Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблем ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью следует выделить также и задачи, решаемые в данной работе:
- рассмотрение цены как основной категории рыночной экономики;
- изучение моделей образования цен в конкурентных и монопольных структурах;
- рассмотрение антимонопольного регулирования цен;
- проведение анализа динамики цен в Республике Беларусь;
- изучение специфики белорусского антимонопольного законодательства в отношении цен.
Следует отметить, что современные рыночные отношения не имеют вариантов идеальных рыночных структур и вместе с тем для понимания несовершенной конкуренции в качестве идеальной будет выступать чистая конкуренция, ибо только с ее помощью возможно восприятие тех ограничений, которые вносит на рынок монополия. С помощью же реальных рыночных структур дается обстоятельное описание реально функционирующих рыночных отношений. Сочетание идеального и реального подходов к описанию функционирующих рыночных отношений позволяет выделить в них следующие рыночные структуры: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия [1, c, 243-244].
Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренция рассматривается как экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям, или как состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности с целью достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.
Она существует всегда и везде, где между субъектами возникает соперничество за свои интересы. Как экономическое отношение конкуренция выражает причинно-следственную зависимость между интересом субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами развития экономики.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.
В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция приобретает разрушающий характер. Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников, в которых фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкурентной борьбы [4, c. 179-180].
В экономической литературе большое внимание уделяется видам конкуренции. В частности, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция - это свободное соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Такой конкуренции присущи следующие черты:
- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма в этом случае имеет относительно небольшой размер, поэтому объем ее производства незначителен;
- возможность свободного доступа в различные производственные секторы;
- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора;
- хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, величину спроса и предложения.
Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Соблюдение этих условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Рыночные отношения здесь представлены парным отношением «продавец-покупатель».
Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется спросом и предложением. При прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при снижении цен и меньше - при их повышении. Продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше - при их понижении.
В условиях совершенной конкуренции отдельная фирма определяет тот объем производства продукции, при котором она получит максимальную прибыль или понесет минимальные убытки в краткосрочном периоде. Существуют два подхода к определению такого объема производства:
- сравнение валового (общего) дохода и валовых (общих) издержек;
- сравнение предельного дохода и предельных издержек [4, c. 181-182].
Несовершенная конкуренция - это ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на их цену.
Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Условия, в которых обычно протекает конкуренция, называются рыночной структурой. Рыночные структуры различаются между собой по количеству и размеру фирм в отрасли, характеру выпускаемой продукции и контроля над ценами, достаточности рыночной информации, а также условиям входа на рынок и выхода из него.
Рынок свободной конкуренции характеризуется:
- наличием множества фирм, причем доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
- однородностью и взаимозаменяемостью производимых конкурентами товаров;
- отсутствием ценовых ограничений.
В условиях свободной конкуренции ни одно предприятие не оказывает заметного влияния на ценообразование; цена на товар складывается исключительно под воздействием совокупного спроса и предложения. Отдельное предприятие не имеет ценовой политики, т.е. способности регулировать цену. Оно может только приспосабливаться к рыночной цене, которая рассматривается как величина данная, задаваемая рынком. Конкурентный продавец скорее соглашается с ценой, нежели диктует ее. Обычно цена не изменяется и при расширении объемов производства.
Вместе с тем из практики известны случаи воздействия на конъюнктуру рынка путем «случайного» снижения цен. Сначала цена устанавливалась на максимально высоком уровне, а затем происходило ее медленное снижение до уровня рыночных цен. Расчет делался на то, что даже в случае кратковременного использования высоких цен предприятию все же удавалось продать какое-то количество товаров, увеличивая, таким образом, свой доход. Высокая цена должна была создавать впечатление наличия у предприятия дополнительных затрат, связанных с повышением качества. Обычно это впечатление быстро проходит, поскольку покупатель убеждается в несоответствии реального качества приобретенного им товара установленному уровню цены [18].
Значение анализа чистой конкуренции состоит в том, что, во-первых, существуют рынки, которые очень близки к этой модели, например рынок пшеницы, некоторые финансовые рынки, а значит, изучение абстрактной модели совершенной конкуренции может помочь объяснению закономерностей их развития. Во-вторых, конкурентную отрасль можно рассматривать как простейшую ситуацию, которая может служить исходным пунктом для определения спроса, предложения, цены и объема производства в более сложных моделях конкуренции. В-третьих, с совершенной конкуренцией, как со стандартом, можно сравнивать эффективность реальной экономики, других форм конкуренции с целью выработки рекомендацией по их совершенствованию.
На рынке с преобладанием совершенной конкуренции выполняются следующие условия:
1. Множество конкурирующих продавцов продает стандартизированную (однородную) продукцию многим покупателям.
2. Каждая фирма имеет менее 1% общего объема продаж за любой данный период времени.
3. Отдельная фирма не рассматривает конкурентов как угрозу ее рыночной доле продаж, а поэтому не интересуется производственными решениями других фирм.
4. Информация о ценах, технологии, прибыли доступна. Фирмы имеют возможность быстро реагировать на изменение условий рынка путем перемещения применяемых ресурсов.
5. Не существует ограничений для входа на рынок и выхода из него [5, c. 248-249].
В соответствии с перечисленными условиями совершенной конкуренции доля отдельной фирмы в общем объеме предложения очень мала. Следовательно, отдельная конкурентная фирма не может ощутимо воздействовать на цену. Последняя устанавливается на основе рыночного спроса и рыночного предложения. На рисунке 2.1, а видно, что на отраслевом рынке цена устанавливается на уровне 12 единиц. Отдельная фирма только приспосабливается к цене, которую диктует рынок.
Таким образом, кривая рыночного спроса является типичной кривой спроса, имеющей отрицательный наклон. Это говорит о том, что в конкурентной отрасли объем продаж может быть увеличен только путем установления более низкой цены на товар. На рис. 2.1, б видно, что кривая спроса для отдельной фирмы совершенно эластична, так как отдельная фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем, что цена остается постоянной, предельный доход (MR) также постоянен и совпадает с кривой спроса (каждая дополнительно проданная единица добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене).
Рисунок 2.1 – Установление цены на отраслевом конкурентном рынке (а); кривая спроса и цена для отдельной фирмы (б)
Примечание. Источник: [5, c. 250].
Валовой доход (TR) определяется умножением цены на соответствующее количество продукта. При постоянной цене каждая дополнительная реализованная единица увеличивает валовой доход на одну и ту же величину, поэтому кривая валового дохода имеет вид восходящей из начала координат прямой линии.
Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большое число некрупных фирм производят и реализуют однородную, но дифференцированную продукцию.
Монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для нее характерно значительное число товаропроизводителей, которое превышает минимум 25 субъектов (хотя четких границ здесь не существует). Однако каждое предприятие в определенных рамках обладает контролем над ценой.
Поскольку монополистическая конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции и монополии, можно выделить следующие ее признаки:
- как и при совершенной конкуренции, в отрасли действует много фирм;
- все фирмы имеют определенную возможность устанавливать цену на производимые ими товары, так как каждая из них реализует продукт, отличный от товаров других фирм;
- производство дифференцированного продукта (частично либо полностью заменяемого) позволяет фирме устанавливать на него цену и изменять ее в зависимости от действий конкурентов, производящих товары-субституты;
- каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка;
- ограниченный контроль над ценами;
- невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен;
- отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли;
- самостоятельность фирм в определении своей структуры;
- свобода входа и выхода фирм из отрасли [4, c. 191-192].
Применение ценовых методов соперничества в условиях монополистической конкуренции обусловлено невозможностью тайного сговора между фирмами по вопросу уровня цен, так как предлагаемая продукция дифференцированна, хотя и взаимозаменяема.
В условиях монополистической конкуренции новые фирмы появляются до тех пор, пока из производства извлекается прибыль. Появление на рынке новых фирм снижает спрос и предельный доход. Следовательно, принцип максимизации прибыли регулирует действия фирм не только в области производства и ценообразования, но и в сфере приложения капитала в национальной экономике.
Долгосрочное равновесие достигается в случае, если цена покрывает издержки производства на единицу продукции. Следовательно, при монополистической конкуренции не достигается ни эффект использования ресурсов (цена больше предельных издержек), ни производственная эффективность (цена больше минимальных средних издержек).
Неэффективность рыночного механизма монополистической конкуренции связана с двумя моментами. Первый - равновесная цена на таком рынке превышает предельные издержки. Это значит, что покупатель не только покрывает издержки производства дополнительных единиц продукции, но и терпит определенные убытки. Второй момент обусловлен достижением объема производства, меньшего, чем его масштаб, обеспечивающий минимизацию средних общих издержек. В реальной ситуации это может проявляться в неполной загруженности имеющихся производственных мощностей. Такая неэффективность ухудшает материальное положение покупателей в результате установления высоких цен и сокращения предложения товаров.
Однако отмеченное выше не свидетельствует о том, что монополистическая конкуренция нежелательна. Можно выделить следующие положительные черты монополистической конкуренции:
Информация о работе Проблемы ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь