Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:41, реферат

Краткое описание

Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.

Содержание

Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции. 4
2. Виды конкуренции. 7
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование конкуренции в РБ. 18
3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 85.42 Кб (Скачать файл)

своих интересов, связанных  с продажей  этой  продукции,  выполнением  работ,

оказанием услуг  одним и тем же потребителям.[12, с. 177]

       Конкуренция  —  это  экономический   закон  рыночного  хозяйства.  Она

происходит  между  продавцами  и  покупателями,  среди  продавцов  и   среди

покупателей.

      Конкуренция  между  производителями,  продавцами  осуществляется  из-за

удовлетворения своих  интересов, связанных с продажей продукции,  выполнением

работ,  оказанием  услуг  одним  и  тем   же   потребителям.   Производители

(продавцы) стремятся  как  можно  дешевле  производить   товары  и  дороже  их

продать.  Состязание  происходит  между  товаропроизводителями  за  наиболее

выгодные сферы  приложения капитала, рынки сбыта, источники  сырья,  [13,  с.

144]  и одновременно  весьма действенный механизм  стихийного  регулирования

пропорций общественного  производства.[12, с. 178]

      Конкуренция  среди  покупателей  проявляется   в  стремлении  приобрести

качественные товары, и как можно дешевле.

      В  ходе борьбы между продавцами  и покупателями первые стремятся  продать

подороже, вторые — купить подешевле.

      В  условиях конкуренции каждый  предприниматель заботится  не  только  о

сохранении, но  и расширении  своего  производства,  о повышении качества

товаров  и  снижении  затрат  на  единицу продукции.  В этой  связи можно

согласиться с высказыванием  Ф. фон Хайека о том, что общества,  полагающиеся

на  конкуренцию,  успешнее  других  достигают  своих  целей,  и  что  именно

конкуренция показывает, как можно эффективнее производить  вещи.

      Для  характеристики уровня конкуренции  на том или ином конкретном  рынке

используются следующие  показатели:

      - количество  производителей и потребителей  на рынке,

      - тип  производимой продукции,

      -  способность  отдельного  производителя   и  потребителя  влиять  на

        рыночные цены,

      - барьеры  на пути вступления в отрасль,

      - отсутствие  или наличие неценовых форм  конкурентной борьбы.

      Конкуренция   существует   там,   где   между   субъектами   возникает

соперничество  по  обеспечению  своих  интересов.  Как  экономический  закон

конкуренция выражает причинно-  следственную  зависимость между интересами

субъектов  хозяйствования  к  соперничеству  и   результатами   в   развитии

экономики.

      Конкуренция  имеет важное значение в жизни общества.  Как живительная

сила рыночной экономики, она способствует развитию производства и  повышению

его эффективности. Благодаря  конкуренции  создаются  огромное  разнообразие

товаров и услуг  и богатые возможности выбора для потребителей.

      Конкуренция  создает условия по оптимальному  использованию  достижений

научно-технического прогресса в области изготовления  новых  видов  товаров,

вызывает необходимость  гибко  реагировать  на  изменения  в  производстве  и

реализации  товаров,  нацеливает  производителей   на   повышение   качества

товаров, обеспечивает свободу выбора и  действий  продавцов  и  покупателей.

Конкуренция стимулирует  деятельность субъектов рыночных отношений.

      Через  конкуренцию товаропроизводители  как бы контролируют друг  друга.

Их борьба за  потребителя  приводит  к  снижению  цен,  уменьшению  издержек

производства, улучшению  качества  продукции,  усилению  научно-технического

прогресса.

      Конкуренция  имеет и негативные стороны:

     1) обостряет  противоречия экономических интересов,

     2) чрезвычайно  усиливает экономическую дифференциацию  в обществе,

     3) обусловливает  рост непроизводительных издержек,

     4) побуждает  создание монополий,

     5) отрицательно  сказывается на защите окружающей  среды,

     6) не  стимулирует развитие производства  товаров и услуг  коллективного

        пользования (дороги, общественный  транспорт),

     7) не  способствует сохранению невоспроизводимых  ресурсов  (лес,  дикие

        животные, полезные ископаемые).

      С  конкуренцией связываются также  такие явления, как :

      - ухудшение  материального положения определенной  части населения,

      - безработица,

      - социальная  несправедливость.

      - противоборство  агентов рынка усиливает  их  социально-экономическое

        расслоение.

      Без   вмешательства   государственных   структур   конкуренция   может

превращаться в  разрушительную силу для экономики. Для обуздания  конкуренции

и удержания ее на уровне нормального  стимулятора  экономики  государство  в

своих  законах  определяет  ”правила  игры” соперников.  В   этих   законах

фиксируются права  и обязанности  производителей  и  потребителей  продукции,

устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

[13, c. 244]

      Кроме  этого, конкуренция выполняет  следующие функции:

 Функция регулирования.   Для того чтобы устоять в   борьбе,  предприниматель

    должен  предлагать   изделия,   которые   предпочитает   потребитель   (

    суверенитет  потребителя ) . Отсюда и факторы производства  под влиянием

    цены направляются  в  те  отрасли  ,  где в них существует  наибольшая

    потребность.

 Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция  означает шанс  и  риск

    одновременно:

      - предприятия,  которые предлагают лучшую по  качеству  продукцию  или

        производят ее с меньшими  производственными   затратами  ,  получают

        вознаграждение  в  виде  прибыли   (  позитивные  санкции   ).   Это

        стимулирует  технический прогресс;

      -  предприятия,  которые  не  реагируют   на  пожелания  клиентов  или

        нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке , получают

        наказание в виде убытков   или  вытесняются  с  рынка   (  негативные

        санкции ) .

 Функция распределения.   Конкуренция не только включает  стимулы  к  более

    высокой  продуктивности  ,  но  и позволяет распределять  доход среди

    предприятий   и  домашних  хозяйств  в   соответствии  с  их  эффективным

    вкладом.  Это отвечает господствующему  в  конкурентной  борьбе  принципу

    вознаграждения  по результатам.

 Функция контроля.   Конкуренция ограничивает и контролирует  экономическую

    силу каждого  предприятия. Например, монополист  может назначать цену.  В

    то же  время  конкуренция предоставляет   покупателю  возможность  выбора

    среди   нескольких  продавцов.  Чем   совершеннее   конкуренция   ,   тем

    справедливее  цена.[10, c. 123] 

      1.2 Виды конкуренции. 

      Исторически   конкуренция  возникала  в   условиях  простого   товарного

производства. Каждый мелкий производитель в процессе  конкуренции  стремился

создать для себя наиболее выгодные условия производства и  сбыта  товаров  в

ущерб остальным  участникам рыночного обмена . По мере  усиления  зависимости

мелких  товаропроизводителей  от  рынка  и   рыночных   колебаний   цен   на

производимые  ими  товары  конкурентная  борьба  усиливалась   .   появилась

возможность усиления хозяйства, применение наемных работников,  эксплуатации

их труда.  Так  возникает  капиталистическое  товарное  производство.  Здесь

конкуренция  получила  наибольшее  развитие.  В  современных  условиях   она

выступает  как  важное  средство  развития  производства  и   существует   в

различных формах.[12, c. 178]

      Конкуренцию  можно классифицировать по нескольким  основаниям :

      а)  по масштабам развития,

      б)  по своему характеру,

      в)  по методам соперничества.

      По  масштабам развития конкуренция  может быть:

     1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять  “свое место

        под солнцем”- выбрать наилучшие   условия  купли-продажи  товаров   и

        услуг);

     2) местной  (ведется среди товаровладельцев  какой-то территории);

     3) отраслевой  ( в одной из отраслей рынка  идет  борьба  за  получение

        наибольшего дохода);

     4) межотраслевой  ( соперничество представителей разных отраслей  рынка

        за привлечение на  свою  сторону   покупателей  в  целях   извлечения

        большего дохода);

     5) национальной  (  состязание  отечественных  товаровладельцев  внутри

        данной страны);

     6)  глобальной  (  борьба  предприятий  ,хозяйственных  объединений  и

        государств разных стран на  мировом рынке).

      По  характеру развития конкуренция  подразделяется на:

     1) свободную

     2) регулируемую.

      По  методам ведения конкуренция  делится на :

      - ценовая,

      - неценовая.[11, c.112]

      В  вопросах содержания и форм  конкуренции существуют разные  подходы.

      Марксизм  о конкуренции. Имея в виду  капиталистическую конкуренцию,  Ф.

Энгельс  определял  ее  как  наиболее  полное  выражение  господствующей   в

современном гражданском  обществе войны всех против всех.

      Закон   капиталистической  конкуренции,  по  Марксу,  основывается   на

разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он  различал  две

формы капиталистической  конкуренции:

      - внутриотраслевую,

      - межотраслевую.

      Внутриотраслевая  конкуренция —  конкуренция   между  предпринимателями,

производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта,

за  получение  сверхприбыли.  Товары  реализуются  исходя   из   общественно

необходимых затрат, которые образуют общественную,  рыночную  стоимость.[13,

c. 246]  Общественная  стоимость товаров,  устанавливающуюся в результате

внутриотраслевой  конкуренции  на   рынке,   К.   Маркс   называл   рыночной

стоимостью. Рыночная стоимость отличается  от  рыночной  цены.  На  величину

Информация о работе Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь