Проблемы ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблем ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью следует выделить также и задачи, решаемые в данной работе:
- рассмотрение цены как основной категории рыночной экономики;
- изучение моделей образования цен в конкурентных и монопольных структурах;
- рассмотрение антимонопольного регулирования цен;
- проведение анализа динамики цен в Республике Беларусь;
- изучение специфики белорусского антимонопольного законодательства в отношении цен.

Вложенные файлы: 1 файл

5.6.11_ку_макроэк-ка_проблемы цо на рынке потребю тов-в_митсо.docx

— 438.30 Кб (Скачать файл)

Итак, цена - сложная экономическая категория, в ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения. Цена есть объективная категория, ее величина обусловлена действием законов спроса и предложения и денежного обращения. Рассмотрев понятие цены, перейдем к рассмотрению ее основных функций.

Рыночная экономика не может существовать без хорошо отлаженного ценового механизма. Он состоит из двух взаимодействующих частей:

- сами цены, их сущность, виды, структура, функции, величина и динамика изменения;

- ценообразование как способ, правила установления, формирования новых и изменения действующих цен.

Сущность цены раскрывается с помощью трех концепций: стоимостной, потребительной и меновой.

Суть стоимостной концепции заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости товара, т. е. совокупности общественно необходимых затрат живого и овеществленного труда, израсходованного на производство и реализацию данного товара.

Потребительная, или субъективно-психологическая, концепция отрицает связь между затратами труда и ценой товара на том основании, что цены многих товаров значительно отклоняются от издержек производства, а некоторые из потребляемых благ вообще не требуют никаких затрат труда (например, воздух). Согласно данной концепции основой цены служит субъективная полезность товара, его потребительная стоимость. Цена определяется исключительно субъективно покупателем и продавцом. Она представляет собой денежное выражение потребительной стоимости [4, c. 198-199].

Меновая концепция цены состоит в том, что цена целиком обусловливается соотношением спроса и предложения на рынке, т. е. способностью данного товара быть обмененным на определенное количество другого товара или всеобщего товарного эквивалента - денег. В рамках меновой концепции цена представляет денежное выражение меновой стоимости товара.

Цена - количество денег (или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Цена, как правило, выражает в денежной форме стоимость единицы товара (услуги).

Категория цены тесно связана с категорией стоимости (ценности). Современная теория детально анализирует процесс трансформации цены. С точки зрения функционирования решающими являются отклонения цены от ее среднего значения, складывающиеся на основе спроса и предложения. Случайные отклонения выправляются механизмом рыночного саморегулирования, отклонения же, проистекающие из структурных изменений, становятся устойчивыми и со временем меняют саму стоимость.

Возможность количественного несовпадения цены со стоимостью заключена уже в самой форме цены. Механизм и формы отклонения цены от стоимости определяются:

- конкуренцией предприятий (фирм) различных форм собственности, форм хозяйствования, характером производственных отношений;

- степенью влияния спроса и предложения на цену товаров;

- возможностями государственного регулирования цен;

- динамикой социальных процессов и социальных ориентиров;

- развитием инфляционных процессов.

Цена может перестать быть формой выражения стоимости, так как вещь может иметь цену, не имея стоимости. Цена в этом случае носит не рациональный, а иррациональный характер. Иррациональную форму цены имеют, например, честь, совесть, шельфы и акватории морей и океанов.

Отклонения цен от стоимости, происходящие на основе свободного, нерегулируемого спроса и предложения, представляют собой индикатор общественной необходимости тех или иных видов труда и производства и одновременно - через систему прибылей и убытков - стимул для формирования рациональной, регулируемой соотношением спроса и предложения экономической структуры.

Отклонения цен от стоимости представляют собой самый лучший из всех возможных индикаторов соответствия производства потребностям. Такие отклонения являются наиболее быстро действующим средством информации в том смысле, что при прочих равных условиях падение прибыли отражает снижение общественной заинтересованности в данном виде продукции, и, напротив, рост прибыли не только фиксирует повышение потребности, но и на основе перелива капиталов из менее прибыльных производств в более прибыльные создает реальное средство для удовлетворения возросших потребностей [4, c. 199-200].

Ключевым элементом рыночной экономики является цена равновесия - цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Она балансирует спрос и предложение товара (услуги). Равновесная цена устраняет дефицит или избыток товаров и услуг, сдерживает рост или снижение цен.

Механизм равновесия спроса и предложения регулирует различные рынки (товаров, производственных ресурсов, труда, ценных бумаг и т.д.) с помощью равновесных цен.

Цены играют важную роль как на микро-, так и на макроуровне. На микроуровне цена регулирует хозяйственную деятельность фирмы (предприятия); на макроуровне - формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций. Цены сигнализируют о возникающих в экономике диспропорциях.

Цены нередко используются государством для регулирования ряда экономических процессов, реализации социальной политики. Многие страны практикуют «замораживание» цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен, используют другие формы и способы ценовой политики.

Социально-экономическая сущность цены развернуто проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции цены:

- учетная - цена измеряет в единых признанных денежных знаках стоимость товара, выражает общественно необходимые затраты труда на его производство;

- регулирующая — в рыночной экономике цены представляют собой основной инструмент уравновешивания спроса и предложения. При этом сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования. В нерыночной экономике регулирующая функция директивно навязывается действующим ценам. Такие цены являются неэффективным средством балансирования экономики;

- распределительная - заключается в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара (расширение производства дефицитного и сокращение производства избыточного). В результате инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяет доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей; [5, c. 200-210]

- контрольная - цены переводят показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах; цена становится инструментом учета и контроля;

- социальная - с ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Принято считать, что повышение розничных цен снижает уровень жизни людей и наоборот. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления;

- стимулирующая - как в рыночной, так и в нерыночной экономике цены создают заинтересованность предпринимателей и фирм в повышении объемов производства, снижении издержек ради увеличения прибыли, которая непосредственно связана с ценами на факторы производства, продукцию и услуги;

- информационная - суть этой функции состоит в доведении до всех участников хозяйственной деятельности сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах. Цены выступают носителями оперативной, обширной и в то же время компактной информации, поскольку сообщают о наличии и массиве необходимых товаров, издержках на их производство, уровне технологии производства и о тех направлениях, где можно и следует приложить усилия для достижения собственных целей [5, c. 201].

С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности экономической категории.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены.

1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения  затрат общественного труда, определяется  самой сущностью цены, т.е., являясь  денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится  обществу удовлетворение конкретной  потребности в той или иной  продукции. Цена измеряет, сколько  затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на  изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется  труд. В конечном счете, цена показывает  не только величину совокупных  издержек производства и обращения  товаров, но и размер прибыли.

Однако в условиях рыночных отношений эту функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе последнего на рынок. Дело в том, что рыночная цена может под воздействием рыночных факторов значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.

Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара [13, c. 132].

В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулирование.

Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.

В функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей, которые можно разделить на количественные и качественные.

Количественные показатели - валовый внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.

Качественные показатели - рентабельность, производительность труда, фондоотдача и др.

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет самых различных хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.

В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

2. Стимулирующая функция  цены. Сущность ее выражается  в поощрительном и сдерживающем  воздействии цены на производство  и потребление различных видов  товаров. Цена оказывает стимулирующее  воздействие на производителя (и  это принципиально важно) через  величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.

С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать:

- научно-технический прогресс;

- экономию затрат ресурсов;

- изменение качества продукции;

- изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.

Стимулирующая функция характерна для рыночной цены, которая позволяет производителю выгодно реализовать свою продукцию. В такой функции наиболее эффективны цены, которые обеспечивают высокую прибыль по сравнению с другими товарами. Возможности стимулирования процессов воспроизводства, с помощью действующего в России механизма ценообразования довольно эффективны.

Важное значение имеет стимулирование ценами научно-технического прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой передовой техники, более современной технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет в свою очередь значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

Информация о работе Проблемы ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь