Проблемы ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение проблем ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь.
В связи с поставленной целью следует выделить также и задачи, решаемые в данной работе:
- рассмотрение цены как основной категории рыночной экономики;
- изучение моделей образования цен в конкурентных и монопольных структурах;
- рассмотрение антимонопольного регулирования цен;
- проведение анализа динамики цен в Республике Беларусь;
- изучение специфики белорусского антимонопольного законодательства в отношении цен.

Вложенные файлы: 1 файл

5.6.11_ку_макроэк-ка_проблемы цо на рынке потребю тов-в_митсо.docx

— 438.30 Кб (Скачать файл)

Далее рассмотрим индексы потребительских цен на отдельные виды товаров в октябре 2011 г. (в процентах к предыдущему месяцу). Данные отразим в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5 - Индекс потребительских цен на отдельные виды товаров в октябре 2011 г.

Категория товаров

Страна

Республика Беларусь

Российская Федерация

Украина

Казахстан

Продукты питания (без алкогольных напитков)

110,9

100,5

99,7

100,1

мясо и мясопродукты

111,9

100,8

100,7

101,8

молоко

110,1

101,3

103,6

101,4

сыры

120,6

102,3

103

100,3

масло животное

126,2

101,1

102,4

100,6

масло растительное

100,7

99,7

98,9

100,3

яйца

124,5

102,7

108

103,7

сахар-песок

116,6

93,8

88,1

91,6

макаронные изделия

104,1

99,6

100,1

100,2

картофель

91

91,1

82,2

90,1

овощи

131,7

92,8

93,8

94

фрукты

109,6

105,5

96,9

99,4

Алкогольные напитки

109,4

100,5

100,4

100,1

Табачные изделия

104,2

101,4

101,5


Примечание. Источник: [17].

 

Как видно из таблицы 3.5, наибольший индекс цен на потребительские товары наблюдается в Республике Беларусь по сравнению с другими странами.

С 1 марта 2011 г. в силу вступил Указ №72 Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», согласно которому определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). С принятием указа отменяются предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики, которые ранее устанавливались правительством. Соответственно отменяется регистрация этих цен (тарифов). Исключена необходимость представления экономических расчетов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при определении уровня применяемых ими цен (тарифов).

Таким образом, можно отметить, что в связи с принятием нового указа в Минэкономики не прогнозировали значительного изменения цен, но по оценке Национального статистического комитета, цены за три недели февраля увеличились на 2,8 %, а с начала года – на 4,2 %. Больше всего увеличилась цена на крупы (15,5 %), сахар (9,9 %), картофель (7,2 %). Также подорожали услуги дошкольных учреждений (36,6 %), жилищно-коммунальные услуги (18,2 %), увеличилась цена высшего образования (4,7 %).

Такой скачок цен обусловлен рядом факторов: рост инфляции, таможенных пошлин, девальвация американского доллара по отношению к евро, тенденция роста цен в странах-импортерах на продовольствие в связи с неурожаем ряда основных культур, а также увеличение стоимости топливно- энергетических и материально-технических ресурсов. Беларусь не может сама диктовать условия по линии формируемых в стране цен, а принимает их извне, особенно по импортируемым товарам.

Согласно прогнозу социально-экономического развития на 2011 год, уровень инфляции в Беларуси должен составить 7,5-8,5%. С начала 2011 года инфляция уже достигла 4,2 %, а в марте она составила 2,8%. А в 2010 году инфляция в Беларуси в январе-марте была 2,5%.

Цена на продовольственные товары в феврале 2011 г. по сравнению с декабрем 2010 г. увеличилась на 4,4%, а на непродовольственные товары – на 0,6 %. Также, стоит отметить, что с каждым месяцем уровень инфляции повышается.

В данном случае уместно использовать термин «агфляция», который означает процесс опережающего увеличения цены продовольствия и технических культур сельскохозяйственного происхождения по сравнению с общим ростом цен или с ростом цен в несельскохозяйственной сфере. Перспективы к снижению цен на продовольственные товары и платные услуги для большинства стран мира сегодня сводятся практически к нулю. Все экономисты, как на Западе, так и на Востоке, считают рост цен на продовольственные товары неизбежным.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что цена – это:

- денежное выражение стоимости  какого-либо товара или услуги;

- экономическая категория, служащая для косвенного измерения  величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени;

- сумма денег, уплачиваемая  покупателем (потребителем) за приобретаемый  им товар, представленный в виде  продукта или оказанных услуг (выполненных работ).

Уровень цены формируется под влиянием ряда не зависящих от участников сделки объективных обстоятельств, к которым относятся особенности товара, его конкурентоспособность, соотношения спроса и предложения на рынке, государственное регулирование цен, степень монополизации рынка, а также под воздействием субъективных обстоятельств – выбора определенного рынка, контрагента, времени, места и способа заключения сделки, знаний и опыта использования конъюнктуры рынка.

Существуют следующие основные системы цен: оптовые цены, цены на строительную продукцию, закупочные цены, розничные цены, тарифы транспорта и связи.

Цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

Решение об установлении цены – это конкретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная из нескольких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различных методов ценообразования.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

Категория цены тесно связана с категорией стоимости (ценности).

Цены нередко используются государством для регулирования ряда экономических процессов, реализации социальной политики. Многие страны практикуют «замораживание» цен, фиксацию цен на некоторые товары, издают специальные законы, контролируют динамику цен, используют другие формы и способы ценовой политики.

Постоянно возрастает значение  функции  цены как средства  более рационального  размещения  производства. С помощью механизма  цен происходит перелив капиталов  в те секторы экономики,  в развитие тех производств, где имеется высокая  норма прибыли, что осуществляется под воздействием  конкуренции и движения спроса.

структура рынка - это совокупность тех качественных характеристик, с учетом которых фирмы определяют свое поведение на рынке. При этом во внимание принимается характер продукции (ее уникальность, степень заменяемости, разнообразие ассортимента), монополизировано или немонополизировано производство и сбыт этой продукции (легкость входа на рынок данного продукта и выхода фирмы из него), количество и размер фирм-производителей этой продукции (определяется конкурентность среды), наконец, доступность информации, позволяющей посредством расчетов определить минимальный размер риска при вхождении на рынок и в процессе деятельности фирмы на нем.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности с целью достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.

Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, когда сравнительно большое число некрупных фирм производят и реализуют однородную, но дифференцированную продукцию.

Фирмы в условиях монополистической конкуренции для обеспечения максимальной прибыли должны использовать три важнейших фактора: цену, продукт и рекламно-пропагандистскую деятельность. Комбинации этих переменных должны обеспечивать равновеликую прибыль, в связи с чем фирмы на рынке всегда находятся в поиске вариантов наиболее удобной продажи товаров с целью максимизации прибыли.

Отметим также, что в связи с разразившимся кризисом в стране в начале 2011 года, цены на товары выросли в 2-3 раза по сравнению с предыдущим годом. В связи с уменьшением курса белорусского рубля по отношению к иностранной валюте и обесцениваем национальной валюты, инфляция на сегодняшний момент составила более 80%.

Таким образом, важнейшим условием дальнейших экономических преобразований в нашей стране является целесообразное установление и эффективное воздействие системы ценообразования, от которой зависит разработка целостной системы экономических методов управления, финансовое оздоровление, дальнейшее развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, рост национального дохода и повышение эффективности конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия (фирм и компаний) различных форм собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Базылев, Н.И., Базылева, М.Н. Экономическая теория : Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Мн. : Книжный Дом, 2004. – 608 с.
  2. Куликов, Л.М. Экономическая теория : Учебник / Л.М. Куликов. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.
  3. Зенькова, Л.П. Макроэкономика : учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн. : ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с., ил.
  4. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории : Учеб. / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович; М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн. : «Интерпрессервис»; «Мисанта» 2003. – 496 с.
  5. Плотницкий, М.И. Микроэкономика : Учеб. пособие / М.И. Плотницкий Э.И., А.К. Корольчук, Л.В. Лемешевская, М.К. Радько; Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд. – Мн. : Новое знание, 2003. – 427 с.
  6. Никитенко, П.Г. Макроэкономика : Учебн. Пособие / П.Г. Никитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и др.; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн. : ОДО «Равноденствие», 2004. – 296 с.
  7. Туманова, Е.А., Шагас, Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода : Учебник. / Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас.  – М. : ИНФРА-М, 2004. – 400 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
  8. Беляева, И.Ю., Панина О.В., Головинский В.В. Цены и ценообразование. Управленческий аспект: Учебное пособие. / И.Ю. Беляева, О.В. Панина, В.В. Головинский. – М.: КНОРУС, 2004. – 160 с.
  9. Житов, Р.Е. Ценообразование: Учебное пособие. / Р.Е. Житов. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005. – 50 с.
  10. Тактарова, Г.А. Ценообразование: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Тактарова. – М. : Финансы и статистика, 2005. – 176 с.
  11. Салимжанов, И.К. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. И.К. Салимжанова. – М. : ЗАО «Финстатинформ», 2003. – 304 с.
  12. Салимжанов, И.К. Ценообразование и налогообложение. Учебник / Под ред. И.К. Салимжанова. – М. : ООО «ТК Велби», 2008. – 258 с.
  13. Чибинев, В.М., Очередько В.П., Чибинев А.М. Ценообразование : Учебное пособие. – СПб. : ООО «Лексикон», 2000. – 172 с.
  14. Шуляк, П.Н. Ценообразование: Учебное пособие. / Под ред. П.Н. Шуляк. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296 с.
  15. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, J1.B. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - Минск: Книжный Дом, - 2004.
  16. Пранович, М.В. Эконометрическое моделирование индекса потребительских цен с использованием механизма коррекции ошибок / Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.-№ 9. - 2003.
  17. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: [Электронный ресурс]: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/prices_ cis.php. Дата доступа: 17.11.2011.
  18. Особенности ценообразования при различных моделях рынка: [Электронный ресурс]: http://robotlibrary.com/book/186-yekonomika-predpriyatiya/165-3-osobennosti-cenoobrazovaniya-pri-razlichnyx-modelyax-rynka.html. Дата доступа: 17.11.2011.
  19. Герасименко, В.В. Ценовая политика фирмы: Учебное пособие. / Под ред. В.В. герасименко. - М. : Феникс, 2008. – С. 132.

 

 

 

1 С учетом деноминации (уменьшение в 1000 раз)


Информация о работе Проблемы ценообразования на рынке потребительских товаров в Республике Беларусь