Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:41, реферат
Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции. 4
2. Виды конкуренции. 7
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование конкуренции в РБ. 18
3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
отражение в Комплексной программе демонополизации народного хозяйства
Республики Беларусь на 1993 г., программах демонополизации экономики
Беларуси на 1996-1997 гг. и 1998-1999 гг. Так, целями объявлены: изменение
монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий
для прихода на них новых товаропроизводителей (поставщиков), снижение
концентрации производства и создание необходимых условий для развития
конкуренции, повышение эффективности экономических процессов путем
включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и
экономических рычагов развития производства, общества в целом.
Основными направлениями демонополизации выступают:
1) формирование новых экономических структур, особенно малых и
средних предприятий;
2) разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений,
препятствующих развитию конкуренции;
3) государственное
регулирование деятельности
4) контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих
субъектов, приобретением
Противоречивость
современной ситуации
стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены
на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы
вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не
работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация
государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного
реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет
постепенной ликвидации
крупных государственных
Примером этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это
государственное предприятие до 1991 г. производило кинескопы для
телевизоров, осуществляя полный цикл производства - от литья экранного
стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций передано
американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн. долл. В настоящее
время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в
состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение
объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль»,
инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда
мощное и передовое
предприятие столкнулось с
107 - 108]
Как
показала практика, в Беларуси
отсутствует подлинная
собственности, при которой появляются реальные собственники предприятия,
произведенного продукта и дохода. Приватизация необходима как средство
реструктурирования всей системы управления экономикой, стимул создания ее
новой технологической основы, позволяющей обеспечивать высокую
эффективность производства, а также формирование рациональных
организационно-
рассматривать на государственном уровне. К сожалению, в Беларуси пока даже
не созданы основательные предпосылки для массовой приватизации, допускаются
серьезные просчеты в методах и способах ее проведения (чрезмерная
унификация и схематизация), нарастают разрушительные процессы, активно
пропагандируется приватизация убыточных предприятий (в развитых странах она
исключена, а в ряде стран Восточной Европы ограничена).
Кроме этого, процесс становления новых организационно-хозяйственных
структур в промышленности республики, да и в экономике в целом, практически
носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными
обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами,
корпорациями и т.н. в национальной экономике нередко именуются структуры,
далекие по своим природе, статусу, содержанию от подобных формирований в
рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная
"добровольность" формирования, жесткая централизация управления и
финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и
количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от
центрального звена, отсутствие необходимого научно-технического и
производственного потенциалов.
Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие
структуры малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта,
не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве.
[8, с. 246-248]
Отсутствие подлинной приватизации приводят к деградации крупной
промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло базу
научно-технического потенциала страны, к формированию новых монополистов. -
производителей промежуточной
продукции и Мингосимущества.[
Особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он
направлен на устранение монополизма на всех уровнях и прежде всего в сфере
управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую
роль государства и его органов, сокращение прямого государственного
вмешательства в экономику. В третьей статье первого раздела прямо указано
па субъекты закона — органы управления и должностные лица. Подробный
перечень запрещенных антимонопольным законом актов и действий органов
управления, ограничивающих права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих
отдельных из них, создающих необоснованные препятствия для появления новых
предприятий на практике повсеместно игнорируется.
Вместе с тем большая часть производственной деятельности в стране
контролируется государством. Решения, принимаемые органами управления,
нередко носят антиконкурентный характер, ведут к разделу рынков,
дискриминации негосударственных (особенно частных) фирм, незаконному
ограничению самостоятельности предприятий, предоставлению необоснованных
льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что способствует усилению
монополистических тенденций.
Имеют
место различные
отдельные виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на
сертификацию товара, контрольно-проверочный прессинг (местные власти и
налоговые органы проверяют, как правило, фирмы, успешно конкурирующие с
государственными) и т.п.
Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается
уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике
- появлением новых видов монополий и форм их проявления.
Реформы 90-x годов в белорусской экономике сопровождались
дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом
негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их
сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым
подкупом должностных лиц.
Особенностями переходного периода является резкая активизация
антимонопольной направленности экономической политики, энергичная
деятельность антимонопольных органов в начале 90-х годов и столь же резкий
их спад к настоящему времени.
Анализ белорусских программ демонополизации экономики и
антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода их реализации
показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической
системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса,
приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.
Сам антимонопольный закон, принятый в 1992 г., некорректен по
содержанию и был заранее обречен на неудачу при реализации, ибо его статьи
сформулированы таким образом, что делают акцент не на становление
конкуренции, как указано в целевой функции, а на антимонопольное
регулирование (ст. 8, 9); рассматривают конкуренцию в Республике Беларусь
как реально существующее явление. Этот парадокс объясняется тем, что статьи
закона заимствованы из антимонопольных законов развитых стран без учета
того факта, что
в белорусской экономике
в ее классических видах и формах. Он недостаточно отражает стимулирующие
нормы, направленные на появление конкурентных отношений, которые в
большинстве своем носят недобросовестный, в том числе криминальный
характер.
Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь
снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных
экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов
антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном
аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила
поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых
предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих
субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.
Государственное
антимонопольное регулирование
анализе ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа
осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения
методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В
частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации
капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации
экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора
экономики и др.
Отечественная статистика не содержит многих необходимых сведений,
позволяющих провести достаточно полный и всесторонний анализ степени
монополизации экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду
Информация о работе Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь