Приоритеты развития коммерческих банков Кыргызстана на перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 07:13, курсовая работа

Краткое описание

Дерегулирование и либерализация банковского законодательства способствовала росту накала борьбы внутри отдельных групп финансовых посредников и между ними. Так. в среде коммерческих банков усиление конкуренции проявилось в быстром преобразовании «оптовых» банков, ориентированных на операции с деловыми фирмами и состоятельными клиентами, в «розничные» институты, имеющие целью – привлечение возможно более широкой клиентуры из числа среднего класса для аккумуляции мелких сбережений и предоставления потребительских и ипотечных ссуд.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 5
1.1.Принципы деятельности коммерческих банков 5
1.2.Функции коммерческих банков 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСТАНА 10
2.1. Коммерческий банк - как объект анализа. 10
2.2. Анализ структуры ресурсов коммерческих банков Кыргызской Республики 15
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ КЫРГЫЗСТАНА НА ПЕРСПЕКТИВУ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 36

Вложенные файлы: 1 файл

Cодержание.docx

— 66.81 Кб (Скачать файл)

     Другая сторона деятельности  коммерческих банков связана  с выпуском и рыночным размещением  ценных бумаг.

    В  целом выполнение депозитно-расчетных  операций, кредитного обслуживания  и других важных функций позволяет  коммерческим банкам занимать  уникальное место в кредитной  системе.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ  БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ  КЫРГЫЗСТАНА

2.1. Коммерческий банк - как объект анализа.

В соответствии с законодательством Кырыгзской Республики Банк - это

финансово-кредитное учреждение, созданное  для привлечения депозитов юридических и физических лиц и других денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности, срочности, а также для осуществления расчетов по поручениям клиентов

          С одной стороны, банк, как и  любое предприятие, создается  для удовлетворения интересов собственников банка (акционеров или индивидуальных), и общественных интересов (клиентов - физических и юридических лиц, обслуживаемых банком). С другой стороны, банк – это предприятие   особого   вида,   которое   организует   и   осуществляет   движениессудного капитала, обеспечивая получение прибыли собственникам банка.

Коммерческие банки  относятся к особой категории  деловых предприятий,

получивших  название  финансовых  посредников.   Они  привлекают  капиталы, сбережения  населения  и  другие   свободные   средства,   высвобождающиеся   в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале.

           Финансовое посредничество отличается  от брокерско-дилерских функций. Финансовые посредники в процессе деятельности создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику.

Этот процесс создания новых  обязательств и обмена их на обязательства других контрагентов составляет основу, суть финансового посредничества. Подобная трансформация исключительно важна в рыночной экономике. Она позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их разных разных источников, финансовые посредники создают общий обезличенный поток денежных  средств  и  могут  удовлетворять  требования  на  кредит  на  самых различных условиях.

Во  всем мире коммерческие банки являются важнейшим звеном банковской системы, концентрируя основную часть кредитных ресурсов и осуществляя широкий диапазон банковских операций и финансовых услуг для юридических и физических лиц. Они представляют второй уровень банковской системы после центральных (государственных, национальных, федеральных и т. п.) банков.

Как видно из вышеприведенного коммерческий банк - это субъект предпринимательской деятельности и поэтому он является объектом экономического анализа, со всеми процессами и явлениями, которые в своей совокупности составляют его финансово-хозяйственную деятельность.

Результатом   этой   деятельность   является   банковский   продукт   в   виде создаваемых платежных средств и предоставляемых услуг. По мнению некоторых экономистов, банковский продукт - это разнообразные действия на финансовом

рынке, денежные операции, осуществляемые коммерческим банком за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также действия, имеющие целью совершенствование и повышение эффективности банковского дела (например, совершенствование организационной структуры, внедрение новой техники и технологий и т. п.).

Таким образом, объектом анализа  является финансовое состояние коммерческого банка, которое в экономической литературе обычно сводится к финансовой устойчивости или надежности кредитной организации.

Удачный выбор банка потребителями  банковских услуг - предприятиями и  частными лицами, подчас, не легкое дело. Наиболее важными критериями выбора банка, могут служить, во-первых, тип банка; во-вторых, ассортимент предоставляемых им услуг; в-третьих, качество и цена услуг и, наконец, самое главное - надежность (устойчивость) банка,

Под надежностью банка понимается его способность без задержек и в любой ситуации на рынке выполнять взятые на себя обязательства. Поддержание устойчивости банков требует комплексного изучения их деятельности с применением широкого набора аналитических приемов. Надежность банка зависит от множества различных факторов. Условно их можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним относятся факторы, обусловленные воздействием внешней среды на банк, то есть факторы, определяющие состояние финансового рынка,

национальной и мировой экономики, политический климат в стране, а  также форс-мажорные обстоятельства. Если же действие внешней среды относительно стабильно, то положение банка определяется внутренним (эндогенным) положением.

К внутренним относятся факторы, обусловленные профессиональным уровнем персонала, в том числе высшего, и уровнем контроля за проводимыми банком  операциями,  а также:  стратегия  банка,  обеспеченность  собственным капиталом, внутренняя политика банка.

Вероятность неблагоприятного влияния конкретных факторов или  их комбинаций на надежность банка характеризуется рисками.

Под риском понимается угроза потери части своих ресурсов, недополучение доходов или произведение дополнительных расходов в результате проведения финансовых операций (размер возможных потерь определяет уровень рискованности этих операций). Риски появляются в результате несоответствия прогнозов реально развивающимся событиям.

Риски очень сложно классифицировать по факторам, их вызывающим, так как  их проявлению способствует воздействие  совокупности различных как внешних, так и внутренних факторов. Например, причиной роста риска ликвидности может быть не только невозможность оперативного привлечения денежных ресурсов, но и ошибки в планировании, некомпетентность персонала, низкое качество кредитного портфеля (угроза невозврата большой доли выданных кредитов).

Таким образом, совокупность различных факторов может стать  причиной возникновения следующих наиболее распространённых банковских рисков:

• риск ликвидности

• процентный риск

• кредитный риск

• рыночный риск

• политический риск

• валютный риск

                    • риск изменения конъюнктуры рынка

• страновой  риск

• риск форс-мажорных обстоятельств.

Риск ликвидности связан с потерей возможности быстро превращать свои активы в денежную форму или привлекать дополнительные ресурсы в достаточном объёме для оплаты предъявляемых обязательств.

Процентный  риск связан с колебаниями процентных ставок на рынке. Если, например, на рынке произошло падение ставок, размещение производится под более низкий  процент, а ставки по привлеченным банком средствам не изменились (возможно в силу того, что они гарантированны на весь срок действия договора), то банк понесёт убытки (либо недополучение прибыли), поскольку будет вынужден выплачивать повышенные проценты по привлеченным средствам.

Кредитный риск связан с возможностью невыполнения заёмщиком своих финансовых обязательств (невозврат долга).

Рыночный риск связан с возможным обесценением ценных бумаг. Может возникнуть в результате колебания нормы ссудного процента, изменения прибыльности и финансового благополучия компаний-эмитентов, а также инфляционного обесценения денег.

Политический  риск определяется стабильностью и предсказуемостью политического климата в стране, уровнем противостояния отдельных политических сил, возможностью резкого изменения приоритетов и направления развития страны.

Валютный риск возникает при проведении валютных операций банком и связан с возможностью денежных потерь в результате непредсказуемого колебания валютных курсов.

Риск изменения  конъюнктуры рынка возникает при возникновении резких и неблагоприятных изменений на отдельных сегментах финансового рынка. Если банк имеет узкую специализацию и работает только на данном рынке, то такая ситуация существенно подрывает надежность банка. Для универсальных банков

потеря  отдельных рынков менее болезненна, но тоже может явиться причиной сбоев в его работе.

Страновой риск зависит от политико-экономической стабильности стран-клиентов или стран-контрагентов, импортеров или экспортеров, работающих с данным банком. Одним из возможных способов оценки уровня странового риска является индекс БЕРИ (германская фирма БЕРИ). Его определением занимаются

около 100 экспертов, которые с помощью  различных методов экспертных оценок проводят анализ четыре раза в год. Таким образом, анализируются все стороны политической и экономической ситуации в стране партнера.

          Риск форс-мажорных обстоятельств зависит от наступления обстоятельств непреодолимой силы, возникающих в результате чрезвычайных и непредотвратимых событий (например, стихийное бедствие, война, эмбарго, введение валютных ограничений, забастовки и т.д.

Следовательно, надёжность банка определяется не только тем, какому риску подвергается банк, но и насколько банк способен им управлять. К основным средствам (методикам) управления рисками можно отнести использование принципа взвешенных рисков; осуществление систематического анализа финансового состояния клиентов банка, его платежеспособности и кредитоспособности, применение принципа разделения рисков, рефинансирование кредитов; проведение политики диверсификации (широкое перераспределение кредитов в мелких суммах, предоставленных большому количеству клиентов, при сохранении общего объема операций банка); страхование кредитов и депозитов; применение залога; применение гарантий, хеджирование валютных сделок, увеличение спектра проводимых операций (диверсификация деятельности).

2.2. Анализ структуры ресурсов  коммерческих банков Кыргызской  Республики

Банковская система Кыргызстана, как известно, двухуровневая. На первом уровне – Национальный банк республики, на втором – коммерческие банки. На начало 2002 года в Кыргызстане насчитывалось 20 коммерческих банков и кредитно-расчетных  организаций, лицензированных Национальным банком. Это - «Кыргызстан», «Аманбанк», «Дос-Кредобанк», «Экобанк», «Толубай», «Демир Кыргыз Интернэшнл банк», «Банк  Азии», «Кыргызкредит», «Банк Бакай», «Кыргызский инвестиционно-кредитный  банк», а также «Расчетно-сберегательная компания», «Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация» и «Финансовая  компания по поддержке и развитию кредитных союзов».

По данным НБКР, на начало 2001 г. суммарный  капитал банков и РСК достиг 966 млн. с., увеличившись по сравнению с  аналогичным показателем годичной давности на 314 млн. сом. Через год, на начало 2002 г., он составил 1 757,686 млн. сомов, а еще через полгода несколько  снизился - до 1 741,18 млн. сом1.

Если на 1 января 2000 г. насчитывалось 11 коммерческих банков, закончивших  финансовый год с прибылью, то на 1 января 2001 г. стало уже 16 таких банков. На начало 2002 г. их было 20 (вместе с финансово-кредитными организациями), а чистая прибыль банков на конец 2001 года, по данным Нацбанка, составила 45,7 млн. сомов.

За 2000 г. на 6 % увеличилась депозитная база действующих коммерческих банков (временно хранящиеся в КБ денежные средства и ценные бумаги, принадлежащие  предприятиям, организациям, населению). На начало 2001 г. она составила почти 2 млрд. 800 млн. сомов. Спустя год, в начале 2002 г., объем вкладов и депозитов  в КБ составил около 2 млрд. 600 сом., а  к сентябрю текущего года – 3 млрд.655 млн. сом.

Как известно, кредитование юридических  и физических лиц (выдача ссуд на определенный срок на условиях возвратности) является одной из основных функций коммерческих банков. В 2001 году по сравнению с 2000 г. на 63 % увеличились объемы кредитов, выданных коммерческими банками, а  объем выданных кредитов достиг 1 млрд. 170,2 млн. сом. В первом полугодии 2002 года было выдано кредитов на сумму 607 млн. 119,7 тыс. сом.

Хотя Национальный банк с 2001 г. ужесточил  требования к проблемным банкам и  развивает применение принципа транспарентности (объективности и непредвзятости) действий НБКР по отношению к ним, существует и пока не решен ряд  проблем, связанных с защитой  интересов вкладчиков тех коммерческих банков, у которых НБКР отозвал  лицензии. Это ранее обанкротившиеся  банки «Максат», «Меркури», «Бишкек», а также четыре банка, у которых  были отозваны лицензии в 2001 году, и  банк «Иссык-Куль», у которого была отозвана лицензия 30 апреля 2002 г. По данным на конец мая 2002 г., из восьми обанкротившихся  банков три («Иссык-Куль», «Максат», «Акыл») полностью рассчитались с вкладчиками. Остальные («Инсан», «Курулуш-банк», «Меркури», «Бишкек») погасили задолженность по депозитам на общую сумму 111,3 млн. сом., и $982 тыс., из них физическим лицам  выплачено около 83 млн. сомов и $900 тыс. Вкладчикам-физическим лицам «Курулуш-банка» выплачено около 27% от суммы, вкладчикам «Инсана» – 55%…

Основной целью банковского  надзора на 2006 год является дальнейшее упрочение и достижение стабильности банковской системы.

Задачу можно разделить на два  уровня:

  • уровень коммерческих банков;
  • проблемы всей банковской системы.

Для нормальной работы коммерческого  банка необходимы три вида «капитала»:

  • достаточный финансовый капитал;
  • хорошие кадры;
  • доверие населения.

Информация о работе Приоритеты развития коммерческих банков Кыргызстана на перспективу