Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:41, реферат
Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции. 4
2. Виды конкуренции. 7
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование конкуренции в РБ. 18
3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ,
оказанием услуг одним и тем же потребителям.[12, с. 177]
Конкуренция — это
происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди
покупателей.
Конкуренция между производителями, продавцами осуществляется из-за
удовлетворения своих интересов, связанных с продажей продукции, выполнением
работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Производители
(продавцы) стремятся
как можно дешевле
продать. Состязание происходит между товаропроизводителями за наиболее
выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья, [13, с.
144] и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования
пропорций общественного производства.[12, с. 178]
Конкуренция
среди покупателей
качественные товары, и как можно дешевле.
В
ходе борьбы между продавцами
и покупателями первые
подороже, вторые — купить подешевле.
В условиях конкуренции каждый предприниматель заботится не только о
сохранении, но и расширении своего производства, о повышении качества
товаров и снижении затрат на единицу продукции. В этой связи можно
согласиться с высказыванием Ф. фон Хайека о том, что общества, полагающиеся
на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей, и что именно
конкуренция показывает,
как можно эффективнее
Для
характеристики уровня
используются следующие показатели:
- количество производителей и потребителей на рынке,
- тип производимой продукции,
- способность отдельного производителя и потребителя влиять на
рыночные цены,
- барьеры на пути вступления в отрасль,
- отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.
Конкуренция существует там, где между субъектами возникает
соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон
конкуренция выражает причинно- следственную зависимость между интересами
субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии
экономики.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Как живительная
сила рыночной экономики, она способствует развитию производства и повышению
его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие
товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей.
Конкуренция
создает условия по
научно-технического
прогресса в области
вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и
реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества
товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей.
Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений.
Через
конкуренцию
Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек
производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического
прогресса.
Конкуренция имеет и негативные стороны:
1) обостряет
противоречия экономических
2) чрезвычайно
усиливает экономическую
3) обусловливает
рост непроизводительных
4) побуждает создание монополий,
5) отрицательно
сказывается на защите
6) не
стимулирует развитие
пользования (дороги, общественный транспорт),
7) не
способствует сохранению
животные, полезные ископаемые).
С
конкуренцией связываются
- ухудшение
материального положения
- безработица,
- социальная несправедливость.
- противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое
расслоение.
Без вмешательства государственных структур конкуренция может
превращаться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции
и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в
своих законах определяет ”правила игры” соперников. В этих законах
фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции,
устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
[13, c. 244]
Кроме этого, конкуренция выполняет следующие функции:
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель
должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (
суверенитет потребителя ) . Отсюда и факторы производства под влиянием
цены направляются в те отрасли , где в них существует наибольшая
потребность.
Функция мотивации.
Для предпринимателя
одновременно:
- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или
производят ее с меньшими производственными затратами , получают
вознаграждение в виде прибыли ( позитивные санкции ). Это
стимулирует технический
- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или
нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке , получают
наказание в виде убытков или вытесняются с рынка ( негативные
санкции ) .
Функция распределения.
Конкуренция не только
высокой продуктивности , но и позволяет распределять доход среди
предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным
вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу
вознаграждения по результатам.
Функция контроля.
Конкуренция ограничивает и
силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В
то же
время конкуренция
среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция , тем
справедливее
цена.[10, c. 123]
1.2
Виды конкуренции.
Исторически конкуренция возникала в условиях простого товарного
производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился
создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в
ущерб остальным участникам рыночного обмена . По мере усиления зависимости
мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на
производимые ими товары конкурентная борьба усиливалась . появилась
возможность усиления хозяйства, применение наемных работников, эксплуатации
их труда. Так возникает капиталистическое товарное производство. Здесь
конкуренция получила наибольшее развитие. В современных условиях она
выступает как важное средство развития производства и существует в
различных формах.[12, c. 178]
Конкуренцию
можно классифицировать по
а) по масштабам развития,
б) по своему характеру,
в) по методам соперничества.
По
масштабам развития
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять “свое место
под солнцем”- выбрать наилучшие
условия купли-продажи
услуг);
2) местной
(ведется среди
3) отраслевой ( в одной из отраслей рынка идет борьба за получение
наибольшего дохода);
4) межотраслевой ( соперничество представителей разных отраслей рынка
за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения
большего дохода);
5) национальной ( состязание отечественных товаровладельцев внутри
данной страны);
6) глобальной ( борьба предприятий ,хозяйственных объединений и
государств разных стран на мировом рынке).
По
характеру развития
1) свободную
2) регулируемую.
По методам ведения конкуренция делится на :
- ценовая,
- неценовая.[11, c.112]
В вопросах содержания и форм конкуренции существуют разные подходы.
Марксизм
о конкуренции. Имея в виду
капиталистическую конкуренцию,
Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в
современном гражданском обществе войны всех против всех.
Закон
капиталистической
разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две
формы капиталистической конкуренции:
- внутриотраслевую,
- межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями,
производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта,
за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно
необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость.[13,
c. 246] Общественная стоимость товаров, устанавливающуюся в результате
внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс называл рыночной
стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину
Информация о работе Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь