Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:41, реферат
Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.
Введение.
1 глава. Понятие конкуренции.
1. Определение конкуренции. 4
2. Виды конкуренции. 7
3. Концепция пяти сил конкуренции ( по М. Портеру). 12
1. глава. Проблема формирования конкурентной среды в РБ.
1. Формирование конкурентной среды РБ. 15
2. Регулирование конкуренции в РБ. 18
3. Меры по улучшению конкурентной среды в РБ. 24
Заключение.
Несовершенная конкуренция в отличие от свободной, совершенной
конкуренции ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют
несколько моделей
хорошо раскрывают К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю в книге "Экономикс".
Первая
модель несовершенной
Ей присущи следующие черты:
- единственный продавец: одна фирма или отрасль является единственным
производителем данного продукта или единственным поставщиком
услуги;
- нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле,
что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения
покупателя это означает, что он должен покупать продукт у
монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых
альтернатив;
- диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет
значительный контроль над
- заблокированное вступление: вступление в отрасль кон курентов в
условиях чистой монополии заблокировано.
Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной
единицы в производстве и на рынке. В соответствии с законодательством ФРГ
доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке
возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на
рынке. В США в течение нескольких десятилетий этот показатель
устанавливался исходя из доли четырех крупнейших фирм. Монополизм в
производстве и на рынке также проявляется в установлении монопольных цен —
завышенных при продаже и заниженных при покупке товаров.
По
происхождению выделяют два
1) естественную, которая существует по объективным причинам
(энергетика, железные дороги, газоснабжение, связь и т.д.);
2) искусственную — специально созданная путем концентрации в чьих-то
руках определенной хозяйственной деятельности (картели, синдикаты,
тресты, концерн и т.д.). Можно также сказать: монопольное положение
фирмы может быть ”естественным", когда она владеет редкими,
уникальными
искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов
образует монополию.
Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это
обусловлено тем, что:
1. она обладает довольно точной информацией о потребителях и
конкурентах;
2. более доступна реклама;
3. монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает
влияние на заказчика в лице государственных учреждений. [13, c.
248]
Следующий моделью несовершенной конкуренции является монополистическая
конкуренция. Ее отличительные признаки:
1) существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль
каждой над ценой, отсутствует
взаимная зависимость, и
фактически невозможен;
2) продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и
различающимися условиями их продажи;
3) экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую
конкуренцию;
4) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое
вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими
нормальной прибыли в
5) тип продукта дифференцированный. [12, c. 180]
На
практике предприниматель,
конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и
стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль.
Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть
и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения
товара (его модификации, качества, внешнего вида и т.д.).
Третья
модель несовершенной
характерные черты:
1) наличие нескольких фирм;
2) тип продукта, стандартизированный или дифференцированный;
3) контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью,
значительный при тайном сговоре;
4) наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;
5) очень
типична неценовая конкуренция,
цен.
Олигополия
более распространена в
производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого
товара.
В зависимости от типа продукции различают олигополию:
1) чистую,
2) дифференцированную.
Предприятия чистой олигополии производят однородный
стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или
сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую
цену на них.
Дифференцированные олигополии обычно специализируются на выпуске
товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры,
электробытовая техника,
сигареты).[13, c. 249]
1.3
Концепция пяти сил
Интенсивность конкуренции резко отличается на разных рынках. В одних
отраслях почти все компоненты получают высокую прибыль, для других же –
типичны убытки, и лишь отдельные фирмы оказываются способными избежать их.
Соответственно, в благополучных отраслях конкуренция носит мягкий характер.
Фирмы могут позволять себе поступать по принципу : “Живи и дай жить
другим”. Напротив, в неблагополучных отраслях идет ожесточенная борьба,
нацеленная на полное вытеснение конкурентов с рынка, ибо для каждой из фирм
победа над соперником – это вопрос жизни и смерти. [ 7, c.43]
Ни
одно предприятие не может
достичь превосходства над
всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на
рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей
степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим
способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие
от тактических действий на рынке стратегия конкуренции должна быть
направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в долгосрочной
перспективе, оцениваемой в 3-5 лет.
Конкурентный анализ включает два основных этапа:
•
определение главных
•
формулирование основных
Признанным
лидером разработки
Гарвардской школы бизнеса М. Портер, автор основных моделей по определению
главных сил конкуренции и вариантов конкурентных стратегий.
Доля рынка, уровень прибыли фирмы определяются тем, насколько
эффективно компания противодействует следующим конкурентным силам (схема
1.):
1) проникающим
в отрасль новым
товары;
2) угрозе
со стороны товаров-
3) компаниям-конкурентам,
уже закрепившимся на
4) воздействию продавцов (поставщиков);
5) воздействию покупателей (клиентов).
1.
Новые конкуренты. Их появление
в отрасли могут
следующие входные барьеры:
- экономия на масштабе и опыте производства уже обосновавшихся в
отрасли фирм помогает
который недоступен потенциальным конкурентам;
- дифференциация продуктов и услуг, то есть опора на торговые марки,
подчеркивающие уникальность товара и признание его покупателями
(например, трудно конкурировать с уникальными свойствами изделий
народных промыслов - Палеха, Гжели. Само появление многочисленных
товаров-подделок подчеркивает
торговых марок);
- потребность в капитале. Очень часто эффективная конкуренция требует
крупных первоначальных
- издержки переориентации, связанные со сменой поставщиков,
переобучением персонала,
продукта и т.д.;
- необходимость
создания новой системы
за отсутствия хорошо
не смогла широко внедриться
со своими персональными
российский рынок;
- политика государства (правительства), не способствующая
проникновению на рынок,
пошлин для иностранных конкурентов или отсутствие льготных
государственных субсидий для новичков.[14, c. 114]
2. Товары-заменители. Обострить конкуренцию может появление товаров,
эффективно удовлетворяющих те же потребности, но несколько иным способом.
Так, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить
предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные
преимущества: это диетический продукт с низким уровнем холестерина.
Препятствиями
на пути товаров-субститутов
- проведение ценовой конкуренции, которая переключает внимание
покупателя с проблемы
Информация о работе Проблема формирования конкурентной среды в Республике Беларусь