Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблем ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью следует выделить также и задачи, решаемые в данной работе:
- рассмотрение цены как основной категории рыночной экономики;
- изучение моделей образования цен в конкурентных и монопольных структурах;
- рассмотрение антимонопольного регулирования цен;
- проведение анализа динамики цен в Республике Беларусь;
- изучение специфики белорусского антимонопольного законодательства в отношении цен.
Некоторые виды и формы монополий современная западная экономическая наука и законодательство считают нормальным явлением. Нельзя наказывать фирму, которая захватывает значительную долю рынка путем выпуска уникального товара или внедрения новой технологии.
Правительства многих стран, учитывая достоинства и недостатки больших компаний, не препятствуют образованию эффективного крупномасштабного производства.
Антимонопольное регулирование цен осуществляется в соответствии с нормами и требованиями, изложенными в нормативных правовых актах. На сегодняшний день нормативную правовую базу в области конкурентной политики составляют следующие нормативные правовые акты:
Основные документы, регулирующие вопросы ценообразования
1. Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании».
Ценообразование на социально значимые товары (работы, услуги)
1. Постановление Совета
Министров Республики Беларусь
от 14 апреля 2011 г. № 495 «Об утверждении
перечней товаров (работ, услуг), цены
(тарифы) на которые регулируются
Министерством экономики, Министерством
здравоохранения, облисполкомами и
Минским горисполкомом, и признании
утратившими силу некоторых
2. Постановление Министерства
экономики Республики Беларусь
от 27 апреля 2011 г. № 65 «О ценах на
социально значимые товары и
признании утратившими силу
3. Постановление Министерства
экономики Республики Беларусь
от 27 апреля 2011 г. № 66 «О торговых
надбавках к ценам на
4. Решение Брестского
облисполкома от 12 мая 2011 г. № 450 «О
регулировании цен на
5. Решение Брестского
облисполкома от 18 марта 2011 г. № 270 «Об
утверждении Инструкции об
Таким образом, структура рынка - это совокупность тех качественных характеристик, с учетом которых фирмы определяют свое поведение на рынке. При этом во внимание принимается характер продукции (ее уникальность, степень заменяемости, разнообразие ассортимента), монополизировано или немонополизировано производство и сбыт этой продукции (легкость входа на рынок данного продукта и выхода фирмы из него), количество и размер фирм-производителей этой продукции (определяется конкурентность среды), наконец, доступность информации, позволяющей посредством расчетов определить минимальный размер риска при вхождении на рынок и в процессе деятельности фирмы на нем.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности с целью достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.
Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большое число некрупных фирм производят и реализуют однородную, но дифференцированную продукцию.
Фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три важнейших фактора: цену, продукт и рекламно-пропагандистскую деятельность. Комбинации этих переменных должны обеспечивать равновеликую прибыль, в связи с чем фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товаров с целью максимизации прибыли.
3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СПЕЦИФИКА БЕЛОРУССКОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЦЕН
С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений экономических субъектов между собой и государством, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция - высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема производства и увеличением безработицы.
Цена – это денежное выражение стоимости товара; количество денег (товаров и услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги). Цены и ценовая политика – это одна из составляющих экономической деятельности страны, роль которой все более возрастает.
В данной главе проанализируем динамику цен в Республике Беларусь за ряд лет.
Рассмотрим Индексы потребительских цен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Индекс потребительских цен, % (к декабрю предыдущего года)
Наименование |
Годы | ||||||
1995 |
20001) |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Индекс потребительских цен |
244 |
207,5 |
108 |
112,1 |
113,3 |
110,1 |
109,9 |
товаров - всего |
320,3 |
199,1 |
107 |
112,6 |
112,5 |
109,7 |
110,9 |
продовольственных товаров |
313 |
197,2 |
108,4 |
115,9 |
115,9 |
109,4 |
113,1 |
непродовольственных товаров |
358,8 |
207,7 |
103,2 |
105,9 |
106,8 |
110,1 |
107,4 |
услуги |
577 |
321,9 |
111,5 |
110,5 |
116,2 |
111,9 |
106 |
Примечание. Источник: [17].
Таким образом, из таблицы видно, что начиная с 2000 года, происходит снижение индекса потребительских цен. Если в 2000 году индекс составлял 207,5%, то в 2010 году данный показатель отмечается на уровне 109,9%.
Далее рассмотрим средние цены на отдельные виды продовольственных товаров в торговых организациях розничной торговли. Данные отразим в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Средние цены на отдельные виды продовольственных товаров в торговых организациях розничной торговли (руб. за 1 кг)
Категория товаров |
Годы | ||||||
1995 |
20001) |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Говядина 1 категории |
24216 |
1501 |
6166 |
8131 |
10257 |
10955 |
13628 |
Свинина (кроме бескостного мяса) |
28339 |
2359 |
6601 |
7947 |
9704 |
10014 |
11707 |
Мясо птицы |
24738 |
1728 |
5455 |
6732 |
7695 |
8113 |
8867 |
Колбаса вареная, высший сорт |
33982 |
2762 |
8362 |
10338 |
12179 |
12911 |
14145 |
Рыба мороженая |
22615 |
1526 |
2203 |
3691 |
3996 |
4525 |
4965 |
Масло животное |
38359 |
1886 |
7377 |
9977 |
12161 |
13642 |
19042 |
Масло растительное |
23123 |
1021 |
3288 |
5253 |
5412 |
4451 |
6106 |
Молоко, за 1 литр |
3067 |
201 |
792 |
1123 |
1326 |
1447 |
1679 |
Сыр твердый |
40941 |
2447 |
8771 |
11542 |
13985 |
14983 |
18800 |
Яйца, за 1 десяток |
10863 |
656 |
1991 |
2357 |
2689 |
3037 |
3537 |
Сахар-песок |
9956 |
571 |
1464 |
1782 |
1987 |
2203 |
2843 |
Чай черный |
67465 |
6918 |
22329 |
27542 |
33107 |
41841 |
47082 |
Мука пшеничная, высшего сорта |
5912 |
414 |
1145 |
1369 |
1846 |
1903 |
1910 |
Хлеб ржано-пшеничный |
2418 |
317 |
94 |
1161 |
1449 |
1597 |
1864 |
Хлеб из муки пшеничной, высшего сорта |
6576 |
561 |
1504 |
2100 |
2525 |
2557 |
2999 |
Рис шлифованный |
9948 |
482 |
1881 |
2196 |
4513 |
4223 |
4639 |
Макаронные изделия |
10083 |
565 |
1810 |
2249 |
2986 |
3128 |
3152 |
Картофель |
3100 |
104 |
540 |
629 |
735 |
984 |
1754 |
Капуста свежая |
3156 |
91 |
672 |
862 |
683 |
994 |
1754 |
Лук репчатый |
4525 |
215 |
916 |
1232 |
1242 |
1229 |
2154 |
Яблоки |
7232 |
277 |
1777 |
3212 |
2711 |
2365 |
3617 |
Водка, за 1 литр |
49100 |
2885 |
9958 |
11635 |
12683 |
15126 |
16480 |
Коньяк, за й литр |
132908 |
14717 |
46517 |
44050 |
45965 |
48888 |
50619 |
Шампанское, за 1 литр |
41357 |
3439 |
9237 |
11822 |
13278 |
15790 |
16280 |
Пиво, за 1 литр |
7225 |
461 |
1876 |
2211 |
2640 |
2956 |
3409 |
Примечание. Источник: [17].
Таким образом, из таблицы видно, что средние цены на продовольственные товары с каждым годом увеличиваются.
Далее также стоит рассмотреть и средние цены на товары длительного пользования. Данные отразим в таблице 2.3.
Таблица 3.3 - Средние цены на товары длительного пользования (тыс. руб. за единицу)
Категория товаров |
Годы | ||||||
1995 |
20001) |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Телевизоры цветного изображения |
3714,7 |
212,5 |
353,4 |
358,8 |
379,6 |
417,4 |
491,9 |
Фотоаппараты |
292,5 |
22,2 |
89,2 |
144,1 |
118 |
103 |
169,6 |
Холодильники двухкамерные |
4189,2 |
248,3 |
741,8 |
831,2 |
851,5 |
1030,6 |
1191,5 |
Стиральные машины |
1325 |
97,8 |
317,1 |
340,2 |
355,3 |
1079,7 |
1121,9 |
Электропылесосы |
1161 |
76,2 |
168 |
187,2 |
196,6 |
199,7 |
213,7 |
Часы |
81,8 |
5,6 |
16,9 |
20,5 |
23,6 |
31 |
96,2 |
Набор мягкой мебели |
4756 |
377,8 |
1018,9 |
1309,9 |
1560,8 |
1760,1 |
475,7 |
Диван-кровать |
1899,2 |
115 |
377,8 |
543 |
671,7 |
787,8 |
1002,1 |
Стол письменный однотумбовый |
916,3 |
42,7 |
141 |
165,5 |
202,8 |
222,8 |
240,9 |
Швейные машины |
2812,1 |
118,7 |
347,1 |
496,4 |
543,8 |
653,2 |
676,2 |
Мотоциклы дорожные без коляски |
5041,9 |
403,1 |
1410 |
1894,5 |
2856,1 |
3327,9 |
4132,9 |
Велосипеды |
889 |
55,1 |
180,6 |
180,6 |
215,9 |
2627,7 |
310,2 |
Примечание. Источник: [17].
Таким образом, можно сказать, что с каждым годом наблюдается увеличение средних цен на товары длительного пользования в связи с инфляцией.
Рассмотрим индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению по отдельным странам СНГ в таблице 3.4.
Таблица 3.4 - Индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению по отдельным странам СНГ, %
Страны |
Октябрь 2011 г. к |
Январь-октябрь 2011 г. к январю-октябрю 2010 г. | ||
сентябрю 2011 г. |
декабрю 2011 г. |
октябрю 2010 г. | ||
Республика Белурась |
108,2 |
188,7 |
192,3 |
141,8 |
Российская Федерация |
100,5 |
105,2 |
107,2 |
108,9 |
Украина |
100 |
104,2 |
105,4 |
108,6 |
Казахстан |
100,2 |
106,5 |
108 |
108,5 |
Примечание. Источник: [17].
Таким образом, наибольшего роста индекс потребительских цен в октябре 2011 года достиг по отношению к октябрю 2011 года и составил 192,3%.
Наименьшее отношение наблюдается к сентябрю 2011 года – 108,2%.
Динамику индексов потребительских цен на товары и платные услуги населению в 2011 г. отразим на рисунке 3.1 ( в % к декабрю 2010 года).
Рисунок 3.1 - Динамика индексов потребительских цен на товары и платные услуги населению в 2011 г.
Примечание. Источник: [17].
Далее рассмотрим индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению в октябре 2011 г. (в процентах к соответствующему месяцу 2010 г.) на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 - Индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению в октябре 2011 г.
Примечание. Источник: [17].
Как видно из рисунка 3.2, наибольший индекс потребительских цен в октябре 2011 года наблюдается в Республике Беларусь. Это можно объяснить высоким уровнем инфляции и разразившимся в стране кризисом в начале 2011 года.
Информация о работе Проблемы ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь