Проблемы ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблем ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью следует выделить также и задачи, решаемые в данной работе:
- рассмотрение цены как основной категории рыночной экономики;
- изучение моделей образования цен в конкурентных и монопольных структурах;
- рассмотрение антимонопольного регулирования цен;
- проведение анализа динамики цен в Республике Беларусь;
- изучение специфики белорусского антимонопольного законодательства в отношении цен.

Вложенные файлы: 1 файл

5.6.11_ку_макроэк-ка_проблемы цо на рынке потребю тов-в_митсо.docx

— 438.30 Кб (Скачать файл)

Некоторые виды и формы монополий современная западная экономическая наука и законодательство считают нормальным явлением. Нельзя наказывать фирму, которая захватывает значительную долю рынка путем выпуска уникального товара или внедрения новой технологии.

Правительства многих стран, учитывая достоинства и недостатки больших компаний, не препятствуют образованию эффективного крупномасштабного производства.

Антимонопольное регулирование цен осуществляется в соответствии с нормами и требованиями, изложенными в нормативных правовых актах. На сегодняшний день нормативную правовую базу в области конкурентной политики составляют следующие нормативные правовые акты:

Основные документы, регулирующие вопросы ценообразования

1. Закон Республики Беларусь  от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании».

Ценообразование на социально значимые товары (работы, услуги)

1. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 14 апреля 2011 г. № 495 «Об утверждении  перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются  Министерством экономики, Министерством  здравоохранения, облисполкомами и  Минским горисполкомом, и признании  утратившими силу некоторых постановлений  Совета Министров Республики  Беларусь».

2. Постановление Министерства  экономики Республики Беларусь  от 27 апреля 2011 г. № 65 «О ценах на  социально значимые товары и  признании утратившими силу некоторых  постановлений Министерства экономики  Республики Беларусь».

3. Постановление Министерства  экономики Республики Беларусь  от 27 апреля 2011 г. № 66 «О торговых  надбавках к ценам на социально  значимые товары и признании  утратившими силу некоторых постановлений  Министерства экономики Республики  Беларусь».

4. Решение Брестского  облисполкома от 12 мая 2011 г. № 450 «О  регулировании цен на социально  значимые товары».

5. Решение Брестского  облисполкома от 18 марта 2011 г. № 270 «Об  утверждении Инструкции об особенностях  формирования цен на продукцию  общественного питания, реализуемую  в учреждениях образования Брестской  области».

Таким образом, структура рынка - это совокупность тех качественных характеристик, с учетом которых фирмы определяют свое поведение на рынке. При этом во внимание принимается характер продукции (ее уникальность, степень заменяемости, разнообразие ассортимента), монополизировано или немонополизировано производство и сбыт этой продукции (легкость входа на рынок данного продукта и выхода фирмы из него), количество и размер фирм-производителей этой продукции (определяется конкурентность среды), наконец, доступность информации, позволяющей посредством расчетов определить минимальный размер риска при вхождении на рынок и в процессе деятельности фирмы на нем.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности с целью достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.

Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большое число некрупных фирм производят и реализуют однородную, но дифференцированную продукцию.

Фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три важнейших фактора: цену, продукт и рекламно-пропагандистскую деятельность. Комбинации этих переменных должны обеспечивать равновеликую прибыль, в связи с чем фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товаров с целью максимизации прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЦЕН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. СПЕЦИФИКА БЕЛОРУССКОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЦЕН

 

 

С обретением в начале 90-х гг. XX в. независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений экономических субъектов между собой и государством, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция - высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема производства и увеличением безработицы.

Цена – это денежное выражение стоимости товара; количество денег (товаров и услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги). Цены и ценовая политика – это одна из составляющих экономической деятельности страны, роль которой все более возрастает.

В данной главе проанализируем динамику цен в Республике Беларусь за ряд лет.

Рассмотрим Индексы потребительских цен в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Индекс потребительских цен, % (к декабрю предыдущего года)

Наименование

Годы

1995

20001)

2005

2007

2008

2009

2010

Индекс потребительских цен

244

207,5

108

112,1

113,3

110,1

109,9

товаров - всего

320,3

199,1

107

112,6

112,5

109,7

110,9

продовольственных товаров

313

197,2

108,4

115,9

115,9

109,4

113,1

непродовольственных товаров

358,8

207,7

103,2

105,9

106,8

110,1

107,4

услуги

577

321,9

111,5

110,5

116,2

111,9

106


Примечание. Источник: [17].

 

Таким образом, из таблицы видно, что начиная с 2000 года, происходит снижение индекса потребительских цен. Если в 2000 году индекс составлял 207,5%, то в 2010 году данный показатель отмечается на уровне 109,9%.

Далее рассмотрим средние цены на отдельные виды продовольственных товаров в торговых организациях розничной торговли. Данные отразим в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2 – Средние цены на отдельные виды продовольственных товаров в торговых организациях розничной торговли (руб. за 1 кг)

Категория товаров

Годы

1995

20001)

2005

2007

2008

2009

2010

Говядина 1 категории

24216

1501

6166

8131

10257

10955

13628

Свинина (кроме бескостного мяса)

28339

2359

6601

7947

9704

10014

11707

Мясо птицы

24738

1728

5455

6732

7695

8113

8867

Колбаса вареная, высший сорт

33982

2762

8362

10338

12179

12911

14145

Рыба мороженая

22615

1526

2203

3691

3996

4525

4965

Масло животное

38359

1886

7377

9977

12161

13642

19042

Масло растительное

23123

1021

3288

5253

5412

4451

6106

Молоко, за 1 литр

3067

201

792

1123

1326

1447

1679

Сыр твердый

40941

2447

8771

11542

13985

14983

18800

Яйца, за 1 десяток

10863

656

1991

2357

2689

3037

3537

Сахар-песок

9956

571

1464

1782

1987

2203

2843

Чай черный

67465

6918

22329

27542

33107

41841

47082

Мука пшеничная, высшего сорта

5912

414

1145

1369

1846

1903

1910

Хлеб ржано-пшеничный

2418

317

94

1161

1449

1597

1864

Хлеб из муки пшеничной, высшего сорта

6576

561

1504

2100

2525

2557

2999

Рис шлифованный

9948

482

1881

2196

4513

4223

4639

Макаронные изделия

10083

565

1810

2249

2986

3128

3152

Картофель

3100

104

540

629

735

984

1754

Капуста свежая

3156

91

672

862

683

994

1754

Лук репчатый

4525

215

916

1232

1242

1229

2154

Яблоки

7232

277

1777

3212

2711

2365

3617

Водка, за 1 литр

49100

2885

9958

11635

12683

15126

16480

Коньяк, за й литр

132908

14717

46517

44050

45965

48888

50619

 Шампанское, за 1 литр

41357

3439

9237

11822

13278

15790

16280

Пиво, за 1 литр

7225

461

1876

2211

2640

2956

3409


Примечание. Источник: [17].

 

Таким образом, из таблицы видно, что средние цены на продовольственные товары с каждым годом увеличиваются.

Далее также стоит рассмотреть и средние цены на товары длительного пользования. Данные отразим в таблице 2.3.

 

Таблица 3.3 - Средние цены на товары длительного пользования (тыс. руб. за единицу)

Категория товаров

Годы

1995

20001)

2005

2007

2008

2009

2010

Телевизоры цветного изображения

3714,7

212,5

353,4

358,8

379,6

417,4

491,9

Фотоаппараты

292,5

22,2

89,2

144,1

118

103

169,6

Холодильники двухкамерные

4189,2

248,3

741,8

831,2

851,5

1030,6

1191,5

Стиральные машины

1325

97,8

317,1

340,2

355,3

1079,7

1121,9

Электропылесосы

1161

76,2

168

187,2

196,6

199,7

213,7

Часы

81,8

5,6

16,9

20,5

23,6

31

96,2

Набор мягкой мебели

4756

377,8

1018,9

1309,9

1560,8

1760,1

475,7

Диван-кровать

1899,2

115

377,8

543

671,7

787,8

1002,1

Стол письменный однотумбовый

916,3

42,7

141

165,5

202,8

222,8

240,9

Швейные машины

2812,1

118,7

347,1

496,4

543,8

653,2

676,2

Мотоциклы дорожные без коляски

5041,9

403,1

1410

1894,5

2856,1

3327,9

4132,9

Велосипеды

889

55,1

180,6

180,6

215,9

2627,7

310,2


Примечание. Источник: [17].

 

Таким образом, можно сказать, что с каждым годом наблюдается увеличение средних цен на товары длительного пользования в связи с инфляцией.

Рассмотрим индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению по отдельным странам СНГ в таблице 3.4.

 

Таблица 3.4 - Индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению по отдельным странам СНГ, %

Страны

Октябрь 2011 г. к

Январь-октябрь 2011 г. к январю-октябрю 2010 г.

сентябрю 2011 г.

декабрю 2011 г.

октябрю 2010 г.

Республика Белурась

108,2

188,7

192,3

141,8

Российская Федерация

100,5

105,2

107,2

108,9

Украина

100

104,2

105,4

108,6

Казахстан

100,2

106,5

108

108,5


Примечание. Источник: [17].

 

Таким образом, наибольшего роста индекс потребительских цен в октябре 2011 года достиг по отношению к октябрю 2011 года и составил 192,3%.

Наименьшее отношение наблюдается к сентябрю 2011 года – 108,2%.

Динамику индексов потребительских цен на товары и платные услуги населению в 2011 г. отразим на рисунке 3.1 ( в % к декабрю 2010 года).

 

 

Рисунок 3.1 - Динамика индексов потребительских цен на товары и платные услуги населению в 2011 г.

 

Примечание. Источник: [17].

 

Далее рассмотрим индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению в октябре 2011 г. (в процентах к соответствующему месяцу 2010 г.) на рисунке 3.2.

 

 

Рисунок 3.2 - Индексы потребительских цен на товары и платные услуги населению в октябре 2011 г.

 

Примечание. Источник: [17].

Как видно из рисунка 3.2, наибольший индекс потребительских цен в октябре 2011 года наблюдается в Республике Беларусь. Это можно объяснить высоким уровнем инфляции и разразившимся в стране кризисом в начале 2011 года.

Информация о работе Проблемы ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь