Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:41, реферат
Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции. 4
2. Виды конкуренции. 7
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование конкуренции в РБ. 18
3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
- рекламные атаки на потребителей;
- производство новых, привлекательных продуктов. Например, ощущая
конкуренцию со стороны изготовителей колбасных изделий,
производители сыра начинают выпуск новых, оригинальных сортов с
разнообразными добавками;
- улучшение качества обслуживания при продаже и распространении
товара.
3. Внутриотраслевая
конкуренция и ее
Интенсивность конкуренции может колебаться от мирного сосуществования
до жестких и грубых способов выживания из отрасли. Наиболее сильно
проявляет себя конкуренция в отраслях, для которых характерны:
- большое число конкурентов;
- однородность выпускаемых товаров;
- наличие барьеров снижения издержек, например стабильно высокие
постоянные затраты;
- высокие выходные барьеры (когда фирма не может выйти из отрасли,
не понеся при этом
- зрелость, насыщенность рынков (эта ситуация сегодня характерна для
мирового компьютерного рынка, столкнувшегося с насыщением
потребностей покупателей).
Одним из способов уменьшить давление внутриотраслевой конкуренции
является использование сравнительных преимуществ, которыми обладает фирма.
4. Сила воздействия поставщиков. Фирма конкурирует, то есть ведет
экономическую борьбу, не только с себе подобными производителями, но и со
своими контрагентами-
Сильные поставщики могут:
- повышать цену на свои товары;
- снижать
качество поставляемых
Сила поставщиков определяется:
- наличием крупных компаний-поставщиков;
- отсутствием
заменителей поставляемых
- ситуацией,
когда отрасль, куда
неглавных заказчиков;
- решающим значением поставляемых товаров в ряду необходимых
экономических ресурсов;
- способностью присоединить фирму-покупателя путем вертикальной
интеграции.
5. Сила воздействия покупателя. Конкуренция со стороны покупателей
выражается:
- в давлении на цены в целях их снижения;
- в
требованиях более высокого
- в
требованиях лучшего
- в
сталкивании внутриотраслевых
Сила покупателя зависит от:
- сплоченности и концентрированности группы потребителей;
- степени
важности продукции для
- диапазона ее применения;
- степени однородности продукции;
- уровня
информированности
- других факторов.
Разрабатывая
конкретную стратегию, фирмы
способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной
конкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная с
условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми
обладает конкретная фирма, может принести успех.[7, c. 43-46]
Таким
образом, концепция пяти сил
конкуренции – это
позволяющий практически анализировать степень интенсивности конкуренции на
конкретных рынках. Собственно говоря, так и поступают фирмы перед принятием
стратегических решений о вторжении в новую для себя отрасль или об уходе из
ставшей бесперспективной. Для этого они последовательно оценивают ситуацию
в отрасли с точки зрения действия каждой из пяти сил. Взвешивают свои
возможности противостоять выявленным угрозам. И принимают обоснованное
решение.
2 глава. Проблема
формирования конкурентной
2.1
Формирование конкурентной
Особенность
переходной экономики
что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво.
Структурные диспропорции,
наличие элементов
системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние
уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного
комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и
болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная
система с господством псевдорыночных отношений и государственного
монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия
управленческой власти.
Процесс
становления новых
промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и
формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами,
холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко
именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных
формирований в рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы,
принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой
централизации управления н финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по
западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная
и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого
научно-технического
и производственного
В
настоящее время в республике
преобладает капитал
денежный и товарный, что соответствует этапу его первоначального
накопления. Вместе с тем еще не созданы условия для функционирования
производительной формы капитала. Вследствие глубокого общественного кризиса
постоянно перераспределяются права собственности, имеют место
крайне неравномерный переход к рыночным отношениям, натурализация
экономических связей хозяйствующих субъектов, расширение товарообмена на
основе бартера, расчет с работниками предприятий собственной продукцией,
введение различных денежных суррогатов, криминализация экономической жизни.
Во всем этом заключается
своеобразие трансформации
Для республики также характерно формальное копирование компонентов
развитых рыночных систем, активная их пропаганда. Это касается
приватизации, содержания антимонопольного закона, формирования финансово-
промышленных групп, концернов, холдингов, пенсионных и инвестиционных
фондов, трастовых компаний и целого ряда других явлений и процессов. Для их
развития должны быть созданы: так называемый критический объем частной
собственности, охрана ее неприкосновенности законом, развитой обмен,
конкуренция, достаточно крупные размеры капитала и т.д. [8, c. 243]
Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения
практики и четкости определения его содержания в экономической теории.
Конкурентную среду можно определить как исторически конкретную социально-
экономическую структуру общественного хозяйства, обеспечивающую товарно-
денежный обмен, согласно законам товарного производства. Полноценная
конкурентная среда создает предпосылки для рационального размещения
ресурсов, оптимального их использования, свободного движения факторов
производства (включая перелив капитала), для развития деловой активности.
Наличие
такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии
общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и
рынок рождают рыночную экономику. Но последняя всегда базируется на высоком
уровне развития товарного производства и товарно-денежного обращения.
Формированию конкурентной среды предшествуют становление рыночной
конкуренции как таковой и столкновение частных экономических интересов,
обусловленных собственностью на факторы производства, продукт и доход. Чем
больше носителей
и самих экономических
возникновения полноценной конкуренции как системы отношений между
экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами, определяющими
новые способы реализации своих экономических интересов.
В
Беларуси рыночная конкуренция
была устранена с ликвидацией
собственности в советский период в результате тотального огосударствления
экономики. Вместе с этим исчезли рынок и товарное производство, а также
одно из исходных условий появления конкуренции - обособленность свободных
производителей как собственников средств производства и произведенного
продукта. Характерной чертой советской экономики была конкуренция
потребителей. Они боролись за место в очередях, за доступ к закрытым
распределителям, базам и т.п. Однако ни в одной стране, где преобладает
рынок покупателей, конкуренция между ними не имеет доминирующего значения.
Основными конкурентами там выступают предприниматели.
Между советскими предприятиями шла острая борьба за прикрепление к
выгодным поставщикам, за фонды и лимиты. Это была конкуренция ведомств и
организаций за ресурсы общества. В коррумпированных слоях административно-
командной системы велась борьба за выживание любой ценой. Имела место также
конкуренция руководителей за изменение собственного положения на
иерархической лестнице руководства. В результате сегодня в нашей экономике,
прежде всего в сфере материального производства, нет полноценной
конкуренции. Существующие же гипертрофированные формы конкурентных
отношений, как правило, носят недобросовестный, зачастую криминальный
характер.
В
трансформационной экономике
Информация о работе Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь