюшников Р.И. Экономическая теория  прав  собственности.  -  М.,

1991.

 

  2.9. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996.

 

  2.10.  Ослунд  А.  Шоковая терапия в Восточной Европе  и России  М.:

Республика, 1999.

 

  2.11. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия - М.: Экономика, 1994.

 

  2.12. Синицын К.Ю. На  пути к экономической демократии - М.: Знание, 1993.

 

  2.13.  Современный   цивилизованный   рынок.   Зарубежный   опыт   и   его

распространение в СНГ - М.: Знание, 1995.

 

  2.14. Становление рыночной  экономики в странах  Восточной   Европы  -  М.:

1994.

 

  2.15. Стигну Д. Экономика государственного сектора, М., 1997.

 

  2.16.  Теория  переходной  экономики.  Под  ред.  д-ра  экон.  наук  В.В.

Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997.

 

  2.17. Шаванс Б. Экономические реформы в Восточной Европе - М.: 1994.

 

  2.18. Экономика переходного  периода. Под ред. Радаева В.В. Бузгалина А.В.

- М. Моск. ун-т, 1995.

 

  2.19. Экономика.  Под  ред. Булатова А.С. - М., 1994.

 

  2.20. Экономическое развитие, М. Торадо, М., 1997.

 

  3. Зарубежные издания  на иностранных языках.

 

  4. Периодические издания.

 

  Вопросы экономики. 1994 – 1996.

 

  Журнал Коммерсант. 1995 – 1997.

 

  Российский экономический  журнал. 1996 – 1998.

 

  Свободная мысль. 1995 –  1999.

 

  Экономика и жизнь. 1994 – 1999.

Торадо М.П. Экономическое развитие: Учебник/пер.с англ. Под ред. С.М. Яковлева, Л.З. Зевина.М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.671 с. 20.

9. Попов А. И. Экономическая  теория : учебник для экономических  вузов / А. И. Попов . - 3-е изд . - СПб. [и др.] : Питер , 2001. - 457 с.


Информация о работе Приватизация в России и ее социально-экономические последствия