Приоритеты развития коммерческих банков Кыргызстана на перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 07:13, курсовая работа

Краткое описание

Дерегулирование и либерализация банковского законодательства способствовала росту накала борьбы внутри отдельных групп финансовых посредников и между ними. Так. в среде коммерческих банков усиление конкуренции проявилось в быстром преобразовании «оптовых» банков, ориентированных на операции с деловыми фирмами и состоятельными клиентами, в «розничные» институты, имеющие целью – привлечение возможно более широкой клиентуры из числа среднего класса для аккумуляции мелких сбережений и предоставления потребительских и ипотечных ссуд.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 5
1.1.Принципы деятельности коммерческих банков 5
1.2.Функции коммерческих банков 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСТАНА 10
2.1. Коммерческий банк - как объект анализа. 10
2.2. Анализ структуры ресурсов коммерческих банков Кыргызской Республики 15
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ КЫРГЫЗСТАНА НА ПЕРСПЕКТИВУ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 36

Вложенные файлы: 1 файл

Cодержание.docx

— 66.81 Кб (Скачать файл)

Другой  отличительной чертой является то, что отсутствуют безрисквые процентные ставки. В  большинстве других стран  ГКВ рассматриваются как безрисковые  вложения. Однако, в Кыргызской Республике процентные ставки по ГКВ время от времени бывают выше процентных ставок по кредитам. Что может быть объяснено  недавним кризисом в России и событиями  в отношении ГАК «Кыргызгазмунайзат». Реальные процентные ставки, т.е. разница  между номинальными процентными  ставками и уровнем инфляции, также  достаточно высоки.

Ситуация  в Кыргызской Республике не особенно отличается от бывших стран Советского Союза, хотя и уровень процентных ставок, процентная разница в Кыргызстане, несомненно, выше. Сравнение процентных ставок в Кыргызстане, Казахстане, Узбекистане  в 1998 года показывает, что процентные ставки у нас самые высокие, но и в других странах они заметно  выше международного уровня. Процентная разница между ставками по депозитам  и ставками по кредитам также самая  высокая в Кыргызской Республике, но тут различий уже меньше, особенно в сравнение с Узбекистаном. Все  три страны имеют процентную разницу  значительно выше международного уровня. Последние данные по Казахстану показывают некоторое снижение в значениях  процентных ставок и заметное уменьшение в процентной разнице.

На уровень  процентных ставок и процентных разниц влияют инфляционные ожидания, ожидание падения обменного курса. Кроме  того, высокий кредитный риск в  экономике влияет как на высокие  процентные ставки по кредитам в долларах и сомах, так и на процентную маржу. Высокий кредитный риск делает рискованным  вложение депозитов в банки со стороны вкладчиков и кредитование для самих банков. Также на уровень  процентных ставок влияют высокие административные расходы в банках.

Относительно  высокие требования по ликвидности  в банках в условиях нестабильности также влияют на высокие процентные ставки по кредитам и по депозитам  в сомах и на процентную маржу, но это объясняется особенностями  экономики переходного периода.

Инфляция (и изменение обменного курса) объясняет значительную часть процентной ставки в сомах. Ставки по депозитам  в иностранной валюте выше международного уровня. Это отражает оценку вкладчиком риска банка.

Динамика  процентных разниц как в сомах, так  и в долларах показывает, что процентная разница может быть, прежде всего, объяснена влиянием факторов, которые  воздействуют как на процентные ставки в сомах, так и на процентные ставки в долларах. Эти факторы – риск, административные расходы и резервные требования.

Анализ  балансов банка и отчетов о  прибылях и убытков предполагает, что в процентной разнице (маржа) вклад административных расходов составляет 10-20%. Это очень высокий показатель по международным стандартам. Вклад  кредитного риска находится между 1 и 25%. Что касается вклада по РППУ, которые  в прошлом году были невысоки, а  в настоящее время выше, то можно  сказать, что среднее значение близко к оптимальному, но в отдельных  банках затраты очень высоки.

В итоге, инфляционные ожидания объясняют большую  часть в уровне процентных ставок в сомах, но, тем не менее, оставляют  еще значительную часть, которая  объясняется влиянием других факторов. Риск и административные расходы  являются важнейшими факторами, влияющими  на процентную разницу между ставками по депозитам и ставками по кредитованию. Резервные требования тоже оказали  свое влияние. Среди выявленных рисков риск обменного курса объясняет  около % от разницы между процентными  ставками в долларах и сомах.

    • Территориальная концентрация деятельности
На начало 2000 года в республике функционировало 23 коммерческих банков, головные офисы  которых расположены на территории г. Бишкек. По последним данным «Бюллетень НБКР» 4/2001 на территории КР функционирует 156 филиалов коммерческих банков и РСК. В настоящее время обеспечение  сельской местности банковскими  услугами крайне ограничено, и эти  услуги предоставляются в основном Расчетно-сберегательной компанией (РСК), которая производит доставку наличности государственным организациям от имени  казначейства, которые далее распределяют ее между окончательными получателями. Недостаток банковского обслуживания в сельских районах сказывается  на крайне ограниченном наборе услуг  – спроса на эти услуги.

В настоящее время у РСК 48 отделений. Большинство отделений расположенных  в сельских районах, убыточные. В  РСК открыто около 7 тысяч клиентских счетов и общая депозитная база составляет 47 млн. сомов, а основные средства –  около 25 млн. сом. На одно отделение  приходится приблизительно по 150 клиентов, 1 млн. депозитов и 0,5 млн. сом основных средств. Если средняя ежемесячная  зарплата банковского работника  составляет 2000 сомов, то в год она  составит 24 000 сомов, или 2,5% от депозитов, на каждого работника. Если требуемая  ставка прибыльности равна 30%, возврат  на основные средства по одному отделению  должен быть равен 150 000 сомов, или 15% от депозитов. Очевидно, основываясь на вышеприведенных цифрах, что расходы  по содержанию отделений делают их убыточными, даже учитывая незначительные операционные расходы.

Упрощенная организационная структура  деятельности

Нацеленность на традиционные рынки, предложение соответствующего только им набора услуг и стремление ограничить их обслуживание на определенных уровнях  затрат, привело к формированию организационной  структуры банков. Построенной по принципу услуга – подразделение, а  так как диапазон услуг (продуктов) однороден и узок, то и организация  упрощена, другими словами, деятельность не диверсифицирована, а это означает, что нет возможности хеджирования сделок через участие на различных  рынках.

Отсутствие эффективной корпоративной  системы управления основные элементы корпоративного управления определяются как три взаимосвязанных, четко определенных уровня, которые могут быть определены как юридический, структурный и поведенческий. Что касается правовых рамок, установленных законодательно, то в целом для банков они достаточно конкретны, за исключением вопросов, регулирующих поглощение или слияние. Это необходимо разработать в ближайшее время. Однако, эффективность корпоративного управления зависит не только от того, как сформулированы и исполняются эти законы, но и от структурных и поведенческих характеристик этой системы. В нашей ситуации эти два аспекта определяют невысокий уровень эффективности управления коммерческими банками. В первую очередь это относится к степени концентрации акций: от одной крайности -  один акционер (прямо или через другие лица) владеет всеми акциями банка до другой крайности – очень большое количество мелких акционеров, а во вторую очередь – к размеру доли владения акциями менеджеров (дополнительных исполнительных лиц банка) и самих сотрудников.

Еще одним ключевым моментом является то, что в составе Совета банков практически не представлены профессионалы  банковского дела, которые могли  бы быть и не владельцами акций, то есть назначенными из вне директорами-аутсайдерами. Кроме того, несмотря на то, что учет в банках, в основном, соответствует  международным стандартам, управленческая отчетность, которая должна служить  основанием для принятия решений, в  должном объеме пока не гарантируется.

И, наконец, характеристики поведения:

  1. Способность координировать функции собственников акций (общее собрание акционеров, Совет) и управляющих (менеджеров – Председателя и членов Правления);
  2. Обеспечение эффективных стимулов для менеджеров по соблюдению интересов, как депозиторов (вкладчиков) банков, так и интересов акционеров;
  3. Корпоративная реструктуризация (замена менеджмента при неэффективной работе через слияние, покупку-продажу акций, реструктуризация в составе холдинга и т.д.);
  4. Гарантирование обеспечения «здоровой» банковской практики;
  5. Природа связей между партнерами (клиентами, банками), основанная на доверии, т.е. готовность вступать в долговременные экономические отношения.

Очевидно, что по всем элементам, определяющим эффективность корпоративной системы  управления, предстоит еще сделать  очень многое: начиная с совершенствования  законодательной базы до систематического обучения и стимулирования ускорения  процесса внедрения этой системы.

Отсутствие опыта и практики выживания в условиях кризисной  ситуации предшествующий период экономических реформ с момента получения независимости республики условно можно разделить на три этапа: первый – 1991-1995 гг., для которых характерна высокая инфляция и дисбалансы в экономике. В этот период коммерческие банки расширяли свою деятельность, увеличивали доходность за счет инфляционных денег, выдавая кредиты без достаточного опыта, второй этап – 1996-1997 гг., когда проведение мероприятия по реструктуризации банков в рамках программы ФИНСАК, достижение финансовой стабильности в плане снижения инфляции, и некоторого развития финансового рынка, позволили коммерческим банкам последовательно увеличивать свое присутствие на рынке, извлекая и увеличивая доходность. Третий этап – 1998 г. – это этап снижения устойчивости банков на фоне резкого ухудшения внешних по отношению к ним условиям. Практика показала, что в такой период резко возрастает роль менеджмента, понимающего проблему зависимости деятельности банка от реального сектора и макроэкономической ситуации.

Высокая степень риска операций и почти полное отсутствие возможности  хеджирования этого риска недостаточная капитализация кыргызских банков делает их уязвимыми как в плане конкуренции, так и в плане возможностей для развития.

Почти полное отсутствие небанковских (сопутствующих) услуг сфера финансовых небанковских услуг ограничена по существу только ломбардами и стагнирующим рынком страховых услуг.

Цель развития банковского сектора  должна быть четко определенной, количественно  измеряемой, приемлемой с учетом уровня развития экономики и потенциальных возможностей дальнейшего экономического роста, реальной, а также определенной во времени.

В перспективе актуальными задачами развития системы коммерческих банков республики являются:

1.Создание системы страхования  депозитов, что является типичным  примером защиты интересов вкладчиков  банка и поддержания стабильности  банковской системы. Теория и  практика страхования депозитов  во многих странах подтверждает  тезис о том, что использование  такого специального механизма  способствует сохранению стабильности  коммерческих банков, снижает риск  резкого ухудшения финансового  положения отдельных банков в  результате панических настроений  вкладчиков, что, как показывает  и наш опыт, может дестабилизировать  общую ситуацию в банковской  системе.

2.Усиление банковского надзора.  Меры, предпринимаемые в этом  направлении, создают дополнительную  уверенность в том, что деятельность  коммерческих банков, куда вложены  сбережения, находится под контролем  с позиции недопущения необоснованных  рисков в банковских операциях,  которые могут в конечном итоге  привести к потере платежеспособности  банка, возникновению системного  риска в банковском секторе  в целом.

Системным риском в общем понимании  признается риск, когда банкротство (ликвидация) одного или нескольких банков с достаточной степенью вероятности  может привести к банкротству  других банков и предприятий эффект «домино»), а также если возможен массовый отток вкладчиков из всех банков в результате утери доверия  населения, что приведет к кризису  ликвидности и коллапсу платежной  системы и, как следствие, - тот  же эффект «домино».

Проблема выбора стратегии формирования рыночной финансовой инфраструктуры для  стран переходного периода вызывает острые и оживленные дискуссии. Как  показывает опыт слабости банковских систем в значительной степени связаны  со слабым внутренним управлением в  коммерческих банках, недостаточной  жесткостью банковского надзора. Сохранением неплатежеспособных финансовых институтов, ухудшающих состояние всей банковской системы, низким качеством активов, отсутствием прочной, стабильной макроэкономической стабилизации. В этих условиях эффективность финансово-посреднических услуг остается достаточно низкой. Поэтому вопрос о совершенствовании банковской системы. Продолжении реформ в этом секторе очень актуальный.

 Конечным итогом всех структурных  и институциональных реформ в  банковской системе должно стать  повышение уровня финансового  проникновения в реальный сектор. Расширение и повышение качества  финансовых услуг, оказываемых  экономике. При наличии стабильной  банковской системы, преобразования  в банковском секторе будут  трансформироваться в реальный  сектор, путем увеличения объемов  кредитования, расширения диапазона  банковских продуктов, что в  контексте общих реформ, проводимых  в Кыргызской республике, позволяет  ожидать стабилизации и устойчивого  роста.

 

 

 

 

 

                                      

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги, можно  сделать следующие выводы.

Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и  товарного производства и  обращения  исторически шло  параллельно и тесно переплеталось. При этом банки,  выступая посредниками  в  перераспределении капиталов,  существенно повышают общую эффективность  производства.

Информация о работе Приоритеты развития коммерческих банков Кыргызстана на перспективу