Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:41, реферат

Краткое описание

Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.

Содержание

Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции. 4
2. Виды конкуренции. 7
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование конкуренции в РБ. 18
3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 85.42 Кб (Скачать файл)

      Несовершенная   конкуренция  в  отличие   от   свободной,   совершенной

конкуренции ограничена влиянием монополий и государства.

      Существуют  несколько моделей  несовершенной   конкуренции.  Эти  модели

хорошо раскрывают К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в книге "Экономикс".

      Первая  модель несовершенной конкуренции  — монополия.

      Ей  присущи следующие черты:

      - единственный  продавец: одна фирма или отрасль  является единственным

        производителем  данного  продукта  или   единственным   поставщиком

        услуги;

      - нет  близких заменителей. Продукт  монополии уникален в  том   смысле,

        что не существует хороших  или близких заменителей. С   точки  зрения

        покупателя  это  означает,  что  он  должен  покупать   продукт   у

        монополиста  или  обходиться  без   него,   т.е.   нет   приемлемых

        альтернатив;

      - диктуемая  цена: чистая  монополия  диктует   цены  или  осуществляет

        значительный контроль над ценой;

      - заблокированное  вступление: вступление в  отрасль   кон  курентов  в

        условиях чистой монополии заблокировано.

      Критерием   оценки  степени  монополизации   служит  доля  хозяйственной

единицы в производстве и на рынке. В соответствии  с  законодательством  ФРГ

доминирующее  положение  предприятия  или  группы   предприятий   на   рынке

возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3  всего  оборота  на

рынке.  В   США   в   течение   нескольких   десятилетий   этот   показатель

устанавливался  исходя  из  доли  четырех  крупнейших  фирм.  Монополизм   в

производстве и на рынке также проявляется в установлении монопольных цен —

завышенных при  продаже и заниженных при покупке  товаров.

      По  происхождению выделяют два основных  вида монополий:

     1)  естественную,   которая   существует   по   объективным   причинам

        (энергетика, железные дороги, газоснабжение,  связь и т.д.);

     2) искусственную — специально созданная путем концентрации  в чьих-то

        руках определенной хозяйственной деятельности (картели,  синдикаты,

        тресты, концерн и т.д.). Можно также  сказать: монопольное положение

        фирмы  может  быть  ”естественным",  когда  она  владеет   редкими,

        уникальными невоспроизводимыми  ресурсами, но может быть  создано   и

        искусственно,  когда  фирма   сама  путем  организационных   приемов

        образует монополию.

      Монополия   снижает  уровень  риска   в   процессе   конкуренции.   Это

обусловлено тем, что:

     1.  она   обладает  довольно  точной  информацией   о   потребителях   и

        конкурентах;

     2. более  доступна реклама;

     3. монополия  через каналы финансовых и  политических  связей  оказывает

        влияние на заказчика в лице  государственных  учреждений.  [13,  c.

        248]

      Следующий моделью несовершенной конкуренции является монополистическая

конкуренция. Ее отличительные  признаки:

     1) существует  достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль

        каждой над ценой, отсутствует  взаимная зависимость, и тайный  сговор

        фактически невозможен;

     2)  продукты  характеризуются  реальными   и   мнимыми   различиями   и

        различающимися условиями их  продажи;

     3) экономическое  соперничество влечет за собой  и ценовую, и неценовую

        конкуренцию;

     4)  вступление  в  отрасль  является   относительно   легким.   Легкое

        вступление и массовый выход  фирм вызывает тенденцию к  получению ими

        нормальной прибыли в долговременном  периоде;

     5) тип  продукта дифференцированный. [12, c. 180]

      На  практике предприниматель, действующий  в условиях  монополистической

конкуренции,  стремится  к  такой  особой  комбинации   цены,   продукта   и

стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать  его  прибыль.

Монополистическая конкуренция утверждается там, где  эффективными могут  быть

и небольшие предприятия  и особенно там,  где  много  возможностей  изменения

товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).

      Третья  модель несовершенной конкуренции   —  олигополия.  Ее  признаки,

характерные черты:

     1) наличие  нескольких фирм;

     2) тип  продукта, стандартизированный или  дифференцированный;

     3)   контроль   над   ценой:   ограниченный   взаимной   зависимостью,

        значительный при тайном сговоре;

     4) наличие  существенных препятствий при  вступлении в отрасль;

     5) очень  типична неценовая конкуренция,  особенно  при  дифференциации

        цен.

      Олигополия  более распространена в отраслях,  где  эффективнее  крупное

производство и  отсутствуют широкие  возможности  дифференциации  отраслевого

товара.

      В  зависимости от типа продукции  различают олигополию:

     1) чистую,

     2) дифференцированную.

      Предприятия     чистой      олигополии      производят      однородный

стандартизированный продукт:  алюминий,  цемент,  продукцию  химической  или

сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и  единую

цену на них.

      Дифференцированные  олигополии  обычно  специализируются  на   выпуске

товаров  потребительского  назначения  (автомобили,   покрышки   и   камеры,

электробытовая техника, сигареты).[13, c. 249] 

      1.3 Концепция пяти сил конкуренции  ( по М. Портеру). 
 

      Интенсивность  конкуренции резко отличается  на разных рынках.  В  одних

отраслях почти все компоненты получают высокую прибыль,  для других  же  –

типичны убытки, и  лишь отдельные фирмы оказываются  способными  избежать  их.

Соответственно, в  благополучных отраслях конкуренция  носит мягкий  характер.

Фирмы могут позволять  себе  поступать  по  принципу  :  “Живи и дай жить

другим”. Напротив, в  неблагополучных  отраслях  идет  ожесточенная  борьба,

нацеленная на полное вытеснение конкурентов с рынка, ибо для каждой из  фирм

победа над соперником – это вопрос жизни и смерти. [ 7, c.43]

      Ни  одно предприятие не может  достичь превосходства над конкурентами  по

всем коммерческим характеристикам товара  и  средствам  его  продвижения  на

рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии,  в  наибольшей

степени соответствующей  тенденциям развития рыночной  ситуации  и  наилучшим

способом использующей сильные стороны деятельности  предприятия.  В  отличие

от  тактических  действий  на  рынке  стратегия  конкуренции   должна   быть

направлена  на  обеспечение преимуществ над конкурентами  в долгосрочной

перспективе, оцениваемой  в 3-5 лет.

      Конкурентный  анализ включает два основных  этапа:

      •  определение главных конкурентных  сил в отрасли;

      •  формулирование основных вариантов  конкурентных стратегий.

      Признанным  лидером разработки конкурентного  анализа является профессор

Гарвардской школы  бизнеса М. Портер, автор основных моделей  по  определению

главных сил конкуренции  и вариантов конкурентных стратегий.

      Доля  рынка,  уровень  прибыли   фирмы  определяются   тем,   насколько

эффективно компания противодействует  следующим  конкурентным  силам  (схема

1.):

     1) проникающим   в  отрасль  новым  конкурентам,  выпускающим  подобные

        товары;

     2) угрозе  со стороны товаров-заменителей  (субститутов);

     3) компаниям-конкурентам,  уже закрепившимся на отраслевом  рынке;

     4) воздействию  продавцов (поставщиков);

     5) воздействию  покупателей (клиентов).

      1.  Новые  конкуренты.  Их  появление   в  отрасли  могут  предупредить

следующие входные  барьеры:

      - экономия  на масштабе и  опыте   производства  уже  обосновавшихся  в

        отрасли фирм помогает удерживать  издержки на таком  низком  уровне,

        который недоступен потенциальным конкурентам;

      - дифференциация  продуктов и услуг, то есть  опора на торговые  марки,

        подчеркивающие уникальность товара  и признание его покупателями

        (например, трудно конкурировать с уникальными свойствами  изделий

        народных промыслов - Палеха, Гжели.  Само  появление  многочисленных

        товаров-подделок подчеркивает практическую  непревзойденность  этих

        торговых марок);

      - потребность  в капитале. Очень часто эффективная  конкуренция требует

        крупных первоначальных инвестиций;

      -  издержки  переориентации,   связанные   со   сменой   поставщиков,

        переобучением персонала, научными  и проектными разработками  нового

        продукта и т.д.;

      - необходимость  создания новой системы каналов  распределения. Так, из-

        за отсутствия хорошо налаженных  каналов распределения  фирма  "Эпл"

        не смогла широко внедриться  со своими персональными компьютерами  на

        российский рынок;

      -   политика   государства   (правительства),    не    способствующая

        проникновению на рынок, например  установление  высоких  таможенных

        пошлин  для  иностранных   конкурентов   или   отсутствие   льготных

        государственных субсидий для  новичков.[14, c. 114]

      2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может   появление  товаров,

эффективно удовлетворяющих  те же потребности, но  несколько  иным  способом.

Так,   конкуренцию   производителям   сливочного   масла   могут   составить

предприятия,  выпускающие  маргарин,  у  которого  есть  свои   конкурентные

преимущества: это  диетический продукт с низким уровнем холестерина.

      Препятствиями  на пути товаров-субститутов могут  стать:

      -  проведение  ценовой  конкуренции,  которая  переключает   внимание

        покупателя с проблемы качества  на снижение цены;

Информация о работе Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь